(18+) «Вмерзают в бетон»: что делают с животными в астраханском приюте за государственные деньги
Материал содержит шокирующий фотоконтент (18+). По данным Минприроды, в России 501 приют для безнадзорных животных. Никакого надзора за приютами нет: на бумаге законы существуют, но на практике никак не исполняются. Данные о животных не выкладываются в интернет, а волонтеров в любой момент могут перестать пускать на территорию приюта, не объясняя причин. В каких условиях содержатся животные, никому, кроме государственных служащих, не известно
Зоозащитники обнаружили на Фунтовском скотомогильнике в Приволжском районе Астраханской области обезображенные трупы собак. У некоторых животных были вырезаны глаза и отрублены конечности. Всего активисты нашли около 60 трупов, сообщил депутат областной думы Олег Шеин.
Местные прокуратура и УМВД начали проверку по статье о жестоком обращении с животными (статья 245 УК РФ — до пяти лет лишения свободы по самому тяжкому составу), писал ТАСС. Пять трупов отправили на экспертизу, чтобы установить, были ли травмы собак получены при жизни. О ее результатах и ходе проверки зоозащитникам ничего не известно, рассказала «Таким делам» председатель Альянса защитников животных в Астрахани Мария Ткачева.
У мертвых собак в ушах были бирки — круглые пластиковые шайбы, такие ставят животным, прошедшим через приюты по программе ОСВВ («отлов — стерилизация — вакцинация — возврат»). Ее запустили в Астрахани три года назад в соответствии с федеральным законом, принятым в 2018 году.
Собаки, обезображенные трупы которых нашли на свалке, были подопечными организации «Экоприют», которая работает под вывеской «Астраханский зооцентр», говорит зоозащитница. Она ссылается на источник, имеющий доступ к системе «Меркурий», куда вносят номера всех вакцинированных и стерилизованных собак.
«Эти собаки точно были в “Экоприюте”, — утверждает Ткачева. — Некоторые в попонах (одежда, которую надевают на животных, чтобы они не разлизывали послеоперационные швы. — Прим. ТД), такие попоны используют только в “Экоприюте”. [Кроме того] у нас [в регионе] каждый приют использует свой вид бирок. Эти бирки из “Экоприюта”».
«Активное взаимодействие» с властями
На то, что собаки из этого приюта, указывают и другие данные. Волонтер-зоозащитник Александр Борщев и депутат облдумы Олег Шеин опубликовали госномер машины, на которой, по их словам, трупы привезли на скотомогильник. Они утверждают, что номер был записан в журнале учета охраны полигона.
Согласно базе полисов ОСАГО, грузовик застрахован Марией Николаевной, дата рождения и первая буква фамилии которой полностью совпадают с данными экс-кандидатки в гордуму Астрахани от ЛДПР Марии Невлюдовой. Астраханский зооцентр стоит на участке, принадлежащем ей же, следует из выписки из Росреестра. Владеет «Экоприютом» Яна Ершова, бывшая учредительница астраханской Федерации прыжков в воду и синхронного плавания, которой руководит Невлюдова.
Невлюдова работает гендиректором в одной из компаний Андрея Невлюдова — бывшего депутата гордумы, следует из данных ЕГРЮЛ, и замужем за ним. Именно «по инициативе» экс-депутата и был построен «Экоприют».
Перед открытием здание посетил губернатор Игорь Бабушкин и «поручил городской администрации вести активное взаимодействие с зооцентром».
Ноль рублей за эвтаназию
Взаимодействие действительно получилось активным. «Экоприют», который общественники обвиняют в появлении трупов собак, работает в Астрахани по госконтрактам. По данным портала госзакупок, общая сумма заключенных с компанией контрактов на обращение с бездомными животными составляет 83,8 миллиона рублей. Однако исполнение некоторых контрактов прекращено: то есть контракт исполнен частично и деньги выплачены по факту выполненного.
Услуги приюта заказывают администрации Камызяк, Харабалинского, Ахтубинского, Приволжского, Красноярского, Наримановского, Лиманского, Икрянинского районов и самой Астрахани. При этом с октября 2021 года все контракты в столице региона выигрывает только «Экоприют», другие участники на конкурс даже не заявляются.
Монополия сложилась из-за того, что другие предприниматели, готовые заниматься бездомными собаками, не могут работать по такой низкой цене, говорит зоозащитница Мария Ткачева.
В контрактах астраханских властей с «Экоприютом» прописаны отлов, содержание, лечение, стерилизация и выпуск животных. Стоимость работы с одной собакой — чуть менее 14 тысяч рублей. Также в договорах прописаны эвтаназия собак «в случае прекращения страдания нежизнеспособного животного» и утилизация их трупов. Стоит эта услуга ноль рублей.
«Животные испражняются друг на друга»
Госконтракты с «Экоприютом» заключаются несмотря на то, что контролирующие органы регулярно находят нарушения в работе организации. С апреля 2022 года, согласно реестру проверок Генпрокуратуры, компании вынесли восемь предостережений. Они касались перенаселенности приюта, поступления туда животных без документов и отказа от публикации данных животных в интернете.
Но есть и другие очевидные нарушения в содержании животных, говорит волонтер Венера Исаева: «Там двухъярусные клетки на прутьях. Во-первых, собачьим лапкам неудобно. Во-вторых, животные испражняются друг на друга».
Ее слова подтверждаются представлением природоохранной прокуратуры, вынесенным «Экоприюту» в октябре. В документе, который опубликовал депутат Шеин, сказано, что в приюте не проводилась дезинфекция, животные находятся в стесненных условиях, а в послеоперационном отделении содержат собак на карантине.
«Они [животные] там сидят на голом полу мокром и просто вмерзают в это бетонное покрытие», — описывает послеоперационное отделение «Экоприюта» Мария Ткачева.
Зоозащитница Евгения Зариньш побывала в приюте в конце ноября и опубликовала фотографии. На них видно, что животные стоят прямо на фекалиях. Также Зариньш написала, что волонтеры обнаружили в вольере мертвую собаку. Зайти в «Экоприют» удалось только с помощью полиции, отмечает зоозащитница. После визита полиции ничего не изменилось, попасть в приют волонтерам по-прежнему невозможно.
Поначалу «Экоприют» обещал быть открытым для зоозащитников и волонтеров, но потом стал избегать встреч с ними, вспоминает волонтер Венера Исаева: «Мы приходим, написано на двери “Приемный день — среда”. Приходим в среду, а там уже “Приемный день — пятница”».
Согласно федеральному закону и постановлению Службы ветеринарии Астраханской области, информация обо всех поступивших в приют животных должна публиковаться в интернете. При этом фактически в регионе никакой открытой информации о подопечных приютов не существует — все зависит от самой организации, говорит Исаева.
Чтобы покормить собак, в Астраханский зооцентр приходилось «прорываться», рассказывает волонтер. Там активисты видели явно голодных и замерзающих собак — им привозили корма и сено. После публикации фотографий с трупами собак доступ в приют вообще закрыли — под предлогом эпидемии бешенства. Территорию оцепила полиция.
«Мы сделаем все возможное, чтобы сократить количество особей»
Гендиректор учреждения Валерий Кущенко заявил журналистам,
что зоозащитники выкрали двух «потенциально бешеных собак», а также контактировали с трупом животного, умершего от вируса.
Жена экс-депутата Андрея Невлюдова Мария подтвердила, что объект, где размещался приют, принадлежит ей, но он сдается в аренду, как и «газель», на которой, по данным зоозащитников, привезли изувеченные трупы. Невлюдова добавила, что не верит в истязания животных.
Сам бывший депутат Андрей Невлюдов сказал, что не имеет никакого отношения к «Экоприюту». При этом в сентябре 2021 года — перед тем как компания начала получать госконтракты — на государственном ГТРК «Астрахань» вышел сюжет, где Невлюдова называют «куратором» «Экоприюта». Он обещал публиковать данные о животных в интернете, построить зону выгула и озеленить территорию. В сюжете корреспондент говорит, что животные в «Экоприюте» «сытые и ухоженные».
«Жалоб поступает очень много. Мы сделаем все возможное, чтобы сократить количество особей, гуляющих по улицам», — утверждает куратор Астраханского зооцентра Андрей Невлюдов.
Астраханцы действительно часто жалуются на бездомных собак, и на этом спекулируют догхантеры, предлагая избавить город от собак при помощи убийств. Зимой 2022 года некоторые из них стали угрожать зоозащитникам.
Представители астраханских властей также выступали за более радикальные решения проблемы с бездомными животными. Экс-мэр Астрахани Мария Пермякова, еще будучи на посту, призывала пересмотреть концепцию «отлов — стерилизация — вакцинация — возврат», определенную федеральным законом. Она ссылалась на опыт «других стран», где животные из приютов «рекламируются», а если им не удается найти новых хозяев, их усыпляют. Чиновница признавалась, что собак она «не жалует».
Редакция «Таких дел» следит за развитием событий
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам