Плохие и хорошие люди Бруны
Причина инвалидности трехлапой дворняги Бруны — человек. Но она обожает людей и доверчиво выскакивает в прихожую встречать гостя. Подпрыгивая на задних, протягивает, словно здороваясь, свою единственную переднюю лапку. Ту часть, что от нее осталась
Что за трагедия произошла с бездомной малышкой Бруной в октябре 2018 года, никто так и не узнал. Собаку, истекающую кровью, с переломанными передними лапами, простреленной задней и обгрызенным ухом нашла Анастасия. Девушка несколько месяцев подкармливала двух щенков-подростков, прибившихся к ферме неподалеку от ее дачи. Вечером Анастасия, как обычно, принесла еду, но навстречу никто не выбежал. Из коровника доносилось тихое поскуливание. В углу на сене лежала искалеченная собака. Прежде весело скакавшая добродушная Бруна едва приподняла голову на шаги. Ее вид привел девушку в ужас. Настя схватилась за телефон и, глотая слезы, начала звонить в разные клиники, приюты и фонды с отчаянной просьбой: «Помогите!»
Ситуация SOS
После нескольких бесполезных звонков Настя дозвонилась в фонд помощи бездомным животным «Ника». И они откликнулись. Уже на следующее утро в соцсетях фонда появился пост про Бруну:
«У нас настоящая ситуация SOS!
В ночи мы поехали за собакой. Конечно, увиденное повергло в шок <…> Сейчас Бруна находится в стационаре и получает первую помощь и обезболивающие. Ей уже провели первичную обработку ран с удалением торчащих осколков костей, УЗИ, рентген, анализы…»
Врачи предположили, что травма Бруны механическая. Одну лапу почти полностью оторвало сразу. Остатки костей ампутировали в клинике. Вторую лапу переломало, необратимо повредив лучезапястный сустав. Бруна перенесла две операции и оказалась в приюте фонда «Ника» на попечении сотрудников и волонтеров.
К весне собака окрепла. Единственная сохранившаяся передняя лапка зажила. И Бруну решено было вывести в свет. Показать на фестивале WOOF, который «Ника» проводит с 2016 года, чтобы привлечь внимание к проблеме бездомных животных в стране. За это время собственный дом нашли более тысячи кошек и собак — участников фестивалей в разных городах России. Но шансов, что найдутся хозяева для Бруны, было немного. Хоть она и ластилась, и радостно виляла хвостиком всем, кто проходил мимо.
Характерные превращения
Аня и Дима на фестиваль ехали, чтобы просто передать корм для приюта и «посмотреть песиков». Намерения взять какую-нибудь собаку у них не было. Весной 2019 года они только начали жить вместе. Познакомились в университете. Оба окончили истфак МПГУ и работают в школах.
На площадке фестиваля ребята появились уже под вечер. Уставшие собаки вяло реагировали на посетителей. Только трехлапая Бруна при виде людей оживленно рвалась знакомиться. Пройти мимо и не потискать такую жизнерадостную собаку было невозможно. И Дима, сначала утверждавший, что никого брать на фестивале они не будут, первым предложил Бруну забрать. Покрутили, обсудили, решили, что шаг слишком ответственный — надо сначала взвесить свои силы. Между собой молодые люди к этой теме больше не возвращались. Но через неделю в аккаунте фонда «Ника» Аня снова увидела Бруну на фестивале «Пасхальный дар». И Дима решительно сказал: «Поехали забирать».
«Нас никто не ожидал снова увидеть. Я просто ворвался в домик, где сидели сотрудники фонда, схватил Бруну в охапку и сказал, что мы ее забираем», — вспоминает Дмитрий. Они с Аней оставили паспортные данные, попросили медицинские заключения Бруны и уехали домой.
Бруна тогда почти все время лежала. На прогулку ее выносили на руках и клали на траву. Собака вставала, только чтобы сходить в туалет. Аню охватила паника, что Бруна совсем никогда не будет ходить. Но постепенно Бруна разошлась, обвыклась и принялась изучать дом.
«Пробовала на зуб нашу обувь. Читала наши книги. Сильнее всего досталось книге про Освенцим», — смеются хозяева Бруны.
«Удивительно, что на характере все ее беды не сказались. Бруна обожает людей, хоть они и сделали ее инвалидом. Когда мы только взяли ее домой, она перед всеми ложилась на бок, показывая, что у нее нет лапки и ее надо пожалеть, покормить и потискать. Сейчас это уже прошло. Ей хватает внимания и ласки. Она любимая домашняя собака. Но в первые месяцы поведение было явно приютское», — говорит Дима. Он треплет Бруну по холке и напевает:
«У Курского вокзала
Стою я молодой,
Подайте Христа ради
Червонец золотой».
«Когда в пандемию Дима потерял работу, мы смеялись, что можно будет с Бруной встать у метро. Давить на жалость она умеет профессионально. Нам регулярно не очень трезвые люди на улице, умиленно глядя на Бруну, пытаются всучить деньги», — добавляет Аня.
Анина мама подарила Бруне специальную коляску. И ребята стали выбираться на дальние прогулки, в поездки в транспорте. Кто-то, завидев собаку в личном экипаже, шипит в спину, что детей надо в коляске возить, а не собак. Кто-то в метро перекрестит. Но в основном ушастая пассажирка вызывает умиление и улыбки.
Бруна уже ездила на дачи к «бабушкам». Осенью Аня с Димой поженились, и свадебному подарку от родственников — старенькому «форду» — больше всего радовалась именно Бруна. Она оказалась заядлой автомобилисткой и норовила при любой возможности запрыгнуть в какую-нибудь машину во дворе. Безоблачная жизнь длилась чуть больше года. А потом Бруна загрустила.
Придется пилить
В августе 2020 года позвонила Анина мама, у которой Бруна гостила на даче, и сказала, что собака не дает касаться передней лапы, у нее явные боли. Рентген показал дегенеративные изменения кости. Лапа неестественно согнулась. В московской клинике хирург, специалист по таким патологиям, предложил сделать восстановительную операцию с использованием титановой пластины. Но сразу предупредил, что пластина может и не прижиться. Вторым вариантом была ампутация. Но хозяева Бруны были настроены сохранить ее единственную переднюю лапу любой ценой.
Следующий год стал для Бруны и всей семьи большим испытанием.
«Мы потратили много сил и денег, но ничего не вышло», — рассказывает Аня. Пластина не прижилась, на месте операции лопалась кожа. Тогда на травмированную лапу пересадили кожу. Но через несколько месяцев лопнула и она. Пластину пришлось удалить. За несколько недель лапа прогнулась почти под 90 градусов. По поведению даже очень терпеливой Бруны было понятно, что лапа сильно болит. Собаку держали на обезболе. По совету реабилитолога заказали в мастерской ZOOLab внешний ортез. Но деформация кости продолжалась. И через месяц лапа перестала в него влезать. Бруна жалобно скулила при попытках зафиксировать лапу. И ребята смирились с тем, что ее придется частично ампутировать. В начале прошлого года Бруне сделали очередную операцию. Двухлетняя борьба за лапу была проиграна.
Но когда культя зажила и отек спал, Бруна заметно повеселела. Дима показывает специальный протез, который Бруне сделали под ее потребности. Дома она обходится без него. Носится с игрушками, забирается на диван, добывает угощения, если хозяева зазеваются. А гулять дважды в день выходит при полном параде: в комбинезоне, ботинках на задних лапах и с протезом.
«Мы думали когда-то, что у нас будет стильная дизайнерская квартира, но теперь у нас тут Персия», — хмыкает Дима, указывая на ковры, которыми застелен почти весь пол, чтобы Бруна не скользила на паркете. «Ну ничего, следующий ковер мы купим в цвет Бруны, — смеется Аня: собирать шерсть с ковров — то еще испытание. — Но после всего, что мы прошли с Бруной за это время, нам уже ничего не страшно. Она идеальная собака. Это счастье, что девочки из “Ники” спасли ее из того коровника».
Теперь на весенние фестивали WOOF, которые проводит фонд «Ника», Бруна приезжает как почетная выпускница.
Эта история со счастливым концом была бы невозможна без фонда помощи бездомным животным «Ника» и людей, помогающих фонду ежегодно спасать, лечить и находить новый дом сотням бездомных кошек и собак, попавших в беду. Без работы сотрудников «Ники» и вашей поддержки у Бруны просто не было бы шанса выжить.
Пожалуйста, поддержите работу фонда «Ника» и в 2023 году. Это очень важно. В двух подмосковных приютах «Ники» живут более 800 животных. А весной приходите на фестиваль обниматься с Бруной.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам