Такие дела

У нас узбеков больше, чем таджиков

Сколько в России трудовых мигрантов? Ответ часто зависит от отношения человека к приезжим и от его желания обострить вопрос: оценки разнятся от 1,5 до 20 миллионов. Но большинство экспертов, которые занимаются исследованием миграции, сходятся на других цифрах: сейчас трудовых мигрантов в России порядка пяти миллионов. 90% этих людей приехали из стран СНГ. 66% — из Средней Азии — Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.

Как менялся поток мигрантов

Россия — основное государство на пространстве СНГ по приему трудовых мигрантов. Так вышло не сразу. После распада СССР миграция в Россию носила в большей степени репатриационный характер, основную массу мигрантов составляли русские, возвращавшиеся из бывших союзных республик. И только к началу 2000-х среди миграционных потоков в Россию начинают заметно преобладать трудовые — они росли вплоть до 2014 года, когда достигли пика.

На рисунке показано по годам, сколько трудовых мигрантов получили разрешение работать в России. Речь идет только об иностранцах, и только о тех из них, кто приехал именно поработать, а не осесть (хотя часто мы наблюдаем, как один процесс перетекает в другой — трудовые мигранты становятся иммигрантами, и наоборот — люди, получившие долгосрочные статусы, вид на жительство или даже гражданство, поработав, возвращаются на родину).

Источник: данные ФМС РФ

Но трудовые мигранты, численность которых отражена на графике, это только те, кто официально оформил документы для трудоустройства в России. По мнению исследователей, общая численность иностранных мигрантов, включая нелегалов, в разные годы была в два-три раза выше цифр официальной статистики. В начале 2000-х речь шла примерно о трех миллионах, потом их число росло, пока не достигло в 2014 году пика — примерно шести-семи миллионов.

Как миграция уходит в тень и выходит из тени

Менялись не только общие объемы трудовой миграции, но и соотношение легальной и нелегальной составляющих. В основном на этот процесс влияли изменения миграционного законодательства и правоприменительной практики. Наиболее яркий пример — либерализация миграционного законодательства в 2006 году: когда были приняты новый федеральный закон «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» №109-ФЗ и новая редакция закона «О правовом положении иностранных граждан» №110-ФЗ; оба закона были введены в действие с 15 января 2007 года. Среди главных нововведений — миграционный учет по месту пребывания из разрешительного стал уведомительным, а разрешение на работу стало выдаваться самому мигранту, а не его работодателю, как это было раньше (то есть была ликвидирована жесткая привязка работника к работодателю). На приведенном выше графике отчетливо видно, как уже в первый год действия нового законодательства — 2007-й — число официально оформленных мигрантов увеличилось более чем в два раза.

Читайте также Как у нас получилось отменить рабство   В России принято подозрительно относиться к реформам — как бы хуже не стало. Но бывали в нашей истории времена, когда власть не только понимала необходимость реформ, но даже их проводила
 

В 2009 году из-за кризиса численность работавших в России мигрантов, по оценкам экспертов, снизилась на 10%. Однако официальная статистика демонстрировала намного большее падение: например, в Москве число выданных разрешений на работу в 2009 году уменьшилось по сравнению с 2008 годом почти на 40%. Для защиты национального рынка труда в период кризиса государство ужесточило правоприменительную практику — и часть иностранных работников была снова вытолкнута «в тень».

В 2011–2014 годах вновь наблюдался рост как общего числа трудовых мигрантов, так и легально оформлявших свое право работать в России. Этому способствовало введение патента для мигрантов из стран СНГ, занятых у физических лиц. Патент могут получить все желающие, которых за четыре года набралось шесть миллионов (данные ФМС РФ).

Сегодня около 90% иностранных работников в России – из стран СНГ

В два последних года — 2015-й и 2016-й — потоки трудовой миграции в Россию вновь сильно поменялись. И дело опять не только в экономическом кризисе, но и в коренных изменениях миграционного законодательства, вступивших в силу как раз в январе 2015 года. С этого времени граждане стран СНГ получили право оформлять патент не только для работы у физических лиц, как это было с 2010 года, но и для работы у юридических лиц. По логике, это должно было закономерно вызвать снижение числа оформленных разрешений на работу (их теперь получают только представители дальнего зарубежья), и рост числа выданных патентов. Однако на графике мы видим, что сумма оформленных документов, наоборот, сократилась практически вполовину. Виной тому не только экономические сложности, но и резкое удорожание патента. Стоимость оформления колебалась от 14 тысяч рублей в Москве до 50-60 тысяч рублей в Приморском крае (за счет активной деятельности посредников), а ежемесячная цена патента, которую мигрант платит в виде аванса по подоходному налогу, – от полутора тысяч до восьми тысяч рублей.

Откуда едут мигранты

На работу в Россию приезжают мигранты из нескольких десятков стран мира. Однако на протяжении 2000-х доли основных стран — поставщиков рабочей силы — менялись весьма существенно.

Прежде всего кардинально изменилось в целом соотношение трудовых мигрантов из дальнего зарубежья (Китай, Турция и другие) и стран СНГ (Узбекистан, Таджикистан и другие): если в 2000-2005 годах, по данным официальной статистики, доли были примерно равны, то уже начиная с 2007 года страны СНГ заметно опередили дальнее зарубежье.

В настоящее время около 90% иностранных работников на рынке труда России — из стран СНГ (согласно заявленной цели въезда в РФ — работа по найму, см. рисунок). Основная причина таких изменений — миграционное законодательство, введенное с 2007 года, существенно облегчило трудоустройство мигрантов из безвизовых стран.

Источник: данные ГУВД МВД РФ, ЦБДУИГ

Существенно изменились за десять лет и доли каждой из основных посылающих стран. В 2000 году первое место по официально работающим мигрантам принадлежало Украине (30% от всего потока), вторым был Китай (13%), третьей — Турция (9%). В 2006 году лидерами остались Китай и Украина, но они поменялись местами: 21% и 17% соответственно; за ними вплотную следовали Узбекистан, Турция и Таджикистан (около 10% из каждой страны). Начиная же с 2007 года лидерское место прочно закрепилось за Узбекистаном, а вторым все время остается Таджикистан. С 2008 года быстро начала расти трудовая миграция из Киргизии.

Читайте также Фабрика по сортировке людей   По телевизору не раз показывали, как Москва заботится об иностранцах — как быстро и просто они теперь могут получить заветные документы. И это все правда. Почти. Пока в дело не вмешиваются люди, которые превращают прозрачный и понятный процесс в обыкновенный ад  

Таким образом, вклад стран Средней Азии в трудовую миграцию в Россию изменился кардинально: в 2006 году на Узбекистан, Таджикистан и Киргизию приходилось 17% общего трудового потока в Россию, в 2008 году — уже более 50%, а в настоящее время — около 66%.

Среди стран дальнего зарубежья четверка лидеров в настоящее время выглядит следующим образом: на первом месте Китай, затем Северная Корея, Вьетнам и Турция.

Начиная с середины 2014 года все трудовые мигранты, въезжающие в Россию, обязаны вписывать в миграционные карты, оформляемые на границе, цель въезда — «работа по найму». В противном случае они не смогут здесь оформить разрешительные документы и официально трудоустроиться. В среднем в течение года с такой целью на территории России пребывают около 3,8-3,9 миллионов мигрантов из СНГ и около 170-180 тысяч — из дальнего зарубежья. Еще около миллиона (по оценкам автора на основании опросов мигрантов) продолжают въезжать в Россию для работы, но указывают при этом другие цели; особенно много таких среди граждан Украины.

Таким образом, общая численность трудовых мигрантов в России в последние два года колеблется в районе пяти миллионов. При этом примерно каждый четвертый из этих пяти миллионов никак официально не оформляет свое право трудиться в России. Правда, следует учесть, что мигранты из стран Евразийского экономического союза (Белоруссии, Казахстана, Армении и Киргизии) с 2015 года имеют на это официальное право (работать без оформления патентов или разрешений на работу, практически на тех же условиях, что и российские граждане). В настоящее время их в России около 0,9 миллиона.

Автор — географ, демограф, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС

Exit mobile version