Спрятанные достопримечательности, казаки-гомофобы, вырубленные деревья и запрет на Uber. Рассказываем, как подготовка к Чемпионату мира по футболу изменила Ростов-на-Дону и жизнь горожан
Берега Дона в Ростове всегда были очень разными. На правом — благоустроенная набережная, бары и рестораны на любой вкус, поющие фонтаны, развлечения. Левый — дикий пляж: песок, деревья, любимое место для семейных пикников с шашлыками. Раньше здесь даже купались, пока Дон не стал совсем грязным.
Новый стадион «Ростов-Арена» построили как раз на левом берегу. Так дикий пляж за девять месяцев и 913 миллионов рублей превратился в благоустроенный парк и набережную. От старого «левбердона», как его называют ростовчане, остался только пирс, доходящий почти до середины могучей реки. За долгие годы существования он изрядно постарел, заржавел, местами в обшивке появились пробоины. Но горожане его любили: по вечерам там всегда можно было встретить влюбленную парочку, фотографа с моделью, небольшую компанию друзей и старого рыбака, у которого на середине Дона селедка хорошо ловится.
А с 1 мая — с тех пор, как на левом берегу официально открыли парк, — на пирсе не протолкнуться: здесь гуляют и местные жители с детьми, и уже приехавшие в Ростов-на-Дону иностранцы. Кто-то, озабоченный безопасностью, решил все-таки ограничить проход людей на аварийный пирс и приварил ко входу железную решетку, но посетителей это не останавливает: велосипедисты перебрасывают через нее велосипеды, мужчины подают руки спутницам, родители передают друг другу детей.
Каждые полчаса к пирсу пришвартовывается импровизированное речное такси: 500 рублей для взрослых, детям — бесплатно.
«О каком бизнесе ты говоришь, мы продаем эмоции прежде всего! Речная прогулка успокаивает, взрослые могут расслабиться, дети подремать», — рекламирует мини-круиз по Дону мужчина в бескозырке и тельняшке, швартуясь к пирсу. Но признается: «Пошли дела в гору, конечно, теперь тут же столько людей стало. Набережная пока, конечно, на «троечку», мало инфраструктуры, не развилась еще. Через годик посмотрим».
Времени рулевой не теряет: вот он заговорил с маленьким мальчиком, подарил ему теннисный мячик — и ребенок уже уговаривает родителей прокатиться на лодке. Они быстро сдаются, судно снимается с якоря и устремляется в сторону противоположного берега.
Парк, которому рулевой поставил «троечку», нравится ростовчанам своей ухоженностью, спортивными и детскими площадками. Но не хватает деревьев — при благоустройстве многие вырубили.
«Тренажеров много, воздух свежий, но летом сюда ходить уже, наверное, не буду. Деревьев мало, тени тоже, а у нас в июле сами знаете какая жара, сдохнуть можно», — делится впечатлениями девушка в спортивном костюме.
Местным жителям не показалось, деревьев действительно стало меньше: строительство парка велось без учета особенностей местности — в результате в «зеленом щите города» пробиты огромные бреши, говорит эколог, помощник секретаря Общественной палаты РФ Александр Водяник.
Левобережная «дикая» зеленая зона, простиравшаяся до Батайска (пригорода Ростова-на-Дону), увлажняла калмыцкие степные ветра, особенно заметные в городе весной, и была основным источником свежего воздуха, справляясь с этой ролью не хуже лесов, говорит Водяник. «Облагородить» это место стоило, но строить нужно было совсем другой парк — водно-болотный.
«Исторически это место играло роль городского пляжа, и делать из него нужно было городской пляж. На пляже люди купаются, но Дон давно загрязнен настолько, что в этой его части купаться точно нельзя. В этом случае можно было сделать плавающие бассейны, которые ещё и занимались бы очищением воды параллельно. Так сделали в Германии на реке Рейн, которая ещё грязнее нашего Дона — и преуспели, — рассказывает эколог. — Но у нас построили парк, застелили его рулонным газоном, который уже испортился, вырубили 80% тополей, нанесли ущерб зеленому массиву, с которым у нас и так тяжело».
На рукавах у них повязки: «Туристическая полиция». Как и на пирсе, в парке слышна иностранная речь: вот студентка из Намибии проводит экскурсию для своих подруг, приехавших поступать в ДГТУ. Молодой человек по имени Аман надеется достать билет на матч Бразилия — Швейцария, но, если не выйдет, просто погуляет по городу:
«Мне у вас здесь очень нравится, красивый город с интересной историей, и вообще хорошо, парк хороший, все здорово, уютно, — делится он впечатлениями по-английски. — Кстати, не подскажешь, где стадион? А то все указатели на русском, я на нем не то чтобы понимаю».
Иллюстрация: Рита Черепанова для ТД«Ростов-Арену» построили в отдалении от жилых домов, так что шумные болельщики не потревожат местных жителей даже в дни игр. Добраться до стадиона можно будет на автобусах или такси: правда, последние 500 метров до ворот придется пройти пешком — такое решение приняли из соображений безопасности.
Возить болельщиков с левого берега Дона на правый — в фан-зону на Театральной площади — будут специально аккредитованные таксисты. Самые популярные в Ростове-на-Дону службы Uber и «Лидер», доступный через приложение Rutaxi, во время чемпионата не будут работать — потому что официально не зарегистрированы как перевозчики.
Из крупных компаний аккредитацию получили «Яндекс.Такси» и «Такси 306». Генеральный директор «Такси 306» Роман Глущенко рассказал «Таким делам», что всего в Ростове аккредитовано около 500 машин, но рассуждать, хватит ли такого количества такси, чтобы перевезти всех желающих, отказался.
В компании «2-306-306», по словам одного из водителей-«частников» Леонида, из десяти тысяч человек аккредитации получили около 150 водителей. Такие таксисты, как он сам, в основном работают на себя, а не на лицензированных перевозчиков, которых в городе почти нет, объясняет Леонид. «Яндекс», Uber, Gett или «Лидер» они используют как операторов — или напрямую, или через небольшие компании-посредники. Поэтому, когда встал вопрос об аккредитации к Чемпионату мира, это оказалось проблемой водителей: собрать документы, заключить официальный договор с компанией-перевозчиком, покрасить машину в белый или желтый цвет. Полный список требований для получения аккредитации утвердил Минтранс Ростовской области.
«Я даже ничего не сделаю, чтобы получить эту аккредитацию, — признается Леонид. — Зачем мне наживать себе кучу проблем и приобретать кучу документов, из-за которых я начну работать буквально себе в убыток? Лицензированная машина должна иметь обклейку с опознавательными знаками фирмы такси. Мне этого по ряду причин не хочется. А еще регистрировать ИП, получать лицензию из Минтранса, которая до этого года была бесплатна, и делать страховку под такси, которая дороже обычной. А это я еще к тому же «Яндексу» 25% отдаю! Сколько у меня знакомых частников, ни один из них аккредитацию делать не стал, им это попросту невыгодно».
Чтобы немногочисленные аккредитованные такси в таких условиях не взвинтили цены для ростовчан и болельщиков, Минтранс установил единый тариф на все время проведения чемпионата.
Леонид на время мундиаля планирует уехать из Ростова в Сочи: говорит, там и транспортная система функционирует лучше, и оформить лицензию проще, и в целом город лучше подготовлен — сказывается опыт Олимпиады-2014. «Стоять в пробках до стадиона и обратно никому не надо», — ворчит водитель.
Хотя чемпионат продлится всего четыре недели, движение автомобилей и общественного транспорта на Театральной площади, где разместится фан-зона на 22 тысячи болельщиков, перекрыли сразу на два месяца: с 13 мая по 21 июля. Автобусы уже сейчас встают по утрам и вечерам в пробки на проспекте Шолохова. А как только начнутся игры, с улицы Красноармейской уберут маршрутки — их обещают заменить новыми автобусами.
На Театральной площади планируется вести трансляцию всех матчей на гигантских экранах, организовать развлечения для болельщиков и открыть фудкорты. В паре сотен метров от фан-зоны — пепелище, оставшееся от прошлогоднего пожара, который уничтожил целый жилой район. А на самой площади — Ростовский театр драмы имени Горького, который и дал ей название. Это одно из двух российских зданий, макеты которых выставлены в Лондонском музее истории архитектуры (второе — собор Василия Блаженного). Памятник позднего конструктивизма выполнен в форме стилизованного гусеничного трактора. Ле Корбюзье называл ростовский театр «жемчужиной советской архитектуры». К сожалению, фанаты его не увидят: памятник не успели привести в порядок и завесили несколькими баннерами.
Во время подготовки к ЧМ-2018 власти обещали провести ремонт и реконструкцию многих исторических зданий и целых улиц, но за считанные недели до чемпионата стало ясно — не успевают.
Жители улицы Станиславского, одной из центральных, рассказывают: рабочие трудятся под окнами круглыми сутками, пытаясь успеть уже не к 1 июня, как обещали городские власти, но хотя бы к 14-му — к открытию чемпионата. В спешке не обходится без провалов: из одного дома пенсионерка не смогла выйти, потому что дверь завалили тротуарной плиткой. Другие дома оказались на метр ниже уровня благоустроенной улицы, к тротуарам приходится пристраивать самодельные лестницы.
Иллюстрация: Рита Черепанова для ТДОколо пятидесяти зданий в историческом центре Ростова-на-Дону, которые тоже не успели отремонтировать, завесили баннерами с их фотографиями или символикой чемпионата. Среди таких построек — знаменитый дом барона Врангеля, где один из лидеров белого движения времен Гражданской войны провел детство и юность. Это здание — памятник архитектуры в стиле неоклассицизма. После национализации особняк отдали под детский сад. В 90-е годы сад прекратил работу, и здание осталось бесхозным. За это время оно изрядно обветшало и подверглось неоднократным нападениям вандалов, из-за которых приобрело жуткий вид.
Но когда до чемпионата осталось несколько месяцев, идеи лучше, чем завесить исторический памятник картинкой, не нашлось.
Ростовское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК) убеждало: лучше обшарпанный дом Врангеля, чем картинка на тряпке. Собрали подписи, отправили письмо губернатору Василию Голубеву, но это не помогло: «Мы получили ответ меньше, чем на полстранички: да, письмо рассмотрено, но было выездное заседание комиссии под председательством замгубернатора Сергея Сидаша, и они на основании каких-то приведённых членами комиссии доводов решили его завесить баннерами», — рассказывает руководитель ростовского ВООПИиК Александр Кожин.
Та же участь постигла гостиницу «Московская» — историческое здание XIX века, выполненное в стиле эклектики. В 2007 году она сгорела и с тех пор ждет реконструкции. Полуразрушенная библиотека имени Горького (доходный дом Сариевых, памятник архитектуры в стиле модерн) закрыта строительными лесами. Доходный дом Павленковой на многострадальной улице Станиславского и вовсе решили снести.
За несколько недель до начала чемпионата в новости и социальные сети попало одно из зданий на проспекте Шолохова, из окон которого выглядывали счастливые жители. Скрипач с инструментом, художник с мольбертом, девушка с мыльными пузырями, болельщик с шарфом «Спартака», патриоты с триколором за спиной. Балконы украшены воздушными шарами и растениями в горшках. Все они оказались нарисованными — еще один баннер прикрыл недоделанный ремонт.
Жизнь настоящих, не нарисованных жителей Ростова-на-Дону грядущий чемпионат сильно не изменил: разве что у школьников и студентов экзамены начались и закончились пораньше, чтобы к началу игр вузы и школы уже закрылись на каникулы. Закрыли старый аэропорт и построили за городом новый под названием «Платов». Запретили на время чемпионата проводить любые митинги и шествия.
Следить за соблюдением этого и других запретов будет не только полиция. Еще в начале мая представители донского казачества в Ростове объявили, что в качестве «добровольцев» к охране порядка на улицах подключатся казаки, в том числе конные — всего 300 человек. Они уверяют, что по собственной инициативе насилие применять не будут и нагайки оставят дома, но если полиция будет кого-то «разнимать», казаки присоединятся. Особое внимание добровольцы в папахах уделят ЛГБТ-болельщикам: «Если два мужчины будут целоваться на Чемпионате мира, мы подскажем полиции обратить на них внимание».
Первая игра в Ростове-на-Дону пройдет 17 июня. Всего на левом берегу Дона сыграют пять матчей: четыре — группового этапа чемпионата и один — 1/8 финала.
Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь намПодпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»