Как волонтерам и благотворительным организациям грамотно использовать все возможности «ВКонтакте»
В феврале 2017 года «ВКонтакте» запустила новое направление — «Благотворительность». Крупнейшая социальная сеть России решила помочь благотворительным организациям стать более эффективными и научить их грамотно пользоваться возможностями «ВКонтакте». Спустя полгода программа стала работать на полную мощность: в социальной сети действует система верификации фондов, запустилась программа дистанционного обучения для сотрудников НКО, а благотворительные организации получили первые десять грантов на поддержку своих проектов.
Руководитель направления «Благотворительность» Ирина Шубина рассказала, какие возможности предоставляет «ВКонтакте» для волонтеров и благотворительных организаций.
Онлайн-курсы о благотворительности и работе НКО в социальных сетях доступны для всех желающих. Все видео публикуются в отдельном альбоме в официальном сообществе «Благотворительность ВКонтакте». В этой же группе есть список проверенных социально ориентированных некоммерческих организаций, верифицированных «ВКонтакте», — с этими проектами можно ознакомиться и поддержать любой из них.
В описании группы «Благотворительность ВКонтакте» собраны все основные вопросы, возникающие у благотворительных фондов при работе с соцсетью. О том, как администрировать сообщества именно во «ВКонтакте», есть отдельное бесплатное руководство. Если вы хотите узнать что-то еще, смело пишите в личные сообщения «Благотворительности ВКонтакте» — служба поддержки старается отвечать на все обращения максимально быстро.
Еще для всех сообществ в социальной сети доступно приложение для сбора пожертвований. Использовать его может любая организация, но если группа будет верифицирована администрацией «ВКонтакте», то у подписчиков сообщества появится возможность поддержать сбор и запостить виджет с кнопкой пожертвования у себя на странице. Сейчас эта функция находится в процессе разработки.
Тестовая запись в сообществе фонда «Нужна помощь»Верификация благотворительных сообществ — это не только признание подлинности ее странички, но в первую очередь гарантия надежности и эффективности организации. Верификация позволяет участвовать в партнерских проектах и подавать на гранты от администрации «ВКонтакте». Но, чтобы ее пройти, нужно соответствовать сразу нескольким критериям.
Верифицировать можно только организацию, официально зарегистрированную как некоммерческая. Администрация «ВКонтакте» обращает внимание на два основных параметра — на то, как ведется страничка сообщества, и на успехи в деятельности организации.
Верифицированное благотворительное сообщество прежде всего должно быть понятным пользователям и открытым.
1. В группе должна быть вся необходимая информация. Заходя в группу, любой должен без труда найти информацию о том, чем занимается организация, какую миссию она выполняет и как можно получить помощь.
2. У подписчиков должна быть возможность связаться с администрацией группы. Важно, чтобы взаимодействие с пользователями могло проходить не только по официальным контактам организации, но и через более доступные средства коммуникации — сообщения сообществ, контакты администраторов групп (ссылки на личные страницы).
3. Члены сообщества должны принимать участие в его деятельности. В группе должна быть возможность открытого общения администрации и подписчиков — открытые комментарии к постам, обсуждения актуальных тем.
4. Необходимо качественно модерировать контент. Важно, чтобы всей информации, которая размещена в группе, можно было доверять безоговорочно. Поэтому «ВКонтакте» просит следить за тем, чтобы в группе не публиковались записи о сторонних частных сборах средств и другая непроверенная информация. Контент по тематике организации должен быть интересным, актуальным и разнообразным.
5. Работа благотворительной организации должна демонстрироваться в сообществе. Для того чтобы делиться планами и успехами, можно использовать разделы «Фотографии», «Обсуждения» и записи на стене.
6. Группа должна развиваться. Сейчас «ВКонтакте» верифицирует сообщества, в которых состоит не менее трех тысяч участников.
Если сообщество соответствует всем критериям, администрация «ВКонтакте» вместе с экспертами благотворительной сферы переходит к оценке деятельности самой организации. Особое внимание уделяется системному подходу к работе, наличию интересных инфраструктурных проектов и амбициозных планов.
Наконец, одним из важнейших критериев является уровень ответственности организации и этичного подхода к работе. «ВКонтакте» поддержала решение крупнейших благотворительных фондов о том, что сборы средств должны осуществляться только теми официальными способами, по которым возможно предоставление полной и прозрачной финансовой отчетности. Сообщества организаций, которые собирают средства через ящики для пожертвований на улице, верифицированы не будут. Также «ВКонтакте» не верифицирует группы, которые собирают средства на частные банковские карты и электронные кошельки, не зарегистрированные на организацию, — в таких случаях невозможно гарантировать наличие прозрачной финансовой отчетности.
Раз в год администрация «ВКонтакте» осуществляет реверификацию всех верифицированных благотворительных проектов: смотрит статистику и отчетность, проверяет полноту информации в группе, анализирует развитие проекта.
Теперь вы можете попробовать получить грант от «ВКонтакте». Основные формы получения этого гранта — бюджет на таргетированную рекламу в социальной сети или продвижение видеоконтента.
Любая запись сообщества может быть бесплатно показана необходимой аудитории. Настраивается это максимально подробно: можно указать географию проживания, демографические показатели и даже интересы тех пользователей, которые увидят сообщение.
С видеороликами чуть сложнее. «ВКонтакте» размещает видеозапись на страницу рекомендованных, где их могут увидеть пользователи соцсетей. Возможностей настройки аудитории здесь меньше: видео надо заранее выбирать такое, чтобы оно могло быть интересно максимально широкому количеству людей. Подойти к съемке ролика нужно тщательно: администрация «ВКонтакте» продвигает только качественные видео.
Качественные не значит дорогие. Пример того, как интересно можно рассказать о сложной проблеме, — видеоролики петербургской благотворительной организации «Ночлежка», помогающей бездомным и малоимущим. Как рассказала фандрайзер «Ночлежки» Виктория Рыжкова, подготовка видеоролика с бездомными в роли Дедов Морозов заняла всего две недели, на съемку ушло 12 часов. Съемочная группа, костюмы и оборудование предоставило стороннее агентство, единственными затратами «Ночлежки» стали семь с половиной тысяч рублей на небольшие гонорары бездомным и тысяча рублей на бутерброды и горячий чай всем участникам съемок. При этом размещение видео в промо «ВКонтакте» дало более 100 тысяч просмотров.
Кроме того, «ВКонтакте» может показывать пользователям партнерские лайв-трансляции: благотворительные концерты, лекции и встречи.
За гранты необходимо отчитываться. Администрация «ВКонтакте» собирает статистику об эффективности грантов: уточняет, как сработала рекламная кампания, какая была обратная связь. Это поможет следующим участникам распределения грантов.
Самая сложная, но и самая интересная форма сотрудничества «ВКонтакте» и благотворительного сообщества — спецпроекты. Они могут быть какими угодно — например, социальная сеть выпустила стикеры с редкими животными, в День земли во всем «ВКонтакте» выключили свет, а в День донора пользователи могли рассказать о своей группе крови.
Если сообщество хочет предложить «ВКонтакте» свой спецпроект, главное — разработать концепцию, ясно, доходчиво и подробно изложить идею и то, как она должна быть реализована. Все затраты на саму работу полностью берет на себя «ВКонтакте». Единственное, во время работы нужно найти сотрудника, который будет отвечать за коммуникацию с командой проекта и сможет дать все необходимые консультации.
В подаче заявки на спецпроект есть некоторый риск — усилий для разработки спецпроектов требуется очень много, и, возможно, заявка будет отклонена. Но если спецпроект получится, о вашей организации узнает вся многомиллионная аудитория «ВКонтакте».
К концу года «ВКонтакте» и фонд CAF выложат исследование о том, как благотворительные проекты представлены в социальной сети и как она помогает им в работе.
В сентябре «ВКонтакте» вместе с Ассоциацией фандрайзеров и Ассоциацией интерактивных агентств проведут благотворительный аукцион для некоммерческих организаций. Социальная сеть станет площадкой, объединяющей маркетинговые агентства и благотворительность: предметом аукциона станут услуги pro bono — оказание профессиональной помощи благотворительным, общественным и иным некоммерческим организациям на безвозмездной основе. Участвовать в аукционе могут и неверифицированные организации, аукцион будет ежегодным.
В феврале следующего года «ВКонтакте» и Ассоциация фандрайзеров организуют в Москве крупную конференцию о фандрайзинге в соцсетях: о том, какими должны быть тексты в социальных сетях и как вести аналитику сообщества. Конференция будет бесплатной, для региональных НКО будет вестись онлайн-трансляция.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»