«Повелитель морей»

Фото: Станислава Новгородцева

На берегу синего Черного моря, недалеко от города Судак в Крыму, сегодня еще можно увидеть обломки британского линкора XVII века. Если быть точнее — его копии, которую на протяжении девяти лет собственными руками строил Виктор Скалетто. Он продал все свое имущество и подчинил жизнь строительству корабля. В феврале 2023 года власти Крыма решили разрушить его мечту. На снос не поскупились выделить 4 миллиона 518 тысяч 715 рублей и 19 копеек бюджетных денег

Англия, 1634 год. По приказу короля Карла I строится британский парусный линкор Sovereign of the Seas. Так появляется самый большой и боеспособный корабль того времени — 70 метров в длину, 50 метров в высоту, а еще три батарейные палубы и 126 пушек. Какая мощь!

Король решает окупить строительство за счет населения — буквально ведет страну к кризису. В итоге за немыслимые деньги — 65 586 фунтов стерлингов — Карл I получает великолепный линкор, гражданскую войну и собственную казнь на эшафоте.

У Виктора не было опыта кораблестроения, признается, что многому учился в интернете
Фото: Станислава Новгородцева
Картина с «Повелителем морей» в каюте Виктора. Оригинальный корабль Британской империи строился на протяжении двух лет при участии 300 человек. Вес корабля с орудиями достигал 1700 тонн
Фото: Станислава Новгородцева

Доминикана, 2012 год. Дизайнер интерьеров Виктор Скалетто, будучи в отпуске, видит в море самый обычный парусник и неожиданно понимает — хочу корабль! Но не купить, а построить сам.

Витя распиливает фанеру для внутренней обшивки корабля
Фото: Станислава Новгородцева
Строительство носовой части корабля. Основа корабля — жесткий каркас из стеклопластиковой арматуры, сверху накладывается стеклофибробетон
Фото: Станислава Новгородцева

В детстве Виктор никогда не мечтал стать пиратом или капитаном и от морской романтики, книгами о которой зачитывались его ровесники, был далек. И вдруг резко ударило в голову. 

Работа то в дизайне, то в бизнесе хоть и приносила неплохой доход, но никогда особо его не удовлетворяла, хотелось чего-то большего, томило отсутствие мечты. И в Доминикане наконец-то мечта обрела очертания и формы. Корабль!

Виктор проверяет на прочность свежеповешенный гамак в одной из кают
Фото: Станислава Новгородцева
Большую часть работы Виктор выполнял самостоятельно, иногда к нему подключались волонтеры
Фото: Станислава Новгородцева
Виктор создавал полномасштабную копию по чертежам XVII века, используя современные материалы. Это позволило облегчить и упрочнить конструкцию корабля
Фото: Станислава Новгородцева

Два года Виктор вынашивал идею, читал специальную литературу, изучал корабельное дело — тут без теории не обойтись. В итоге, перерыв тонны архивов и книг, нашел для себя идеальную технику строительства: простую и недорогую, из стеклобетона. Осталось выбрать корабль и сделать чертежи. 

Помня о первом впечатлении от парусника в Доминикане, Скалетто решил остановиться на нем: такой изысканный! А чтобы добавить масштаба, взял за основу самый большой парусный линкор того времени — британский. И вот в 2014 году запустил строительство полноразмерной копии Sovereign of the Seas — «Повелителя морей».

Мореплавательные карта и кронциркуль в каюте на корабле. Изначально Виктор планировал строить корабль у берегов Латинской Америки, но потом остановился на крымской бухте Бугаз под Судаком
Фото: Станислава Новгородцева
Один из волонтеров помогает натягивать трос для выравнивания оси корабля
Фото: Станислава Новгородцева
Предметы декора, которые невозможно сделать самостоятельно, Виктор покупал в антикварных магазинах по всему миру, некоторые вещи дарили посетители
Фото: Станислава Новгородцева

Выбирая место строительства, Виктор думал о Перу, о Чили, о Гаити, но в итоге остановился на Крыме, а точнее — на бухте Бугаз недалеко от Судака, так проще, ближе и язык родной, думал он. Предварительно договорился с тогдашним мэром Судака. Мэр дал добро, правда устное, без документов, что, как намного позже понял Виктор, было его фатальной ошибкой.

Один из волонтеров играет на аккордеоне. Особой популярностью пользуются морские баллады и пиратские песни
Фото: Станислава Новгородцева
Виктор в капитанской каюте
Фото: Станислава Новгородцева
Одежда матросов на палубе корабля
Фото: Станислава Новгородцева

В строительство мечты Виктор вложил все свои сбережения, плюс продал квартиру в Москве, потом машину.

И переехал в Крым.

Первый год строительства вышел неудачным. Чертежи Виктор подготовил заранее, но оказалось, что для их создания дизайнерского опыта маловато, поэтому пришлось просить помощи у архитекторов и инженеров. Благодаря им Скалетто был уверен в своих наработках.

Виктор шлифует деталь сундука для интерьеров на корабле
Фото: Станислава Новгородцева
Виктор планировал закончить постройку этого корабля в 2027 году и приступить к созданию судна меньших размеров, которое сможет привозить туристов в бухту
Фото: Станислава Новгородцева
Виктор в лодке, которую построил для украшения пляжа
Фото: Станислава Новгородцева

Не рассчитал Виктор и другой момент — «эксцесс исполнителя». Отдал большую часть денег рабочим, но оказалось, что строили они тяп-ляп: в 2015 году бухту Бугаз накрыло волной — и корабль смыло. Виной тому — нарушение технологии строительства.

«Хочешь сделать хорошо — сделай сам», — окончательно понял Скалетто и начал строить линкор своими руками. В течение восьми лет, с 2016-го по 2023-й, Виктор строил «Повелителя морей» в одиночку. Приглашал рабочих только для сложных (и нелюбимых им) сварочных и бетонных работ, но держал все под неусыпным личным контролем.

К Виктору часто прибиваются бездомные животные, которых он подкармливает
Фото: Станислава Новгородцева
Большая часть работы выполняется вручную, в первые годы на корабле не было электричества — и Виктор пользовался генератором в случае крайней необходимости
Фото: Станислава Новгородцева
Виктор спит в своей хижине
Фото: Станислава Новгородцева

Каркас корабля — самая интересная часть работы. Скалетто плел его из стеклопластиковой арматуры, укрепляя основание металлом и бетоном. Чтобы воссоздать антураж и старину, Виктор покупал исключительно подержанное дерево, а декор делал не золотым, а зеленым, будто покрытым патиной времени, чтобы создать ощущение корабля, всплывшего из пучины морской. И получалось у него это замечательно.

Виктор в своей хижине во время новогодних праздников
Фото: Станислава Новгородцева
Столы на корабле подвешиваются к потолку, так они лучше сохраняли устойчивость во время шторма
Фото: Станислава Новгородцева
Виктор с утренним кофе в руках будит волонтеров
Фото: Станислава Новгородцева

Дело так увлекало Виктора, что порой, для экономии времени, «капитану», как его называли местные жители, приходилось ночевать в наспех сколоченной хижине прямо на недостроенном корабле. Зато в перерывах между работами получалось принимать туристов, которые охотно устраивали на борту фотосессии в «пиратском» антураже. Виктор и его корабль приобрели известность далеко за пределами Судака, всем было интересно посмотреть на упрямого чудака, посвятившего жизнь мечте.

Корабль ночью
Фото: Станислава Новгородцева
Виктор ловит интернет на горе — соседи по бухте поделились паролем от вайфая. Первые несколько лет строительства у Вити не было своего электричества и связи
Фото: Станислава Новгородцева

Британский линкор прослужил английскому флоту 35 лет, затем обветшал и больше 20 лет стоял на приколе в резерве, пока в 1696 году не погиб от случайного пожара. 

Его копию Виктор успел отстроить на 30 процентов — внушительная часть для самого большого парусного корабля того времени. 

Прямо сейчас корабль погибает под ломами муниципальных рабочих.

В первые годы к Виктору приезжали волонтеры, с 2019 года он принял решение строить корабль в одиночку
Фото: Станислава Новгородцева
Виктор отправляется в город за покупками с одним из волонтеров. Своего автомобиля у него нет, в сезон из бухты легко уехать на попутке, но зимой Виктор зачастую находится здесь один
Фото: Станислава Новгородцева
Вид на хижину капитана с палубы корабля
Фото: Станислава Новгородцева

Власти решили, что арт-объект — а именно так определяет его сам Виктор — это «капитальное строение», то есть «объект с четким фундаментом и связью с землей», и он «неузаконен», поэтому его срочно нужно снести. В ответ на это Виктор провел независимую судебную экспертизу и доказал, что «Повелитель морей» — «не капитальное строение с полым основанием», а декорация, да и вообще корабль, который будет жить в море.

Скульптуры из металла возле корабля. Виктор хотел сделать из бухты единое арт-пространство. По задумке в бухте должен был появиться причал, откуда отходят небольшие корабли, построенные Виктором
Фото: Станислава Новгородцева
Во время проведения экскурсий и квестов по кораблю Виктор облачается в свой капитанский костюм
Фото: Станислава Новгородцева
Чертежи оригинального корабля «Повелитель морей» в каюте капитана
Фото: Станислава Новгородцева

Но суд все равно встал на сторону властей. В итоге 14 февраля 2023 года глава Республики Крым Сергей Аксенов подписал распоряжение, согласно которому копию линкора «Повелитель морей» должны снести до 30 июня 2023 года за щедрые четыре с половиной миллиона рублей.

Сейчас в бухте Бугаз идет интенсивная работа: с девяти утра до пяти вечера рабочие бьют корабль кувалдами и ломами, не жалея сил. Работают строго по расписанию, с перерывом на обед. Обломки сваливают в КамАЗы.

Вид на бухту Бугаз с высоты
Фото: Станислава Новгородцева
Виктор живет в небольшой хижине близ корабля, сюда он приходит ночевать, остальное время проводит на корабле
Фото: Станислава Новгородцева

Часть останков «Повелителя морей» Виктору все же удалось сохранить. 

Романтик и упрямец Виктор Скалетто не сдается. В планах — найти новое место строительства и власти, которые бы как минимум понимали туристическую привлекательность такого невероятного проекта. Виктор перевезет туда спасенные обломки и станет снова строить свою мечту.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам

Популярное на сайте

Все репортажи

Читайте также

Загрузить ещё

Помогаем

Медицинская помощь детям со Spina Bifida
  • Хронические заболевания

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

  • Собрано

    1 643 429 r
  • Нужно

    1 830 100 r
Медицинская помощь детям со Spina Bifida
  • Хронические заболевания

Медицинская помощь детям со Spina Bifida

  • Собрано

    1 643 429 r
  • Нужно

    1 830 100 r
Всего собрано
294 898 240

Прототипом послужил британкий парусный линейный корабль "Повелитель морей", построенный в 1637 году.

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

У Виктора не было опыта кораблестроения, признается, что многому учился в интернете

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Картина с "Повелителем морей" в каюте Виктора. Оригинальный корабль британской империи строился на протяжении двух лет, при участии трехсот человек. Вес корабля с орудиями достигал 1700 тонн

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Витя распиливает фанеру для внутренней обшивки корабля

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Строительствоносовой части корабля. Основа корабля — жесткий каркас из стеклопластиковой арматуры, сверху накладывается стеклофибробетон

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор проверяет на прочность свежеповешенный гамак в одной из кают

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Большую часть работы Виктор выполнял самостоятельно, иногда к нему подключались волонтеры

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор создавал полномасштабную копию по чертежам 17 века, используя современные материалы. Это позволило облегчить и упрочнить конструкцию корабля

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Мореплавательные карта и кронциркуль в каюте на корабле. Изначально, Виктор планировал строить корабль у берегов Латинской Америки, но потом остановился на крымской бухте Бугаз под Судаком

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

один из волонтеров помогает натягивать трос для выравнивания оси корабля

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Предметы декора, которые невозможно сделать самостоятельно, Виктор покупал в антикварных магазинах по всему миру, некоторые вещи дарили посетители

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Один из волонтёров играет на аккордеоне. Особой популярностью пользуются морские баллады и пиратские песни.

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор в капитанской каюте

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Одежда матросов на палубе корабля

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор шлифует деталь сундука для интерьеров на корабле

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор планировал закончить постройку этого корабля в 2027 году и приступить к созданию плавучего судна меньших размеров, которое сможет привозить туристов в бухту

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор в лодке, которую построил для украшения пляжа

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

К Виктору часто прибиваются бездомные животные, которых он подкармливает

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Большая часть работы выполняется вручную, в первые годы на корабле не было электричества и Виктор пользовался генератором в случае крайней необходимости

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор спит в своей хижине

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор в своей хижине во время новогодних праздников

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Столы на корабле подвешиваются к потолку, так они лучше сохраняли устойчивость во время шторма

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор с утренним кофе в руках будит волнтеров

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Корабль ночью

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор ловит интернет на горе, соседи по бухте поделились паролем от вайфая. Первые несколько лет строительства у Вити не было своего электричества и связи

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

В первые годы к Вите приезжали волонтеры, с 2019 года Виктор принял решение строить корабль в одиночку

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор отправляется в город за покупками с одним из волонтёров. Своего автомобиля у него нет, в сезон из бухты легко уехать на попутке, но зимой Виктор зачастую находится здесь один

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Вид на хижину капитана с палубы корабля

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Скульптуры из металла возле корабля. Виктор хотел сделать из бухты единое арт - пространство. По задумке, в бухте должен был появиться причал, откуда отходят небольшие корабли, построенные Виктором

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Во время проведения экскурсий и квестов по кораблю, Виктор облачается в свой капитанский костюм

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Чертежи оригинального корабля "Повелитель морей" в каюте капитана

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Вид на бухту Бугах с высоты

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0

Виктор живет в небольшой хижине близ корабля, сюда он приходит ночевать, остальное время проводит на корабле

Фото: Станислава Новгородцева
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: