«Такие дела» разбираются, какие схемы финансовых махинаций существуют, как мошенникам удается заставлять людей не только переводить все деньги на неизвестные счета, но и совершать преступления.
«Вы же не глупая девочка»
Альбине Кашаповой 19 лет. В мае ей позвонил человек, который представился сотрудником банка. Сказал, что на девушку пытаются оформить кредит.
Сначала Альбина сбросила вызов: ей и раньше звонили мошенники в мессенджерах. Но в этот раз перезвонили на мобильный телефон, назвали ее имя и отчество, продиктовали паспортные данные. После того как девушка согласилась сотрудничать «с государственными органами», ее соединили со «специальным личным агентом».
«Разговаривали мы долго, — делится Альбина. — Меня убеждали, что это не мошенники: “Мы же не просим у вас три цифры на обороте карты”. И тут мое сознание помутилось. Я подумала: “Ну да, не просят”».
Когда девушку переадресовали уже на третьего специалиста, сказали, что ее аккаунт на «Госуслугах» взломали, нужно сбросить пароль. Попросили назвать код, который пришел в СМС. «Я, недолго думая, его назвала», — рассказывает Альбина.
Затем ей предложили зайти в приложение банка, чтобы посмотреть, в каком размере хотели взять кредит мошенники. Собеседники велели девушке проверить, какую максимальную и минимальную сумму она могла получить, попросили нажать кнопку «Продолжить».
«И тут на мой счет поступает кредит, — вспоминает Альбина. — Я смотрю на экран телефона, у меня на балансе 45 тысяч рублей кредит и какая-то страховка на 3,7 тысячи. Я спрашиваю: “А дальше что?” Мошенники сказали: “Чтобы избавиться от кредита, нужно перевести эти деньги на лицевой счет в другом банке”».
К тому моменту разговор длился уже около 50 минут. Все время телефонные мошенники убеждали девушку «ни в коем случае не передавать информацию третьим лицам». Когда она была готова перевести деньги на сторонний счет, в комнату зашла ее соседка по общежитию. Альбина говорила по громкой связи, девушка услышала разговор и заметила, что собеседник вел себя грубо. Сама пострадавшая этого уже не понимала. «Бросай трубку», — посоветовала соседка.
«Сначала со мной общались как банковские сотрудники, — говорит Альбина. — А потом, видимо, их разозлило, что я сомневаюсь, переспрашиваю, они начали грубить. Например, мне говорили: “Вы же не глупая девочка”. Когда мошенники услышали слова моей соседки, они сразу стали угрожать полицией: “Мы же попросили, чтобы этот разговор никто не слышал. Вы передаете информацию третьим лицам. Вечером ждите полицию”».
Альбина бросила трубку, позвонила в поддержку банка и рассказала о случившемся. Ей посоветовали закрыть кредит досрочно — так она и сделала, деньги удалось сохранить. «Сотрудники банка» больше девушке не звонили.
Телефонные мошенники
По данным Банка России, в 2022 году около 60 процентов эпизодов финансового мошенничества совершили по телефону или через СМС. Со списком распространенных схем можно ознакомиться на сайте.
Доцент Академии психологии и педагогики ЮФУ Александр Мирошниченко объясняет, что задача мошенника — застать человека врасплох, не дать ему подумать над ответом или проверить информацию. А затем принудить немедленно перевести деньги, чтобы «защититься» от их потери. Поэтому телефонные звонки эффективнее, чем попытки обмануть человека во время переписки.
Мирошниченко отмечает, что мошенники часто апеллируют к тому, что уже знают о человеке: например, называют его паспортные данные. По словам психолога, это повышает уровень доверия к ним у собеседника.
Кроме того, мошенники просят своих «клиентов» не рассказывать друзьям и близким о том, что с ними происходит. Они ссылаются на то, что «все враги» и только им можно доверять. Злоумышленники убеждают человека в том, что окружающие будут мешать ему спасти ситуацию. Атмосферу таинственности также усиливают в случаях, когда мошенники пытаются убедить своего «клиента» в его «избранности» — именно его выбрали для выполнения ответственного задания. Поэтому происходящее — секретно.
«Мошенникам важно выстроить [настолько тяжелый] эмоциональный фон, чтобы человек был готов на любые необдуманные и быстрые поступки, — говорит психолог. — Бывает, что пострадавший чувствует такую сильную напряженность, что ему легче перечислить деньги мошенникам, чем продолжать с ними общаться. Это подсознательное избавление от внешнего давления».
Мирошниченко добавляет, что мошенники подстраивают свои схемы под текущую политическую и экономическую ситуацию. Пандемия, мобилизация, скачки доллара — они опираются на эти проблемы, чтобы усиливать эмоциональную напряженность.
Например, во время мобилизации многие мужчины боялись призыва. Тогда им звонили псевдоадвокаты, военкоры, сотрудники воинских частей и предлагали бронь за деньги. «Человек надеется на подстраховку и готов за это платить», — объясняет Мирошниченко.
Психолог отмечает, что в последнее время все чаще людям звонят «сотрудники силовых ведомств». В этих случаях мошенники, как правило, разговаривают грозно, запугивают уголовными статьями, например о «госизмене». Все это нужно, чтобы человек начал бояться.
К адвокату из Новосибирска Оксане Феоктистовой в мае 2023 года обратилась женщина 67 лет. Ей позвонил человек, который представился сотрудником Центробанка. Собеседник сообщил, что от ее имени поданы заявки на кредиты сразу в три банка. Предложил поучаствовать в разоблачении мошенников и сохранить свои средства. Он перевел разговор на «сотрудника ФСБ», который пообещал выслать копию удостоверения.
С женщиной на протяжении двух дней непрерывно поддерживали связь. Велели снять деньги из одного банка и положить на счет в другой. Оксана Феоктистова рассказывает, что ее подзащитной не давали ни подумать, ни пообщаться с близкими: грозили привлечь к уголовной ответственности за госизмену.
Пострадавшая взяла три кредита на 500 тысяч рублей и перевела деньги мошенникам.
Мирошниченко отмечает, что в запуганном состоянии человек способен не только перевести большую сумму мошенникам, но и совершить преступление. Так, в начале августа школьной учительнице сообщили, что ее сбережения в опасности. «Куратор из ФСБ» передал, что мошенники находятся в здании военкомата, которое нужно поджечь, чтобы сберечь средства.
По словам психолога, это стандартная схема: человеку говорят, что проблему нужно решить срочно и только определенным образом. А затем дают команды и контролируют их выполнение. Человек либо не успевает оценить последствия, либо его убеждают в том, что «кураторы» очень могущественные и наказания за преступление не последует.
Как обезопасить себя от телефонных мошенников
Управляющий партнер международной юридической компании GSL Law & Consulting Александр Алексеев отмечает, что любой телефонный разговор с сотрудниками банков, правоохранительных органов и подобных ведомств желательно перевести в очный формат. В случае когда человеку звонят из полиции, можно ответить так: «Если вы мной интересуетесь, давайте, пожалуйста, перейдем на очное и письменное общение. Присылайте повестку — приду». И не сходить с этих позиций.
«[Это будет] удачная ситуация, если звонит действительно представитель правоохранительных органов. Этого больше всего боятся потенциальные [пострадавшие], и на это рассчитывают мошенники», — объясняет Алексеев. Если человеку позвонил реальный представитель полиции, предложение закончить разговор и прийти в отдел — это не преступление, никаких последствий за это не предусмотрено.
Алексеев добавляет, что, если собеседник представляется сотрудником банка и говорит о незаконной финансовой операции, его можно попросить: «Пожалуйста, сообщите, в какое отделение мне нужно подойти». Психолог Мирошниченко отмечает, что после этого нужно прекратить телефонный разговор, не уточняя обстоятельств и не оправдываясь.
Чтобы вовремя понять, что близкий человек столкнулся с мошенниками, психолог советует обращать внимание на изменения в его поведении. Если у родственника нарастает тревожность, он постоянно ходит в банк, нервно листает телефон, отвечает на непонятные звонки, во время которых уходит в другую комнату, важно выяснить, с чем это связано. Когда человек замыкается в себе и не идет на контакт с родственниками, стоит обратиться за помощью к специалисту.
Что делать пострадавшим
Адвокат Оксана Феоктистова отмечает, что пострадавшие от телефонных мошенников должны как можно быстрее написать заявление в полицию. Нужно подробно изложить все, что произошло, указать телефонные номера, с которых звонили, а также зацепки, по которым можно раскрыть личность мошенника (например, акцент, картавость).
По словам адвоката, в полиции могут отказать в возбуждении уголовного дела по формальным причинам: дела такой категории технически трудно расследовать. Но тогда нужно обжаловать решение, настаивать на возбуждении и расследовании уголовного дела.
Кроме того, нужно обратиться в суд, чтобы кредитную сделку признали недействительной.
В подобных делах можно ссылаться на другую норму. Для заключения сделок с банком в онлайн-формате (через коды из СМС) клиент должен заранее подписать согласие на такой вид коммуникации. Если этого сделано не было, а кредит выдали заочно без личной подписи, суд может признать сделку недействительной.
В каждом случае сформулировать аргументацию для суда поможет грамотный юрист.
Если обман предотвратить не удалось, пострадавший может испытывать чувство стыда, разочарования в себе, говорит Мирошниченко. Особенно если он знал о мошеннических схемах и все равно поверил злоумышленникам. Одной из первых реакций может стать желание скрыть произошедшее от родственников.
Оксана Феоктистова отмечает, что для ее подзащитной, которая перевела мошенникам 500 тысяч рублей, сумма кредита была огромной: в месяц женщина получала около 30 тысяч.
«Когда пришло осознание, что случилось, [пострадавшая] замкнулась. Около недели она ничего не говорила родственникам. Дочери начали замечать, что мама, которая всегда была общительная, стала ссылаться на то, что ей некогда говорить», — делится адвокат. Постепенно женщина рассказала дочерям о кредитах.
Близким надо разговаривать с пострадавшим, демонстрировать, что человек им небезразличен. «Они должны донести, что то, что произошло, — не самое страшное в жизни, не стоит себя корить. Важно не нагнетать [не акцентировать внимание на том], как много человек потерял, а давать поддержку: “Да, нам теперь будет сложнее, но мы справимся вместе”», — отмечает Мирошниченко.
Кроме того, в подавленном состоянии пострадавшие часто не хотят обращаться в полицию или реальную службу безопасности банка. По словам Мирошниченко, в такой ситуации близким стоит напомнить человеку, что нужно сделать все возможное, чтобы вернуть украденные средства. Можно также аргументировать тем, что, если ничего не предпринимать, могут пострадать другие люди.
«Даже если средства не получится вернуть, пострадавший почувствует, что сделал все возможное. А также он получил важный урок и сможет противостоять мошенникам в будущем», — говорит психолог.
Интернет-мошенничество
Еще 40 процентов эпизодов мошенничества приходится на атаки в соцсетях и мессенджерах. Мошенники взламывают аккаунты пользователей и просят перевести деньги у людей из списка друзей.
В 2021 году злоумышленники получили доступ к рабочей странице врача-косметолога Елизаветы Широбоких. В ее аккаунте появился пост о том, что мама девушки попала в ДТП, семье срочно нужно 200 тысяч рублей на лечение. Эту же информацию взломщики отправили в личные сообщения всем, с кем Елизавета недавно переписывалась.
«Я узнала об этом на работе, — вспоминает врач. — Мне стали звонить мои и мамины знакомые, спрашивать, что произошло. Я поняла, что меня взломали. Было неприятно, что был именно рабочий аккаунт и пострадали в том числе мои пациенты».
Пациенты и знакомые Елизаветы перевели мошенникам около шести тысяч рублей. Полиция отказала в возбуждении уголовного дела, в банке блокировать счет, на который отправляли деньги, не стали.
Тем, кому пришла просьба перевести деньги от друга в соцсетях, Александр Мирошниченко советует не принимать быстрых решений. «Нужно помнить, что человек и так может помочь, но после того, как перепроверит данные, уточнит детали», — говорит психолог. Он предлагает связаться с тем, от чьего имени пришло подозрительное сообщение. Но не говорить «Я сомневаюсь», а уточнить, нужна ли какая-то помощь помимо финансовой, можно ли приехать на место. Если проблема действительно существует, поддержать, если нет — не попасться на уловку.
Другой вид интернет-мошенничества — фишинговые сайты и поддельные приложения. За первые шесть месяцев 2023 года их количество выросло в 11 раз по сравнению с тем же периодом 2022-го.
Как правило, они имитируют привычные для пользователя сервисы (онлайн-магазины, банки), зазывают туда людей через рассылки или личные сообщения, а затем выманивают их личные данные. Например, человека просят провести «пробный платеж» прямо на сайте, не переходя на страницу платежной системы: ввести CVV-код с обратной стороны карты или код из СМС-сообщения. С помощью этих сведений мошенники списывают деньги с банковского счета пользователя.
Кроме того, разработка полноценного сайта — это, как правило, трудоемкая и дорогостоящая работа, отмечает Воробьев. Поскольку главная задача фишинговых страниц — завладеть данными, мошенники часто копируют дизайн с сайтов известных сервисов. Но при этом может съезжать верстка, а большинство ссылок — не работать. По таким признакам фишинговые сайты можно отличить от обычных — и не заходить на них, говорит юрист. Не стоит также переходить по неизвестным ссылкам, которые могут вести на небезопасные страницы.
Поддельные приложения выдает иное название, плохой функционал, отсутствие информации о нем на официальном сайте, добавляет Воробьев.
«У вас будут проблемы, верните деньги»
Новые возможности для интернет-мошенничества открывают утечки персональных данных. Согласно статистике, в России за первые четыре месяца 2023 года произошло 75 утечек из компаний и госорганизаций — в полтора раза больше, чем за тот же период 2022-го. Получив паспортные данные человека, мошенники могут оформить на него микрокредит даже без его участия.
Артем из Петербурга полтора года назад стал находить в почтовых ящиках уведомления: осталась последняя возможность оплатить микрокредит, после компания обратится в суд. Мужчине начали звонить коллекторы. Артем проверил свою кредитную историю и обнаружил, что на него оформили несколько займов в разных организациях. Всего он оказался должен 30 тысяч рублей. Мужчина связался с микрокредитными организациями.
«По телефону со мной общались грубо, давили, повышали голос, — вспоминает Артем. — “У вас будут проблемы, верните деньги, которые вы взяли, нам неинтересны все эти ваши сказки о том, что вы у нас ничего не брали. Вы взяли долг и должны его вернуть”».
Вопрос решился, только когда Артем написал заявление в полицию о том, что его данными незаконно воспользовались для оформления займа.
«В результате их все аннулировали и убрали из моей кредитной истории. Я рад, что с этим удалось разобраться до того, как [коллекторы] стали звонить родителям», — делится Артем. В полицию его так и не вызывали, но звонки с угрозами прекратились. После случившегося мужчина сменил паспорт, чтобы на него не оформляли новые займы.
На мужа юриста из Москвы Анастасии Суворовой в 2022 году тоже оформили кредит в размере 15 тысяч рублей. В микрофинансовой организации навстречу пострадавшим не пошли, пара подала иск в суд. На разбирательство ушло около года. Организацию обязали не только списать долг, но и выплатить семье 80 тысяч рублей судебных расходов.
«Было приятно, — рассказывает Анастасия. — Юристка, которая представляла микрофинансовую организацию, рассказала, что после этого компания ужесточила требования к проверке заемщиков. Их расстроила большая сумма судебных расходов».
Пострадавшие советуют два раза в год проверять, не оформлены ли на человека кредиты. Сделать это можно через бюро кредитных историй. Узнать, в каком конкретно бюро хранится история, можно через «Госуслуги». Если человек заметит неизвестный ему кредит, нужно обратиться в микрокредитную организацию, полицию и суд.
Кроме того, чтобы обезопасить себя, человек может использовать псевдонимы — это затруднит доступ злоумышленников к его данным. Под псевдонимом можно регистрироваться везде, кроме «Госуслуг».
Юрист «Нужна помощь» Константин Воробьев добавляет, что можно отозвать согласие на обработку персональных данных, если человек перестал пользоваться какими-либо услугами. В этом случае оператор данных обязан их удалить.
«Вы не боитесь остаться на улице?»
Андрею39 лет. У него психическое расстройство, из-за которого мужчина состоит на учете в психоневрологическом диспансере. После смерти родителей у него осталась квартира в Москве.
В 2015 году Андрей подружился с компанией мужчин, которые занимались перевозками, стал жить вместе с ними. Новые знакомые начали его убеждать, что квартиру нужно продать, а вырученные деньги вложить в развитие бизнеса. «Обещали золотые горы», — вспоминает мужчина. Нашли покупателя, риелторов, подделали справку — якобы Андрей не состоял на учете в ПНД.
При этом сожители не давали ему выходить одному на улицу, иногда били. Долгое время он скрывал происходящее от родственников — в том числе от родного брата. После одного из бытовых конфликтов Андрею сломали два ребра. Однажды его избили после похода к нотариусу, который помогал оформлять документы на квартиру. Специалист спросил: «Вы не боитесь остаться на улице?» Андрей задумался.
Квартиру продали в 2016 году. На сделке были Андрей, покупатель, риелтор и помощник риелтора. Люди, которые заставили его продать квартиру, сидели в машине. Андрей рассказывает, что после сделки мошенники забрали деньги и уехали. Отношение к мужчине стало еще более агрессивным. Через несколько дней после сделки Андрей закрыл своих сожителей в квартире и убежал: без документов, одежды и даже обуви. 11 месяцев мужчина провел в психиатрической больнице, три с половиной года — в психоневрологическом интернате.
Мошенников на рынке недвижимости называют черными риелторами. Это связано с криминальными схемами, когда людей убивают, а потом продают их жилье. Риелтор из Москвы Петр Баля говорит, что в последние годы такие случаи стали единичными: убийство привлекает много внимания. По словам эксперта, мошенники просто опекают одиноких собственников квартир (в зоне риска пожилые, люди с зависимостями), чтобы после их смерти завладеть жильем. Баля уточняет, что в таких схемах участвуют в том числе представители разных ведомств.
Другая схема — когда квартиры обманом забирают у доверчивых или неопытных собственников и перепродают. В зоне риска — люди с ментальными особенностями, выпускники сиротских учреждений. От таких мошеннических действий страдают не только владельцы, которые лишаются жилья, но и новые собственники, не подозревающие, что позже суд может признать сделку недействительной.
Так случилось с человеком, который приобрел квартиру Андрея. Разбирательство длилось около двух с половиной лет, финальное заседание прошло в 2019 году. Суд признал, что на момент совершения сделки Андрей не мог нести ответственность за свои поступки. Покупатель квартиры вместе со своим адвокатом искал разные лазейки, чтобы доказать, что это не так.
«В итоге он сказал: “Храни вас бог” — и уехал из квартиры. Но это не помешало ему перед уходом из квартиры выцарапать на полу ругательство», — вспоминает брат Андрея.
«Дальше подписывается договор, сдается через МФЦ или через нотариуса, — рассказывает Баля. — После этого покупатель вместе с продавцом едет на независимую экспертизу в клинику». Собственник сдает анализ мочи и крови на содержание наркотических и психотропных веществ. Кроме того, человеку вызывают психолога из городской поликлиники.
По словам риелтора, сейчас распространена еще одна схема: мошенники выкупают долю в квартире и выживают оттуда других собственников.
«По закону не определено, где чья комната, — объясняет Баля. — Долевые собственники имеют право делать ремонт тогда, когда считают нужным. Поэтому мошенники безнаказанно разносят квартиру: ломают двери, кухню, унитазы, косяки, но не бытовую технику, на покупку которой у других собственников может сохраниться квитанция». Застраховаться от такого поведения крайне сложно.
Простояла у двери час и уехала вся в слезах
При сдаче жилья в аренду используют другие схемы. Например, агентства недвижимости приглашают клиентов к себе в офис, подписывают договор аренды. Пострадавшие вносят оплату, но так и не снимают квартиру.
«Юридически у них все грамотно оформлено, деньги они берут за информационные услуги о квартире в определенном районе — часто даже без адреса. О том, снимает ли человек жилье, в документе речи нет», — объясняет Петр Баля. Эксперт добавляет, что есть и другие схемы обмана арендаторов.
В 2017 году Анфиса хотела снять квартиру в Москве. Девушке предложили посмотреть один вариант на Ленинском проспекте, ей все понравилось. На следующий день ее пригласили на встречу с собственником. Но когда девушка приехала, его не оказалось — риелтор сослался на то, что у владельца небольшой перерыв на работе.
Договор Анфисе предложили подписать в кафе. Она проверила документы собственника (паспорт, доверенность на квартиру), подписала стандартный договор в двух экземплярах, заплатила деньги за первый и последний месяцы плюс небольшой процент риелтору. Девушке выдали ключи, которыми, как ей казалось, и открывали квартиру при просмотре.
«Я счастливая и довольная поехала работать. Вечером открыла подъезд, дошла до съемной квартиры — а она не открывается. Ключ в принципе не подходит к замку. Номера телефонов риелтора и собственника недоступны, хотя на встрече они работали. Я простояла у этой двери час и вся в слезах уехала домой», — рассказывает Анфиса.
На следующий день она написала заявление в полицию. Там ей рассказали, что паспорт собственника поддельный, а с этой схемой столкнулись другие пострадавшие. В 2021 году Анфису пригласили на опознание в отдел полиции. Оказалось, что мошенник уже сидел в тюрьме за другой эпизод.
«Я его вспомнила, а он, глядя на меня, ухмылялся, — вспоминает пострадавшая. — Меня тогда попросили написать номер банковской карты — вдруг [злоумышленник] вернет деньги. Его снова посадили. До сих пор мне никто ничего не вернул».
Петр Баля подчеркивает, что любые действия с арендой жилья должны совершаться в той квартире, которая сдается. На месте должен быть собственник или человек, на которого он оформил доверенность. Во время заключения договора обязательно снимают показания счетчиков, делают опись имущества. Чтобы проверить, кто собственник квартиры, можно заказать выписку из домовой книги — в ближайшем МФЦ или онлайн.
«Доверчивы, потому что социальны»
Управляющий партнер GSL Law & Consulting Александр Алексеев рассказывает, что юристов, специализирующихся на помощи пострадавшим от мошенничества, довольно мало. Этим пользуются другие злоумышленники. По словам Алексеева, они представляются сотрудниками юридических компаний и обещают: «Мы найдем ваши деньги». Если человек начинает с ними общаться, ему говорят, что деньги уже нашли и вывели на сторонний счет. «Надо только заплатить комплаенс-услуги — и тогда вы получите их обратно». Так пострадавший оказывается обманутым еще раз. В этом случае надо обращаться в полицию.
С повторным мошенничеством часто сталкиваются люди, которые взаимодействовали с форекс-брокерами, говорит Алексеев. А также те, кто потерял деньги на рынке ценных бумаг, вложился в криптовалюту и не получил средства назад. По словам эксперта, такие дела особенно неохотно расследуют правоохранительные органы.
«[Пострадавших] ловят на надежду, что есть те, кто профессионально занимается восстановлением справедливости», — объясняет Алексеев. Психолог Александр Мирошниченко подтверждает, что человек в нестабильном эмоциональном состоянии, который переживает из-за потери, винит себя, будет готов на многое, чтобы исправить ситуацию.
— клиента просят внести предоплату, не заключая с ним договор;
— «специалист» не представляется и не предоставляет паспорт;
— о нем нет информации в интернете.
Если паспорт все-таки предоставили, юрист советует сопоставлять его данные с тем, куда и кому просят перевести деньги.
Воробьев добавляет, что договор позволит точно определить, какие именно услуги будет оказывать юрист и как будет определяться его вознаграждение. «Даже настоящие юристы могут предложить помощь, — объясняет эксперт. — Но в их понимании это может быть только составление заявления в полицию и его отправка в электронном виде, без какого-либо дальнейшего участия [специалиста]».
«Мы доверчивы, потому что социальны, — отмечает Мирошниченко. — Обычно в разговоре у нас нет причин не доверять собеседнику. Если человек вообще никому не доверяет, он не может выстроить здоровые социальные связи. Чтобы взаимодействовать с окружающими, доверие необходимо. То, что этим пользуются мошенники, — факт. Но даже после какой-то оплошности не стоит закрываться от всех и корить себя. Это неконструктивно. Мы допустили неудачу, но впереди будут и успехи. Нужно только приложить усилия, чтобы решить проблему и обезопасить себя в будущем».