Двадцать лет за читку пьесы
Огромные тюремные сроки по обвинениям, которые вызывают много вопросов, стали приметой времени. Причем это уже касается дел, в которых сложно найти какую-то политическую составляющую. Дело (а точнее, девять дел) Григория Береснева, похоже, как раз из таких
Григорию Бересневу 29 лет. Он актер местного театра и режиссер-постановщик в детской театральной студии. Вся его вина, по сути, сводится к читке современной пьесы, которую приглашенный следствием эксперт нашел порнографической. При этом обвинение считает, что у режиссера-постановщика был сексуальный мотив и психике его подопечных — девочек-подростков — был нанесен тяжелый вред. Суд избрал для режиссера не самую суровую из возможных меру пресечения — домашний арест. Так что время между судебными заседаниями он проводит в обществе жены и двоих детей двух и четырех лет. Но это обстоятельство не сильно утешает. Ведь обвинения звучат очень серьезно.
И у многих есть обоснованные сомнения в их правомерности.
Обоснование вины
В прошлом году Григорию пришла идея поставить силами детской театральной студии пьесу британского драматурга Ребекки Причард «Дворовая девчонка». Распределили роли, организовали читку. Текст Григорий читал с телефона, пропуская матерные слова и сцену, где героиня рассказывает о своем сексуальном опыте. Пьеса действительно довольно жесткая, поэтому для постановки Григорием готовилась ее адаптированная версия, из которой были исключены наиболее откровенные сцены и нецензурная лексика. Но это уже никак не могло помешать дальнейшему развитию событий.
Дети пришли домой и рассказали родителям, чем занимались в студии. Родители полезли в интернет, чтобы ознакомиться с пьесой, и по первой же ссылке попали на ее оригинал. Одна из мам пришла в ужас и написала жалобу в прокуратуру.
Тут и разверзлись врата ада.
Обвинение утверждает: «Береснев Г. Е., зная, что произведение является материалом порнографического характера с участием несовершеннолетних, совершил действия, благодаря которым его ученики ознакомились с произведением. Тем самым он совершил распространение, демонстрацию и рекламу материалов порнографического характера с изображением несовершеннолетних, то есть шесть преступлений — по количеству учеников (часть 2 статьи 242.1 УК РФ)».
По версии следствия, все это он «совершал с сексуальным мотивом из-за своего влечения или вызывая возбуждение у несовершеннолетних». А это уже часть 4 статьи 132 УК РФ (в отношении девочки, не достигшей 12-летнего возраста) и часть 3 статьи 135 УК РФ (в отношении остальных пяти девочек старше 12 лет, но младше 14 лет).
А так как Береснев «совершил все вышеуказанные действия» в качестве режиссера-постановщика, это интерпретируется как «жестокое обращение с несовершеннолетними» (статья 156 УК РФ).
Итого — девять уголовных дел, обоснование которых, по сути, сводится к одной строчке: «совершил действия, благодаря которым его ученики ознакомились с произведением».
Так что же это за произведение, за ознакомление с которым грозит больше 20 лет заключения?
Порнография или искусство
«Пьеса “Дворовая девчонка” считается классикой современной британской драматургии, поднимающей вопросы жестокого обращения с подростками, — говорит филолог, лингвист, драматург Ольга Савина-Зулаева. — В Великобритании эта пьеса является безусловным произведением искусства и не только приемлемым, но и необходимым для подростков контентом».
Пьеса получила признание во многих странах мира. В России она впервые была представлена на фестивале молодой драматургии «Любимовка» в усадьбе Станиславского в 2000 году. И с тех пор эта откровенная история о судьбе неблагополучных девочек-подростков звучала со сцен профессиональных и любительских театров по всей стране. Тольятти в этом плане не исключение.
«Постановка “Разбивая стекло” — немного адаптированный вариант той самой пьесы — до сих пор стоит в репертуаре нашего Молодежного драматического театра, — рассказывает Ольга. Ей сейчас 35 лет, и она помнит, как впервые видела этот спектакль еще в школьном возрасте. — Нас водили на него целыми классами, а потом мы писали сочинение о вреде наркотиков. Эта пьеса просто создана для того, чтобы разговаривать с подростками на такие темы».
Ольга давно знакома с Григорием Бересневым: она была его педагогом в киностудии. Сейчас Ольга ведет телеграм-канал в поддержку Григория, сняла документальный фильм о процессе над ним.
Она рассказывает о письмах поддержки, которые приходят как от российских, так и от зарубежных театральных деятелей. В частности, это письма от одного из ведущих театров Лондона «Роял Корт» и театра «Клин Брейк», которые стояли у истоков создания и постановки этой пьесы в Великобритании. В них звучит удивление и возмущение ситуацией, что «Дворовую девчонку» пытаются признать порнографией. Письмо поддержки прислала и автор пьесы Ребекка Причард. Кроме прочего, она пытается объяснить ценность своего произведения для общества:
«Я надеюсь, что благодаря постановке пьесы люди смогут понять, c какими трудностями сталкиваются современные подростки, что именно мешает молодым людям изменить свою жизнь к лучшему и насколько важны социальные связи для того, чтобы разорвать круг саморазрушения и насилия. Моя цель в том, чтобы люди вышли после просмотра моей пьесы и задались вопросом, почему общество отворачивается от детей из групп риска. Я хочу, чтобы зритель был возмущен тем, что людей осуждают и их судьбы калечат в таком юном возрасте. Я хочу, чтобы зритель спросил, как нам удалось создать мир, в котором мы испытываем страх и за, и перед следующим поколением».
Ребекка рассказывает, как для подготовки пьесы в течение девяти месяцев она проводила исследование в учреждении для несовершеннолетних правонарушителей.
«Работая в тюрьме, я поняла, что большинство молодых женщин, с которыми я столкнулась, в основном подростки и большинство из них сами были жертвами преступлений, — пишет она. — Именно это я отразила в своей пьесе, показав уязвимость и хрупкость героинь, которые бравируют своей жизнью на улице. Героини ведут себя по-уличному дерзко, “забивая косяки, строя козни, воруя и бесчинствуя в своей банде девиц”, но настоящая тема моей пьесы — трагедия такого образа жизни. “Дворовая девчонка” исследует, как жизнь моих персонажей рушится из-за наркотиков, алкоголя и нигилизма, которому учатся молодые люди, когда их бросают семьи, школы и общество».
Борец за нравственность
«Пожалуй, главным и единственным доказательством в деле служит заключение искусствоведческой судебной экспертизы, которая признала произведение материалом порнографического характера с изображением несовершеннолетних, — рассказывает Сергей Хальченко, адвокат Григория Береснева. — При отсутствии такового производство по делу быстро бы закончилось».
Заочный диалог автора пьесы и эксперта выглядит примерно так.
Ребекка Причард, британский драматург: «Я задействую сильные сцены не для того, чтобы шокировать или травмировать молодых людей, а чтобы показать в постановке настоящие, реальные трудности, опасности и искушения, которые окружают сегодня детей и молодых людей».
Руслан Охлопков, эксперт, аккредитованный Роскомнадзором: «Пьеса является порнографией, оказывает деструктивное влияние и не представляет художественной ценности».
Главный вопрос, который возникает в этой связи: насколько компетентен эксперт? Попробуем разобраться.
Руслан Охлопков — житель Тольятти, но его слава борца за нравственность выходит за пределы небольшого приволжского городка. Начинал он с писем в различные госорганы с требованиями блокировки сайтов и пабликов в соцсетях, которые содержали, на его взгляд, материалы порнографического характера. В 2016 году как эксперт Охлопков получил аккредитацию Роскомнадзора, а спустя несколько месяцев открыл некоммерческую организацию «Приволжское окружное бюро информационной аналитики и экспертиз». Попав на сайт организации, несложно заметить, что ее специализация по большей части сводится к проведению судебной экспертизы информационной продукции на предмет порнографического содержания.
В своей экспертизе Руслан оперирует такими понятиями, как «лексика с порнографическим содержанием», «порноинформация», и даже выводит некий процент порнографичности, посчитав количество нецензурных слов, разделив их на общее число слов в пьесе и умножив это число на 100.
«Что он имеет в виду, ни один лингвист вам не скажет, потому что таких терминов не существует, — уверяет Ольга Савина-Зулаева. — Нужно понимать, что любые слова, в том числе в пьесе, существуют в контексте. В сюжете. Они являются речевой характеристикой персонажа. Рассматривать просто слова в отрыве от остального — так это не работает, так не делают. А чтобы судить о воздействии материала, нужны знания о жанре, композиции, построении нарратива, законах драматургического текста. Это всё — к филологу».
Руслан Охлопков не лингвист и не филолог. Он дипломированный специалист в областях «изобразительное искусство и черчение» и «мировая художественная культура». Ольгу смущают не только его квалификация эксперта и методы анализа, но и явные противоречия в тексте заключения.
«Он сам отмечает, что если убрать из текста сцены “порнографического характера” (вернее, те сцены, которые он сам таковыми считает), то смысл пьесы не изменится. А это уже рушит теорию о порнографическом характере пьесы, поскольку порнография создается исключительно ради сцен секса, и убери их оттуда — произведения не будет».
Отказывается соглашаться с выводами экспертизы и адвокат Сергей Хальченко.
«Весь наш объем сведений из независимого заключения, официальных позиций государственных экспертных центров и просто публичных позиций авторитетных специалистов показывает несостоятельность главного доказательства. Но следствие многократно нам отказало в проведении повторной экспертизы. Считаем, что это связано с пониманием рисков необходимости прекращения дела после нового заключения, что приведет к ряду вопросов: кто возбуждал дела? зачем? кто виноват в незаконном преследовании Григория?»
Принципы педагогики
Больше полугода Григорий Береснев находится под домашним арестом. Ему запрещено пользоваться телефоном и выходить в интернет. Но благодаря фильму Ольги Савиной-Зулаевой мы можем познакомиться с его позицией, в частности понять, что мотивировало его на постановку этой пьесы:
«“Разбивая стекло” — первый спектакль, который я посмотрел еще подростком в школе. Это был спектакль, который открыл мне театр и дал мне понять, что я не один. В детстве я был зол на то, что меня не предупредили, что на свете есть зло. И в дальнейшем, столкнувшись с этим злом, слава богу, я понес какие-то минимальные психологические потери».
Григорий объясняет, что, став отцом, начал задумываться над тем, как важно готовить детей к реальной жизни. А когда вдруг осознал, что его ученики в театральной студии находятся как раз в том возрасте, в котором он сам познакомился с пьесой Ребекки Причард, решение пришло само собой: «Тут, наверное, не я выбрал пьесу, а пьеса выбрала нас».
Григорий благодарит тех родителей, которые его поддерживают. «Если бы пьеса была поставлена, мне кажется, это было бы больше, чем просто работа детского театра, было бы какое-то сближение. Возможность как для родителя, так и для ребенка установить контакт в этот сложный переходный период. И родители это понимали — это было важно для них. И для меня это было важно. Как способ диалога со зрителем. Способ поговорить о проблемах, поплакать, способ попытаться научиться на чужих ошибках».
Те, кто имеет хотя бы минимальные представления о педагогике, прекрасно знают, что помещение ребенка в стерильную среду никак не оградит его от опасностей в будущем. Нежелание отвечать на вопросы подростка не отменит того, что эти вопросы у него все равно появятся и он будет продолжать искать ответы. Жизнь сложнее, чем кажется людям, забывшим свое детство и примерившим на себя роль поборников нравственности.
Ольга с иронией и сарказмом воспринимает допущение, что именно жестокая правда жизни, раскрытая в литературных произведениях, заставляет людей пускаться во все тяжкие:
«Получается, прочитаешь современного автора — и сразу жизнь под откос. Поневоле задумаешься о своей судьбе. В 13 лет посмотрела спектакль по той самой злополучной пьесе — и… (о чудо) не стала наркоманкой. В 16 лет пришла в театр, где познакомилась с патриархами русской драматургии, — и… (невероятно) не спилась. В 17 съездила в Москву на фестиваль “Новая драма” — и… (с ума сойти) не загнулась под забором. К 23 годам прочитала сотни современных пьес и написала диссертацию по русской драматургии — и (ко всеобщему счастью) Вселенная не схлопнулась!»
Клеймо на всю жизнь
По совокупности предъявленных обвинений Григорию может грозить больше 20 лет колонии. Но даже условный срок — это клеймо на всю жизнь. Режиссер все еще надеется на справедливое разбирательство, правда, статистика не добавляет оптимизма. Доля оправдательных приговоров в России давно уже составляет менее одного процента от общего их числа, и год от года этот показатель только уменьшается.
В таком деле сложно рассчитывать и на широкий общественный резонанс. По крайней мере в Тольятти, как объясняет Ольга Савина-Зулаева, не многие решаются открыто высказываться в поддержку режиссера. Как это часто и бывает в ситуации с подобного рода делами, люди боятся оказаться в неловком положении, если вина каким-то образом будет доказана. Тем более что эта тема изначально была подогрета в местных новостных пабликах: со ссылкой на «осведомленный источник» в них сообщалось, что некий педагог театральной студии совратил несовершеннолетнюю девочку. Григорий признается, что даже друзья, звоня ему, стали осторожно интересоваться: «Ты точно там никого не трогал?»
Полностью разделяют позицию Григория сейчас лишь те, кто вовлечен в процесс и знаком с деталями дела. Это в том числе и часть девочек, принимавших участие в той самой читке, которых следствие упорно рассматривает как потерпевших.
«Григория из шести учениц поддерживают четыре — вместе со своими мамами, не понимая для себя, в чем они пострадали, и не считая себя потерпевшими, — говорит адвокат Григория. — Еще две девочки с мамами ярко о своей позиции не заявляют, видимо полагаясь на правосудие. При допросах, отвечая на вопросы следователя, никто из девочек не дал оснований считать, что действия Григория могли иметь сексуальный мотив».
Очередное заседание суда должно состояться 27 марта, в Международный день театра, и на нем, возможно, решится вопрос о назначении повторной экспертизы.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам