Лена могла бы спиться — от алкоголя умерли ее мать, отец и бабушка, пьют муж и свекровь. Но она выбрала другую судьбу — работать и воспитывать дочь. А затем и уйти от мужа, который избивал ее
Лена (имя героини изменено) предупреждает сразу: на встречу придет с крестной — «я без нее никуда». Соглашаюсь, раз ей так будет спокойнее. Но позже понимаю — дело в другом, без крестной Лене действительно никуда: 29-летняя, она кажется растерянным подростком, которого вдруг назначили взрослым. Но когда она пытается объяснить, что с ней происходило все эти три десятка лет, порой ей не хватает слов.
Мы встречаемся воскресным днем в кафе в спальном районе Екатеринбурга. Они приходят вместе — крестная Оксана с десятилетней дочкой Машей и Лена с шестилетней Ксюшей. Оксане 52, и когда она рассаживает детей, покупает еду, то со стороны кажется, что это мать всего большого семейства. Девочки остаются обедать, а мы пересаживаемся за соседний стол.
Лена родилась в Свердловске. Отец пил и умер рано, с мамой и старшей сестрой они переехали к отчиму — он тоже пил. Как и мама. И бабушка. Шумных компаний домой не водили, пили тихо и постоянно. Лена никогда не ездила в лагерь, не была на море, да даже соседний город казался недосягаемой планетой.
Лена как-то выросла, как-то окончила среднюю школу, как-то устроилась работать на автомойку. Там семь лет назад познакомилась с Игорем. Ей был 21 год, ему — «лет тридцать».
Через месяц Лена забеременела, и к концу года появилась Ксюша. С ребенком она переехала к Игорю. Вскоре умерла ее мама, а за ней бабушка.
Жилье, которое осталось от бабушки, Лена и ее сестра продали и окончательно перестали общаться. На свою долю сестра купила комнату, Лена отдала свои 1,2 миллиона рублей свекру. Он вовремя предложил помощь, а она даже не представляла, что делать с такими деньгами.
«Понимаете, если человек не пьет, он для Лены уже хороший и умный, она ему сразу доверяет, — рассказывает Оксана. — Свекр не пил, он попросил деньги на хранение и обещал подобрать ей жилье. Она деньги отдала, но никакой расписки не взяла».
Свекр действительно купил студию в многоквартирнике, построенном на земле ИЖС (такие дома в Свердловской области признают незаконными и постепенно сносят). Но оформил не на Лену, а на свою новую жену. Объяснил проблемами с Лениным паспортом — на тот момент он у нее действительно был испорчен: сначала по ошибке расписалась девичьей фамилией, затем документ случайно «постирали», а после этого до него добралась маленькая Ксюша с шариковой ручкой. Несколько месяцев Лена с мужем и дочкой даже прожили в этой студии, но там не было отопления и горячей воды, и они быстро вернулись в тесную двушку Игоря.
Переписать квартиру на Лену или вернуть деньги уже нереально — истек срок давности, да и деньги она отдала добровольно. Именно про таких, как Лена, говорят — «не приспособлена к жизни».
«Ее саму надо удочерять, понимаете? — внимательно смотрит на меня Оксана. — Она ничего не видела в своей жизни, она конфетке радуется, как Ксюша. А ей 29 лет. Я на них смотрю — что эту надо удочерять, что ту».
Оксана и Лена познакомились два года назад, на той же автомойке, когда Оксана приехала мыть машину. Ей понравилась улыбчивая и приветливая девчонка, во второй приезд она увидела с Леной шестилетнюю Ксюшу, разговорились, Оксана предложила отдать вещи, оставшиеся от младшей дочки Маши.
«В ноябре она мне написала: “Можно приехать к вам в гости с Ксюшкой?” — вспоминает Оксана. — “Что случилось?”— спрашиваю. Отвечает: “Хочу с Игорем разводиться”.— “Конечно приезжай”. И она приехала — избитая. Так я узнала, что Игорь ее бьет и бил все это время. Но она никогда не подавала виду, всегда улыбалась и смеялась».
Перед звонком Оксане Лена осталась без денег, без квартиры, приживалкой в доме, где ей отказывались сделать даже прописку. Но продолжала работать — единственная в семье — и воспитывать дочь. Со своей небольшой зарплаты она исправно вносила коммунальные платежи, оплачивала садик для Ксюши, а остатки отдавала свекрови.
О том ноябрьском дне, когда Игорь в очередной раз ее избил, Лена рассказывает буднично: «Как обычно, напился да приревновал к пьянице какому-то, причем к своему же знакомому. Всяко начал обзывать, губу разбил и синяк поставил».
«Я уже потом узнала, что были случаи, когда он ее, избитую, выгонял на улицу зимой, и она шла с Ксюшей на автомойку, в холодный ангар ночевать. Хозяин жалел, разрешал спать на диване, —рассказывает Оксана. — Им идти некуда, а она не знала, куда обратиться, она даже не может это все объяснить. Не может сформулировать, все в себе держит».
Игорь начал бить ее не сразу — когда власть почувствовал, понял, «что никуда не денусь», вспоминает Лена. Главный повод — ревность к своим же друзьям.
— Первый раз вообще с ножом полез, ладно, друзья были рядом, угомонили его быстро. Мы вызвали полицию, так и не приехал никто, наутро участковая пришла, я объяснительную написала, что все нормально, все хорошо, угомонился уже. Она ушла.
— Ксюша это видела?
— Да. Пугалась сильно.
— Она рассказывала, что Ксюша в углу сидит, визжит, трясется, — добавляет Оксана. — Один крик, страх и энурез. Сейчас у нее нет энуреза, потому что спокойная обстановка. Раньше она все молчала, а недавно начала мне говорить: «Папа злой, маму бьет».
— Игорь говорил тогда, что меня прав лишит, — Лена начинает плакать.
Оксана помогла Лене и Ксюше уехать из квартиры мужа и стала подыскивать для них съемное жилье хотя бы на первое время. Хозяйка комнаты, которую они смотрели, узнав об их истории, подсказала обратиться в «Аистенок», организацию, которая помогает семьям с детьми в трудной жизненной ситуации. В «Аистенке» девочек сразу поселили в кризисной квартире в одном из районов города, адрес которой держится в секрете, там одновременно могут жить несколько семей, нуждающихся в защите от домашнего насилия.
Тогда же Лена попросила Оксану стать ее крестной. Оксана рассказала одному из местных батюшек о Лене, и тот крестил ее бесплатно.
«Я сейчас ее путеводитель, могу помочь ей научиться жить и выживать в этом социуме. Господь все равно все управит», — говорит крестная.
Семья Оксаны с пониманием относится к помощи Лене. Но саму Оксану часто спрашивают, в чем ее интерес.
«Я говорю, как вы не можете понять, что у нее нет ни-че-го. На что они отвечают: “У нее есть жизнь!” Вы понимаете, что говорите вообще? Это не благотворительность, мы тоже люди небогатые, но это просто человеческое отношение — понять ситуацию и помочь чем можем».
Самой Оксане действительно пришлось непросто — у нее трое детей. Младшую она воспитывает вместе со вторым мужем, а двое старших уже живут отдельно — их отец рано умер, и Оксана ставила сыновей на ноги самостоятельно. «Выживать приходилось», — говорит она и называет себя немножко грубым человеком: «Если мне что-то не нравится, не промолчу, сразу же скажу».
Лена уже написала заявление о восстановлении испорченного паспорта. Когда она его получит, подаст на развод. Игорь после ухода жены написал ей смс «Бойся» и пригрозил пойти в опеку. Лена сменила номер телефона. По словам сотрудников детсада, он каждый день приходит и высматривает Ксюшу — и ее в тот садик не водят.
— Ты боишься? — спрашиваю Лену.
— Чуть-чуть. Что он найдет и вообще прибьет.
На вопрос, чего она больше всего сейчас хочет, Лена отвечает не задумываясь: развестись. А потом добавляет: «И свое жилье». Мечтает хоть о небольшой комнате для нее и Оксана. В кризисной квартире «Аистенка» Лена может жить три месяца, и она уже сейчас откладывает деньги на будущую аренду со своей небольшой зарплаты мойщицы машин — 15 тысяч рублей.
Работа с психологами «Аистенка», по словам крестной, идет Лене на пользу:
«Она оживает, начала плакать хоть иногда, а то раньше только все улыбалась: у меня все хорошо. Я думаю, та колючка, мальчишка, забитый в угол, исчезнет, и будет нормальная. Я ее люблю. Она любит Ксюшу, Ксюша любит ее, надо, чтобы эта маленькая семья, пусть пока из двух человек, сохранилась вместе».
Сохранить эту маленькую семью помогает «Аистенок». Организация дала Лене с дочкой временное жилье, определила Ксюшу в группу дневного пребывания, чтобы мама могла продолжать работать, оказывает психологическую помощь. «Аистенок» помогает женщинам, оказавшимся в трудной ситуации, абсолютно бесплатно, но сделать так, чтобы эта работа продолжалась, можем и мы с вами. Пожалуйста, поддержите «Аистенка»: любое пожертвование — это шанс для таких же семей, как у Ксюши и Лены, на жизнь без насилия, как физического, так и морального. Спасибо.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в телеграм-канале «Таких дел». Подписывайтесь!
Оформить пожертвование без комиссии в пользу общественной организации «Аистенок»
Вы поможете нашему фонду, если добавите процент от пожертвования на развитие «Нужна помощь». Мы не берем комиссий с платежей, существуя только на ваши пожертвования.
Общая сумма пожертвования: 1 250 ₽
Скачайте и распечатайте квитанцию, заполните необходимые поля и оплатите ее в любом банке.
Пожертвование осуществляется на условиях публичной оферты
Распечатать квитанциюПожертвования на сумму менее 50 ₽ вы можете оформить с помощью смс или банковского перевода, тогда фонд меньше потратит на комиссию платежной системы.
Вы указали новые персональные данные. Хотите чтобы мы сохранили их в личном кабинете?
На вашем счете недостаточно средств для полной оплаты пожертвования. Выберите другой способ оплаты.
Произошла техническая ошибка на нашей стороне, мы уже работаем над ее устранением, попробуйте еще раз позже.