Инструкция: как защитить своих бабушек и дедушек от телефонных мошенников
Телефонные мошенники украли у дедушки Дениса Ильина около двух миллионов рублей. Пожилой мужчина два дня скрывался от семьи и ходил по городу, раскладывая по банкоматам средства со своего накопительного счета. Все операции он совершал под диктовку человека, который внезапно позвонил ему, чтобы «уберечь» деньги пенсионера. По статистике Центра мониторинга и реагирования Банка России, в 2022 году около 60% финансовых мошенничеств совершили по телефону или через СМС. Остальные 40% — это атаки в соцсетях и мессенджерах, фишинговые сайты, поддельные приложения банков. «Такие дела» поговорили с Денисом Ильиным о том, как обманули его дедушку, а также подготовили инструкцию, как защитить своих пожилых родственников от телефонных мошенников.
«Такой блокбастер, что не успеваешь опомниться»
Дедушке Дениса 84 года. 25 февраля ему позвонили с неизвестного номера в ватсапе. Девушка на другом конце провода представилась сотрудницей банка. Она предупредила: если разговор не продолжится, защиту денежного вклада пенсионера разблокируют, все средства украдут. Профиль девушки в мессенджере был оформлен убедительно, контакт выглядел «официально». Она также сказала, что ее можно найти на сайте банка или узнать информацию о ней по горячей линии. Дедушка героя проверить эти сведения не мог — он поверил девушке и не бросил трубку.
«Что заставило вменяемого человека, кандидата наук, пусть уже в почтенном возрасте, бегать по городу как ошпаренного, скрываться от семьи, не отвечать на звонки и вопросы, искусно врать и вводить нас в заблуждение? Они запутали его настолько, что он стал полностью управляемым», — отмечает Денис.
В течение двух дней мужчина был в центре «расследования», которое проводил «Центральный банк» совместно с «полицией». Мошенники постоянно ему звонили, показывали, что контролируют каждый его шаг и следят за ним. Рассказывать о происходящем мужчине запретили, пригрозив ответственностью за разглашение банковской тайны.
Мошенники вызывали такси за счет пенсионера от банкомата к банкомату и даже заставили его купить внешнее зарядное устройство для телефона, чтобы он всегда оставался на связи.
«Есть бандиты, которые прямо сейчас в Коньково крадут твои деньги, есть капитан полиции, который уже едет, — такой блокбастер, что не успеваешь опомниться. Мошенники и текущую повестку приплели: “Вы же знаете, какое неспокойное сейчас время”. Мне кажется, дедуля в какой-то момент захотел выйти победителем из этого квеста», — рассказывает Денис.
Пенсионер обманывал семью в течение двух дней, рассказывая о том, что он был на встрече с другом, в театре, на экскурсии. Остановить его помогла случайность — пожилой человек нечаянно опубликовал фото банкомата в статусе мессенджера. Родственники сразу забили тревогу.
Мать Дениса смогла дозвониться до пенсионера через поток звонков от мошенников. Уговорами она заставила его рассказать, где он находится, — мужчина был на Савеловском вокзале. Внук отправился туда на поиски, но в указанном месте дедушку уже не застал: мошенники вызвали ему очередное такси.
«Выехав на Дмитровское шоссе, я интуитивно притормозил у остановки и посмотрел на другую сторону. Там, среди банкоматов, с телефоном у уха ходил дедушка. Перебежав дорогу, я не нашел ничего лучше, как схватить его телефон и сказать: “Найду тебя”. Обнял дедушку и повез домой, говоря, что все было ложью и ему ничего не угрожает», — рассказывает Денис.
Накопительный счет мужчины был закрыт, от него осталась только малая часть наличными. Все остальное — около двух миллионов рублей — дедушка ответственно разместил в разных банкоматах по всему городу.
Семья решила не обращаться в полицейский участок. Дениса проконсультировали знакомые менеджеры «Сбера». С их слов он понял, что мошенники практически неуязвимы: используют одноразовые телефоны, с которых не отследить денежные переводы. Помимо этого, родные не хотели заставлять дедушку испытывать дополнительный стресс во время допросов. Пенсионер после произошедшего попал в больницу и провел там две недели. Он до сих боится выходить на улицу.
«Как семья мы много времени проводим вместе, постоянно общаемся. Мы доверяем друг другу, — отмечает Денис. — Бабушке сложно ходить, и дедуля начал посещать курсы и экскурсии один. Нельзя сказать, что он поддался на манипуляции из-за одиночества. Мошенники говорят просто, убедительно, давят на самые чувствительные области: безопасность, защита сбережений и близких. Когда группа пенсионеров из моего подъезда будет рассказывать друг другу про новые неудачные попытки их развести, спать по ночам будет спокойнее».
Кто чаще верит мошенникам?
Пострадать от действий мошенников может любой человек, независимо от возраста и статуса. В ноябре 2022 года Банк России провел опрос о том, насколько россияне удовлетворены уровнем безопасности финансовых услуг. Согласно его результатам, наиболее уязвимая для мошенников группа (37,4%) — городские жители в возрасте от 25 до 44 лет со средним уровнем заработка, которые активно пользуются банковскими онлайн-сервисами. На втором месте (29%) россияне в возрасте от 45 до 64 лет, на третьем (15,7%) — 65 и старше. В этом опросе учитывали не только обман по телефону, но и через другие каналы связи, многими из которых пенсионеры не пользуются.
По информации МВД, чаще всего пострадавшими от телефонных мошенников становятся пожилые или доверчивые люди. Доцент Академии психологии и педагогики ЮФУ Александр Мирошниченко считает, что наиболее доверчивые — люди в возрасте старше 50 лет.
«Пенсионеры были воспитаны в СССР, когда вся информация проходила жесткую цензуру. Тогда телефонные звонки осуществлялись достаточно сложно, а банковская система не была цифровой, поэтому у пожилых людей нет знаний по цифровой безопасности, безопасности работы с персональными данными», — считает Мирошниченко.
Помимо этого, культура общения старшего поколения не позволяет пожилым людям бросить трубку во время разговора, чем и пользуются мошенники, добавляет психолог. Им нужно, чтобы человек как можно дольше оставался на связи, поддался на их манипуляции и сразу же совершил банковскую операцию.
Юрист фонда «Нужна помощь» Константин Воробьев также отметил, что пенсионеры — наиболее уязвимая группа для любых мошенников. Они редко обращаются за помощью, в том числе в правоохранительные органы. Поэтому расследования начинаются с большой задержкой, что, как правило, снижает вероятность их успеха.
Какие есть схемы?
Сценариев, по которым действуют телефонные мошенники, много. Список типичных схем опубликован на сайте Центробанка. Там же можно узнать, как лучше действовать при столкновении с мошенниками.
Наиболее распространены звонки от лжеполицейских, лжесотрудников Банка России. Преступники также придумывают новые схемы, отталкиваясь от повестки.
Так, в период пандемии коронавируса мошенники начали звонить пенсионерам, представляясь их родственниками. Они делали вид, что тяжело больны, находятся в изоляторе и им нужны деньги на лечение. В 2022 году появились схемы, связанные с частичной мобилизацией и «специальной военной операцией».
13 марта «Сбер» предупредил о новом виде телефонного мошенничества: человеку якобы звонит сотрудник ФСБ и говорит, что он обвиняется в измене родине. Напуганного клиента мошенники вынуждают переводить свои средства на их счета и даже брать кредиты.
В 2018 году фонд «Адреса милосердия» запустил проект «Бабушки против мошенников». Специалисты разработали методическое пособие, в котором описаны некоторые популярные схемы обмана.
«Около 10 лет в нашей партнерской организации АНО “Студио-Диалог” работала всероссийская горячая линия помощи пожилым людям. Координатор на телефоне обратила внимание, что 40% звонивших обращались в связи с тем, что столкнулись с мошенниками. Чаще всего люди попадали в бедственное положение из-за того, что их вынудили взять кредит», — отмечает председатель попечительского совета фонда «Адреса милосердия» Анна Белокрыльцева.
Кроме методички, организация выпустила комиксы для пожилых людей на эту тему и провела тренинги по профилактике мошенничества в 12 регионах страны.
«Формат тренинга мне кажется наиболее эффективным для пожилых людей. Но мошенники никогда не останавливаются. Мы долго не могли закончить писать пособие, потому что становилось известно о новых схемах. Можно пройти на тренинге 12 способов обмана, а завтра тебе позвонят с тринадцатым, и ты не сообразишь. На опережение работать очень сложно», — рассказывает Белокрыльцева.
По ее словам, все способы мошенничества спрогнозировать невозможно, но важно рассказывать пожилым людям о существующих схемах. Для этого родственники, волонтеры и социальные работники должны регулярно в ненавязчивом режиме напоминать пенсионерам о бдительности, всегда быть с ними на связи и сохранять доверительные отношения.
Как защитить пожилых людей от мошенников?
- Нужно рассказывать о новых мошеннических схемах, а также о том, как следует себя вести, если человеку поступил подозрительный звонок.
- Объяснить, что обращаться за помощью к близким — нормально.
- Установить приложение, блокирующее спам-звонки.
- Помочь создать список контактов. Договориться, что на звонки с незнакомых номеров пенсионер не будет отвечать.
- Объяснить, что можно прерывать звонок для уточнения и проверки информации. Можно научить пенсионера проверять данные или просить его звонить для этого вам.
- Подключить уведомления об операциях через онлайн-банк. В некоторых случаях поможет подключение уведомлений и к вашему телефону.
- Важно обсудить с пенсионером, согласен ли он, чтобы вы отслеживали, какие действия он совершает на телефоне/с банковскими счетами.
Юрист Воробьев считает, что, помимо информирования о существующих схемах, важно рассказывать об уязвимой информации, которую мошенники стремятся заполучить.
«Гораздо эффективнее может работать не просвещение, а предупредительные меры близких: например, стереть CVV-номер с карты пенсионера и записать самостоятельно — при необходимости его можно узнать в мобильном приложении. Можно подключить СМС-оповещения от банка только на личный номер, установить ограничение на снятие крупных сумм с банковской карты», — предлагает Константин.
Психолог Мирошниченко отмечает, что для безопасности пожилого человека крайне важно, чтобы у него сохранялось «базовое доверие» к членам семьи.
«Нужно выстраивать отношения, при которых пенсионер будет доверять мнению тех, кто о нем заботится, а не “неизвестному человеку, который звонит и представляется спасителем”», — считает психолог.
Базовые правила, которые должен соблюдать каждый
- Никому не сообщать паспортные и банковские данные.
- Если позвонивший представляется банковским служащим или сотрудником правоохранительных органов, следует прервать разговор, чтобы связаться с банком или контакт-центром ведомства и уточнить, действительно ли там есть такой работник.
- Если позвонивший говорит, что ваш знакомый или родственник попал в беду, будь то авария или болезнь, следует прервать разговор и лично связаться с тем, о ком идет речь. Если сделать это не получается, лучше поспрашивать людей, которые могут что-то знать: коллег, друзей, родственников. Находится ли человек в больнице или в отделе полиции, можно узнать через дежурную часть.
- Сотрудники Следственного комитета, полиции или Центробанка не могут звонить напрямую физическим лицам. Если с человеком действительно захотят связаться представители правоохранительных органов, его вызовут в участок.
- Банк России и представители правоохранительных органов не высылают фото удостоверений и других документов.
Что делать пострадавшим пенсионерам и их родственникам?
Телефонных мошенников тяжело найти и привлечь к ответственности, так как чаще всего они пользуются одноразовыми мобильными устройствами и счетами, открытыми на подставных лиц. Юрист Воробьев советует обратиться в полицию и написать заявление о хищении средств даже в том случае, если вы уверены, что вернуть деньги не получится. В его практике были дела, когда представители банка действовали заодно с мошенниками.
«У меня была ситуация, когда мошенники при личном визите уговорили бабушку с деменцией подписать бумаги и взять кредит на покупку дорогостоящих окон. При этом выплаты по кредиту превышали размер ее пенсии — единственного дохода. Поэтому, когда действия банка столь подозрительны, именно правоохранительные органы могут обезопасить человека и исключить претензии коллекторов», — объясняет Воробьев.
Чтобы облегчить процесс обращения в правоохранительные органы, родственникам пожилого человека стоит взять на себя подачу первичного заявления и другие сложные моменты, которые не требуют личного участия пострадавшего.
«Нужно показать, что мы действительно хотим исправить ситуацию. Не обнадеживать в том, что украденные деньги вернут, а объяснить, что эти мошенники обманули десятки и сотни жертв. И если мы сейчас умолчим, то они будут продолжать свои деяния», — отмечает психолог Мирошниченко.
По мнению специалиста, не стоит бояться того, что допрос может навредить пенсионеру или усугубить его состояние. Во время общения с сотрудником правоохранительных органов пожилой человек проговорит ситуацию, в которой он оказался. В следующий раз, если кто-то снова попытается обманом украсть его деньги, он будет более подготовлен.
От поведения родственников после того, как они узнали об обмане, будет зависеть тяжесть посттравматического состояния пенсионера. Психолог рекомендует быть чуткими и ни в коем случае не высмеивать поступок пожилого человека. Если близкие люди станут осуждать действия пострадавшего, он может дойти до крайнего состояния — полностью утратит доверие к сотовой связи и перестанет отвечать на любые звонки.
«Иногда стыдно признаться, что совершил глупость, особенно если ранее был проинформирован о подобном. В этом случае нужна поддержка родственников, усиление базового доверия к ним. А доверие к банковским операциям и звонкам, тем более с неизвестных номеров, восстанавливать и не надо. Наоборот: чем аккуратнее, тем безопаснее», — считает Александр Мирошниченко.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам