«Сделайте нам в Дагестане так же, как в Анталье»
«Внутренний турпоток по России в мае — августе 2023 года вырос почти на 16% относительно прошлого года — путешествовать по стране отправились 32 миллиона человек», — сообщил министр экономического развития Максим Решетников. Последние три года туристическая отрасль переживала турбулентные времена: с резкого падения в пандемию до ускоренных темпов развития после. Огромное влияние оказало начало боевых действий в Украине и последовавшие за этим санкции: закрытие границ, отмена рейсов, трудности в получении виз, падение рубля и невозможность расплачиваться за рубежом российскими банковскими картами. «Такие дела» попытались разобраться, в каком состоянии сейчас находится туристическая отрасль и где предпочитают отдыхать россияне
«Буст отечественному туризму»
«Мало что дало такой буст отечественному туризму, как коронавирус. Платежеспособное население, которое раньше ездило на Бали или в Европу, фактически оказалось заперто внутри России. И люди стали уже не только оставлять деньги, но и предъявлять требования, что тоже стимулировало развитие», — описывает свои впечатления 24-летний москвич Дмитрий Шумков. Он окончил магистратуру кафедры туризма МГУ и вот уже пять лет активно путешествует по России.
После пандемии, а затем и санкций из-за «специальной военной операции» россияне стали в основном путешествовать по России, но происходило это постепенно. Сначала рынок туруслуг рухнул примерно на 50% по сравнению с 2019 годом, и только в 2022-м количество туристов вернулось на допандемийный уровень.
«Пандемия дала людям понять, что жизнь может закончиться завтра и многое неважно. Поэтому жить нужно здесь и сейчас. Я вижу по своим туристам, что им сейчас тяжело и нервозно из-за страха за завтрашний день. Только они отошли от ковида, тут же по голове шарахнули СВО. Поэтому сейчас моя задача — расслаблять и перезагружать людей», — рассказывает создатель и организатор клуба путешественников «Все свои» в Краснодарском крае Елена Рябцева.
Елена права, я заметила это и по себе, и по своим друзьям: после 2020 года мы старались путешествовать как минимум раз в две недели. Только за один год я посетила Архангельскую, Тверскую, Тульскую, Ульяновскую, Ярославскую области и множество небольших городов в одном-двух часах езды от Москвы, где жила на тот момент. К концу года решила переехать в родной Севастополь, где путешествия были еще проще и доступнее, поскольку отсутствовали типичные пробки, полчаса — и ты на море или в горах.
Рост количества туристов Елена Рябцева также связывает с социальной сетью Instagram, где появляется все больше описаний нетипичных маршрутов в разных регионах: «Многие люди подсаживаются на красивые фотографии, им нравится их выкладывать в сеть, и бесконечно путешествуют».
У меня с родным Крымом была похожая история: я жила там 17 лет, после чего периодически, «набегами», навещала полуостров, но только в 24 года благодаря разным блогерам увидела, сколько всего там есть интересного, о чем я раньше даже не подозревала.
36-летний Алексей Жирухин из Самары начал путешествовать 20 лет назад, несколько раз объездил всю страну вдоль и поперек на машине и побывал в 55 странах. После начала пандемии он, так же как и Дмитрий Шумков, наблюдал в стране бум внутреннего туризма. Отдельно он отмечает рост интереса к автомобильному туризму. «Сейчас можно спокойно доехать от Териберки до Краснодарского края. И это дает хороший прирост туристов городам и поселкам вдоль дорог, потому что ездить по России стало гораздо комфортнее», — говорит Алексей.
Также Жирухин любит путешествовать по зимникам — дорогам, ездить по которым можно только при минусовой температуре. Он говорит, что за последние годы несколько зимников переделали в круглогодичные дороги, из-за чего наконец стало возможным по суше добраться в столицы разных регионов. Например, такую дорогу открыли в 2020 году из Надыма в Салехард, а в этом году ввели в эксплуатацию круглогодичную дорогу Нарьян-Мар — Усинск, которую начали строить еще в 1985 году. По всем этим дорогам Алексей уже успел проехаться и остался очень доволен.
Дмитрий, который больше путешествовал по дорогам европейской части России, обращает внимание на то, что, несмотря на «победу» над транспортной доступностью между крупными городами, инфраструктура все еще сильно отстает от спроса: «На дорогах не хватает хороших общественных туалетов и качественных мотелей».
«За последние годы в России сильно изменился и рынок предложений в гостиничном бизнесе», — говорит Алексей. Например, на Алтае, где Алексей отдыхал в 2017 и 2022 годах. В 2017-м большинство туристов останавливались до Семинского перевала, а дальше, вглубь, не было вообще никакой инфраструктуры, что нравилось Алексею, поскольку он предпочитает дикий отдых. Но через пять лет это стало уже невозможным, появились десятки новых глэмпингов и кемпингов, даже в самых отдаленных местах. Глэмпинг — это новый модный вид отдыха на природе, тот же кемпинг, но в комфортабельных домиках и с полноценным отельным обслуживанием. В этом году правительство России выделило 18 миллиардов рублей на строительство таких мест размещения в 58 регионах страны. До этого в диких местах останавливались люди, которые предпочитают ночевать в палатках. И это отпугивало тех, кто привык к комфорту. С появлением глэмпингов и развитием условий приехали обычные «матрасные» туристы. Инфраструктура появилась — и путешествия перестали пугать людей.
В октябре 2023 года он снова поехал на Алтай и рассказывает, что теперь там появилась сеть турбаз с высоким уровнем сервиса. Немаловажно и изменение отношения местных жителей к туристам.
Еще 10 лет назад местные жители на Алтае могли подойти с ружьем к палатке и приказать убираться: мол, это «наша земля». «А сейчас они поняли, что нет смысла заниматься “рейдерством”, лучше создавать условия. Ведь так можно больше заработать. Аналогично и с Тувой: там начали производить свои сувениры, продвигать свою кухню. Это самый класс», — говорит Жирухин.
Екатерина из Москвы поделилась, что была на Алтае с 2020 года девять раз, поэтому все изменения наблюдала постепенно. «Во время пандемии цены были относительно ровные, туристов было меньше, и в тех же кафешках обслуживание было быстрым. После начала СВО цены подскочили — они пока не московские, но стремятся к ним. Хорошие кафе стали забиваться посетителями в сезон, и им перестало хватать персонала: то ожидание заказа по 40 минут, то забудут что-то принести, то еще что-то».
Также Екатерина заметила, что Алтай после пандемии превратился в большую стройку: «Турбазы и отели растут как грибы, в том числе там, где они не должны расти, например в водоохранных зонах. Власти строят дороги, чтобы массовый турист везде мог проехать, но он оставляет после себя горы мусора, вандальные надписи на скалах, иногда поверх древних петроглифов, от чего особенно болит душа. С одной стороны, у местных больше возможностей заработать, а с другой — еще остались те люди, которые чтят культуру и природу. И они переживают из-за мусора и из-за неуважения туристов и говорят: пожалуйста, не приезжайте».
Дмитрий из Санкт-Петербурга постоянно путешествует по Карелии и Кольскому полуострову: «Все развивается и становится доступнее, чтобы туда поехали россияне с небольшим доходом. Но при этом появляются и пафосные места размещения, куда едут много зарабатывающие люди. Поэтому я не могу сравнивать, как со временем меняются цены, но точно растет количество мест размещения и цена падает. Количество туристов не увеличивается, все же “обычный” турист, как только появляется возможность, за те же деньги полетит в условную Турцию “все включено”, а не в Карелию “к комарам”».
Меры господдержки отечественного туризма
Чтобы поддержать туристическую отрасль, государство принимало различные меры: ввело налоговые каникулы для туристических компаний, разрешило вносить один рубль в резервный фонд ассоциации «Турпомощь» — объединения туроператоров в сфере выездного туризма. Также правительство субсидировало чартерные рейсы в Калининградскую область, Хакасию, на Байкал, в Горный Алтай.
Самой популярной мерой стал запуск программы туристического кешбэка: она позволяла россиянам покупать тур и размещение в гостиницах внутри страны, а государство возвращало кешбэк от этой покупки. Благодаря ей увеличился интерес к путешествиям на Русский Север: в Мурманскую и Архангельскую области, а также в Карелию и — традиционно — в Сочи, Архыз и Домбай.
Еще в марте 2022 года Госдума на пять лет обнулила ставку НДС для отельеров. А в этом году эту же меру распространили и на внутренних туроператоров. Также правительство выделило 500 миллионов рублей для поддержки в 2023–2024 годах туроператоров, которые организуют чартерные авиаперевозки внутри страны.
Лидерами среди направлений путешествий по России крупные турфирмы, такие как Level.Travel и «Tez Tour Россия», называют Петербург и курорты Краснодарского края. Также, по словам гендиректора Tez Tour Воскана Арзуманова, с 2020 года неожиданно выстрелили Дагестан, Алтай, Камчатка, Карелия.
В Level.Travel отмечают, что с декабря 2022 года усилился интерес к турам в регион Кавказские Минеральные Воды. «В текущем году доля этого направления выросла в 13 раз в сравнении с 2019 годом и даже в два с половиной раза в сравнении с 2022 годом — в основном в связи с появлением у туроператоров, в частности у “Библио-Глобуса”, доступных по цене предложений на этом направлении», — рассказали «Таким делам» в компании.
«Сюда стали приезжать все подряд»: как изменился Дагестан
Руководитель и сооснователь турфирмы Caucasus explorer Дмитрий Лемешев рассказал «Таким делам», что в Дагестан туристы массово поехали после пандемии. В регионе начала активно строиться инфраструктура, стали появляться гостиницы, туалеты, кафешки, аренда сапов, троллей; «прыгнула вперед» культура кофе.
«До пандемии в Дагестан в основном ездили люди, которые открыты к чему-то новому, не доверяют стереотипам и готовы поехать сами. После ковида стали приезжать все подряд», — отметил Дмитрий. Увеличилось и количество туроператоров: со 100 организаций в сфере туризма в 2019 году до 400 в 2022-м.
Дагестанский организатор индивидуальных туров Яна Мартиросова говорит, что поток туристов в регион начал расти после 2014 года, когда случился обвал рубля. «В какой-то момент людям просто стало дорого ездить за рубеж. История с туризмом в Дагестане — как картинка к пословице “Не было бы счастья, да несчастье помогло”».
В те годы, по словам Мартиросовой, в интернете почти не было информации о Дагестане туристическом, кроме негативной — из-за сложной политической обстановки, а в самом регионе отсутствовала нормальная инфраструктура. Поэтому туда скорее отправлялись «путешественники, а не туристы», которые были готовы мириться с неудобствами ради впечатлений.
Я побывала в Дагестане в 2019 году. Тогда в регионе были только самые зачатки туризма: несколько хостелов, кафе национальной кухни и много-много красивой природы вокруг. Уже спустя один-два года в регион стали ездить, кажется, все мои друзья. Порой я не узнавала местность на фотографиях: в сториз мелькали современные кафешки и разные модные пространства. И если до этого многие спрашивали меня, не страшно ли девушке путешествовать одной по Дагестану, то сейчас все сами узнали, что не страшно и, наоборот, очень здорово.
Татьяна Андриянова побывала в Дагестане в мае 2023 года впервые — ездила на машине с партнером. На путешествие потратили 60 тысяч рублей: «Мы тратили на жилье две-три тысячи рублей в сутки. Проехали по всему Дагестану, поэтому каждую ночь проводили в разных местах, и разброс был колоссальный. Примерно за одну и ту же цену мы жили то в прокуренной квартире (это в Махачкале!) со сломанными окнами, которые не закрывались, и несвежим постельным бельем, то в большом богатом доме с пятью комнатами, с прислугой, ужином и завтраком, дом находился в отдаленном маленьком поселке и был полностью нам предоставлен. Туристов в Дагестане становится все больше, поэтому даже за природные достопримечательности уже надо платить — например, чтобы осмотреть красивейший бархан Сарыкум».
По словам Дмитрия Лемешева, у каждого региона есть свои фишки, которые отличают его от других мест. Он сам с 2013 года организует этнические туры по Дагестану, поскольку в регионе живет более 110 народностей. С сожалением отмечает: «Такие поездки никому особенно были не нужны, поэтому почти не продавались. На Западе cultural tours пользуются особенной популярностью, поэтому считается, что Россия пока до этого просто не доросла». Из-за этого такие туры в основном привлекали иностранцев и приносили хорошие деньги в регион. Сейчас, из-за СВО и санкций, иностранцы ездить почти перестали.
«Для многих россиян поездка в Дагестан в 2020 или 2021 году была вынужденной, — продолжает Лемешев. — Из-за этого одни настаивали на том, что в регионе все должно быть “как в России”: те же нормы поведения, что и в Москве, сервис или туалеты такого же уровня. Другие, напротив, привыкли отдыхать в Анталье и требовали, чтобы все было “как там”: “Мы же хотели в Анталью, но попали в Дагестан, поэтому сделайте нам так же, как в Анталье”», — с сожалением разводит руками Дмитрий.
Что изменилось в Крыму, «особенном» регионе
После 24 февраля 2022 года Крым стал «особенным» регионом даже для тех, кто считает присоединение полуострова легитимным. Ездить туда стало небезопасно. За последние два года на Крымском мосту произошло два теракта, а города и поселки полуострова подвергаются атакам беспилотников, которые сейчас происходят почти каждый день. И хоть из-за этого поток отдыхающих сокращается, тем не менее Крым по-прежнему остается одним из главных направлений летнего туризма. Продиктовано это еще и тем, что из-за СВО большинство чиновников и их семей лишились возможности отдыхать за границей. Государство же оказывает солидную поддержку крымскому туризму. В 2022 году власти выделили из федерального бюджета 840 миллионов рублей, а в 2023-м — уже более 2,7 миллиарда.
Правда, помогает это не очень. После начала СВО в 2022 году здесь отдохнули 6,3 миллиона человек по сравнению с 9,5 миллиона в 2021 году. Туристы все равно опасаются за себя и за жизнь своих близких и, прежде чем отправиться туда, вдумчиво оценивают риски. По данным на сентябрь 2023-го, с начала года в Крыму отдохнуло 3,8 миллиона человек, что на 28% меньше по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
После закрытия аэропорта попасть на полуостров можно несколькими способами: на поезде (но билеты обычно быстро раскупаются) или на машине через Крымский мост или через «новые регионы» (Мариуполь, Бердянск и Мелитополь).
Туристический гид и жительница Симферополя Валерия Вдовина рассказала «Таким делам», что до 2020 года в Крыму было много людей, неотремонтированных дорог, средний сервис. Сейчас же, по ее словам, на полуострове стало больше качественных продуктов и услуг.
«После начала СВО интерес к Крыму до начала лета полностью исчез. Позднее местные стали больше путешествовать сами, наверное, от отсутствия туристов. Власти начали ремонтировать дороги. Да и в целом отношение к приезжим поменялось в лучшую сторону в плане общения и качества услуг, все стало активнее», — отмечает Валерия.
Алексей с 2018 года стабильно раз в год отдыхал в Крыму, поскольку работает в Минобороны и не может выехать за границу. В беседе с «Такими делами» он говорит, что за это время не заметил на полуострове никаких изменений. «Людей ощутимо меньше в плане отдыхающих, из-за этого нет прошлых проблем с выбором жилья. Хотя цены особо и не упали. По деньгам трачу каждый год примерно одну и ту же сумму, она зависит только от того, еду я один или с друзьями».
Дмитрий Шумков ездил в свадебное путешествие в Крым в 2020 году — поездку полностью оплачивала семья, поэтому он не помнит трат. При этом уточняет: изначально они собирались в Японию, но из-за ковида это стало невозможно. Проехали на машине почти весь полуостров.
«Двухнедельная поездка в Крым вышла в бюджет недельной поездки в Токио. Было очень красиво, но спрос на тот момент сильно превышал предложение, поэтому цены в сезон были очень высокие. Понравилась природа, но не понравился сервис и столпотворение: было очень много туристов, Ялта буквально разрывалась от наплыва. Поэтому решили, что если и вернемся, то в формате кемпера или с палатками. Но с 2022 года стараемся без лишней необходимости не ездить на юг страны, в Крым тем более», — говорит Шумков.
Кубань и Черноморское побережье Кавказа
На Кубани и Черноморском побережье Кавказа атак дронов за это время было значительно меньше, чем в Крыму. Но долетает уже и сюда, что не может не беспокоить гостей курортов. Последняя атака была у побережья Сочи 14 октября.
Аэропорт Сочи все это время работал исправно, правда из Москвы туда теперь лететь в два раза дольше — четыре часа. С начала года аэропорт принял рекордное количество пассажиров. А сами курорты Кубани с января по сентябрь 2023-го приняли 13,4 миллиона туристов, что абсолютный рекорд.
Помимо всего прочего, в Краснодарском крае переживает бурный рост винный туризм. Например, за 2022 год 30 виноделен посетило около 200 тысяч человек, и в регионе появляется все больше таких объектов. Гид по винодельням на Кубани Дарья Безрукова в интервью «Таким делам» рассказала о развитии отрасли.
«Мне повезло видеть эволюцию виноделен, рост площадей, появление больших, масштабных производств, ресторанов и отелей, — говорит Дарья. — Сначала всегда едут профессионалы, а потом по сарафанному радио приезжают туристы. После пандемии произошел резкий скачок внимания к российскому виноделию, но оно в итоге оказалось не готово к такому. Пришлось в краткие сроки масштабироваться, и сейчас мы наблюдаем рост туристического кластера, но этого все равно пока недостаточно по сравнению с признанными мировыми винными регионами. Но все самое интересное для нас только начинается».
Однако цены в Сочи и на других курортах непомерно высоки. Безрукова отмечает: в 2023 году «качественного туриста» было не так много, вместо этого, конечно, те, у кого есть возможность, поехали по миру, потому что цена логистики и услуг оказалась такой же.
Я сама ездила на Кубань почти каждый год после того, как Крым присоединили к России, поскольку в Краснодаре приходилось делать пересадку на какой-то другой транспорт, а в ее ожидании я гуляла по городу. Когда я открыла гид в первый раз, то поняла, что мне некуда идти: в «меню» был «самый большой» храм, парк и исторический музей. Когда я вернулась сюда после пандемии, в 2022 году, то удивилась: в этот раз я уже не успевала за время обычной пересадки посмотреть и малую долю того, что мог предложить город.
Даяна Святенко из Краснодара отдыхала в «Розе Хутор» в районе сочинской Красной Поляны в 2017, 2020, 2022 и 2023 годах. Каждый год она останавливалась в одном и том же отеле, но цена за отдых все время росла: сначала с 5,5 до 11 тысяч за одного, а затем до 40 и 50 тысяч на двоих.
«В 2017 году было мало туристов, поскольку мало кто любит активный отдых и гулять по горам. В этом году в “Розе Хутор” было много людей, которые раньше отдыхали в Анапе. Из-за этого, например, ухудшилось качество завтраков в моем отеле. Везде увеличились цены, стали гигантскими очереди на подъемники. Раньше здесь в основном отдыхала спортивная молодежь 20–35 лет, сейчас же много семейных людей, которые всем недовольны и которым неудобно ходить по горам с коляской, и мужчин с пивасиком, которые поднимаются в горы и матерят своих жен, поскольку они на такое не подписывались», — отметила Даяна.
Еще девушка часто отдыхала в Геленджике. Вспоминает, что еще 10 лет назад проживание обходилось в 500 рублей. Она хотела поехать туда в 2022 году — но в итоге отказалась от этой идеи, поскольку номер, в котором останавливалась в 2021 году за три тысячи рублей, уже стоил 6,8 тысячи. «В Геленджике всегда было много людей, но сейчас их стало еще больше. А качество [услуг] осталось примерно на том же уровне», — сожалеет Даяна.
Тургид Елена Рябцева заметила небывалый скачок в развитии бизнеса среди своих коллег в Краснодарском крае. Так, по ее словам, раньше они «катали одни и те же маршруты», а сейчас поняли, что это уже не работает. Поэтому начали все больше запускать авторские туры.
Даяна Святенко отмечает и плюсы, которые появились в последние годы: «Сейчас путешествия стали намного доступнее. Можно поехать в горы с турфирмой, и тебя везде отвезут и привезут. У меня нет машины, и, если бы не такие возможности, наверное, я бы туда никогда не поехала. На всех этих маршрутах стали появляться туалеты, точки с водой и едой. Сервис развивается. Да и другого выбора нет».
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам