«Признаки промерзания головного мозга, сердца и печени»
Утром 21 февраля 2021 года в дежурную часть ОМВД России по Тазовскому району позвонили из села Антипаюта — на улице Буровиков нашли обмороженное тело мужчины 62 лет. На нем была зимняя куртка, спортивные брюки, шерстяной свитер и кожаные сапоги, но в ту ночь температура воздуха в Ямало-Ненецком округе опустилась до минус 50, поэтому теплые вещи не спасли его.
Тосэ Ядне — невысокий худощавый мужчина, всю жизнь проработал в Антипаюте электриком, женился, вырастил двоих детей, вышел на пенсию. «Отец у меня всегда шел людям навстречу, ни с кем не конфликтовал и никому не отказывал в помощи, добрейшей души человек», — рассказывает его дочь Виктория.
В полдень 20 февраля Тосэ пошел на день рождения к своему другу Мухтару Гусебову в соседний балок. Гусебов «сидел на самоизоляции из-за ковида», поэтому всех гостей позвал домой. К пяти вечера Тосэ ушел и «куда-то пропал». Виктория предполагает, что отец проводил время с другим приятелем в местном магазине «Ямал». В 10 вечера Тосэ вернулся на праздник, а что произошло дальше, его родственники до сих пор не могут узнать.
«Конечно, отец выпивал в гостях, у них и водка на столе стояла — день рождения все-таки. Но после всех посиделок он возвращался домой. Уйти и пропасть — такого с ним не было, — вспоминает Виктория. — Последним его видел именинник в час ночи. Тогда отец и вышел из балка. А мой брат обнаружил его замерзшим только в 10 утра и сразу позвонил в полицию».
Вскрытие тела Тосэ провели лишь 5 марта, то есть через 12 дней после смерти, потому что на весь Тазовский район «очень мало патологоанатомов». Родственники ждали, пока один из специалистов приедет в отдаленное село.
«Патологоанатом сразу заявил, что у отца переломаны ребра, сломана грудная клетка, на руках ссадины, на голове есть подтеки, значит, скорее всего, его били. Позже это подтвердил и судмедэксперт», — объясняет Виктория.
В заключении судмедэксперта указано, что «смерть мужчины наступила от воздействия низких температур окружающей среды».
«Отек головного мозга. Перелом тела грудины. Перелом ребер справа. Концентрация этилового спирта в крови 3,1 промилле. Признаки промерзания головного мозга, сердца и печени, участки обморожения кистей рук. Перелом четырех ребер мог образоваться от воздействия массивного тупого твердого предмета», — отмечается в документе.
Сначала в полиции отказались возбуждать уголовное дело по статье о причинении вреда здоровью средней тяжести из-за «отсутствия события преступления». Полицейские предполагали, что Тосэ вышел на дорогу, его сбил автомобиль, а после мужчина замерз насмерть. Виктория и ее адвокат не согласились с этой версией.
«Отца нашли на улице под старой машиной “Нива”. Как он мог сам туда забраться? Может, его положили туда? До сих пор загадка. Версию с ДТП быстро отмели, потому что нет автомобиля, который бы так аккуратно переломал ребра, — считает Виктория. — Вся семья до сих пор в шоке: вот еще накануне мы видели живого, здорового отца, а уже на следующий день — полностью обмороженное тело».
Полиция несколько раз то открывала, то приостанавливала, то вовсе закрывала уголовное дело после гибели Тосэ. Виктория вместе с адвокатом неоднократно отправляла жалобы в прокуратуру, однако сейчас дело по статье 112 УК РФ снова на паузе. «Полицейские не опросили ни гостей, которые приходили на праздник, ни сотрудников магазина “Ямал”, не запросили ни записи с видеокамер, ни записи телефонных разговоров Тосэ. Статью 125 УК РФ об оставлении человека в опасности вообще не стали рассматривать», — утверждает дочь Ядне.
Обычно эту статью применяют к водителю, который попал в аварию и не вызвал скорую помощь пострадавшему, или к медсестре в больнице, или к воспитателю в детском саду, которые не оказали помощь тем, за кого они отвечают на рабочем месте. Именно по этой статье возбуждают дела в случаях, когда во время конфликта один человек оставляет другого на улице в мороз в состоянии алкогольного опьянения.
«Мы всей семьей пытаемся добиться правды. Как так? Человека просто бросили замерзать на Крайнем Севере. А у нас ведь ни такси нет в поселке, ни общественного транспорта, в такую погоду любой может получить обморожение», — отмечает Виктория.
Девушка и ее адвокат предполагают, что на праздновании дня рождения Тосэ мог повздорить с бывшим коллегой. Родственники продолжают ходить по инстанциям, но дело не движется.
Холодные пьющие страны
В 2022 году от обморожения и «воздействия чрезмерно низкой природной температуры» умерли 6352 россиянина, сообщили «Таким делам» в пресс-службе Росстата. После начала «спецоперации» ведомство публикует статистику смертности от внешних причин в сокращенном виде, но предоставило часть данных по запросу редакции.
Всего с 2018 по 2022 год от холода умерло больше 35 с половиной тысяч россиян, подсчитали «Такие дела», воспользовавшись архивными данными Росстата. Неизвестно, сколько из них погибло вследствие употребления алкоголя — такая статистика не ведется. По данным различных исследований, от 62 до 75% замерзших людей могли быть в состоянии алкогольного опьянения.
Уровень холодовой смертности в России значительно выше, чем в других странах. Даже тех, где примерно такие же объемы и типы потребления алкоголя или похожие погодные условия. Например, в Финляндии показатель смертности от холода в 2022 году составил 1,6 на 100 тысяч человек, а в России — 4,3. В Швеции с 2006 по 2011 год этот уровень не поднимался выше 0,9.
«В России люди замерзают после употребления алкоголя чаще, чем в других странах, из-за более низкого уровня социальной защиты и медицинской помощи. А еще здесь более распространены бедность и неравенство, в том числе на территориальном уровне», — объясняет демограф, кандидат социологических наук и приглашенный исследователь в Нортумбрийском университете Салават Абылкаликов.
По его мнению, этому способствует то, что государство «довольно слабо» проводит политику по ограничению и контролю алкогольного рынка, а также «внедрению южного типа потребления алкоголя с преобладанием вина и пива».
Самый высокий в России показатель смертности от холода в 2022 году был на Чукотке — 20 смертей на 100 тысяч человек. Следом идут Амурская область и Республика Тыва. Из 10 регионов с наибольшей смертностью от холода половина входит в список тех, где в январе 2022 года были зафиксированы самые низкие температуры.
Салават Абылкаликов добавляет, что повышен риск смерти от обморожения у жителей сельской местности. «В сельской местности большая вероятность оказаться во власти стихии, мало возможностей для обогрева на улице, меньше прохожих, которые могут заметить, что у человека проблемы, более высокий уровень потребления алкоголя, бедности и социальной изоляции», — объясняет эксперт.
Обморожение наступает незаметно
В группе риска по обморожениям находится любой человек с ослабленным иммунитетом. Это могут быть дети, пожилые, люди с повышенной потливостью ног, хроническими заболеваниями сердечно-сосудистой системы, курящие, с тяжелыми механическими повреждениями кожи и других органов. Отдельная группа риска — люди с опытом бездомности и алкогольной зависимости, перечисляет специалист по социальной работе пермского благотворительного фонда «Территория передышки» Мария Кычкина.
«Территория передышки» помогает пермякам, которые оказались на улице или рискуют потерять дом. В фонде работает дневной центр, где есть душ, возможность постирать вещи, проконсультироваться с психологом и юристом, а также получить первую помощь при обморожениях.
Обморожение наступает незаметно и без боли — этим оно особенно опасно. Чтобы его распознать, нужно обратить внимание на цвет кожи. Нормальный румянец на морозе — нежно-розовый. Но если цвет кожи стал неравномерным с ярко-красными или белыми пятнами — это обморожение, говорит Мария Кычкина.
С 2023 по 2024 год сотрудники «Территории передышки» 11 раз помогали пермякам, пострадавшим на холоде.
«В нашей практике случалось, что и при плюсовой температуре люди получали обморожения. Например, человек промочил ботинки в луже, а на следующий день на улице похолодало. Ноги замерзли, и вот — обморожение и гангрена, — отмечает Мария. — Бездомные часто не могут просушить одежду, обувь. И все может закончиться плачевно».
Так произошло с подопечным фонда Сергеем. Когда-то он жил в небольшой деревне в Башкортостане, работал на ферме, ухаживал за животными, потом устроился на завод. Когда сменилось начальство и урезали зарплаты, Сергей уволился и попал в работный дом. Он сбежал оттуда только через несколько лет, а в 2023 году добрался до Перми. Сергей нашел ночлег в заброшенном гараже. Подрабатывал, когда мог и где придется. В декабре мужчина получил серьезное обморожение пальцев ног — промочил ботинки.
«Согреться в гараже еще можно, а вот обувь высушить — нет. Три дня ходил в мокрых ботинках. Дошел до пункта обогрева, — рассказывает Сергей. — Пальцы ног сначала просто болели, посинели, а потом вообще почернели. Кожа жесткая стала, ногти начали гнить и отваливаться. Ходить было очень больно. В месте сгиба ног лопалась кожа — кровь, гной. Большой палец на левой ноге начал сохнуть и согнулся. Я съел за раз 10 обезболивающих таблеток. Рука толком не гнулась. Не знаю — может, тоже обморозил. Сейчас все почти восстановилось».
«Человеку, живущему на улице, зимой нужно найти теплое место для ночлега, чтобы проводить на холоде как можно меньше времени, и не бояться обращаться за помощью в государственные и некоммерческие организации, — советует Кычкина. — Во многих городах на зиму устанавливают круглосуточные пункты обогрева — это отапливаемые большие палатки, где можно переночевать».
Если обморожение все же случилось, специалист по социальной помощи фонда рекомендует:
— вызвать скорую, если есть телефон;
— по возможности дойти до травмпункта или больницы;
— попросить прохожих или знакомых вызвать скорую.
«Обморожение — это очень опасное состояние, с которым не нужно пытаться справиться самому: это может нанести больше вреда», — подчеркивает она.
— Во-первых — не паниковать. Во-вторых — помнить, что лучше всех медицинскую помощь окажет врач.
— По возможности нужно отвести человека в теплое помещение, снять или разрезать тесную и мокрую одежду, обувь, переодеть в сухие вещи.
— Дать человеку горячее питье, накормить горячей едой. — Наложить на место обморожения сухую и чистую повязку из ваты и марли или куска чистой простыни, полотенца, а поверх — что-нибудь шерстяное.
— Не надевайте носки, перчатки, рукавицы.
— Нельзя растирать места обморожения снегом, тряпками, руками, разминать, массировать, смазывать маслом, кремом, мазями, даже медицинскими. Это может еще сильнее повредить.
— Нельзя согревать места обморожения: поливать горячей водой, держать рядом с огнем, электрообогревателем, прижимать к трубам отопления. Обмороженные уши и нос согревайте теплом ладоней.
— Если на месте обморожения вы заметили волдыри или участки черного цвета, значит, обморожение тяжелое. Пострадавшего необходимо сразу везти в травмпункт или вызвать скорую помощь (со стационарного телефона — 03, с мобильного — 103). Можно попросить позвонить любого прохожего или проезжающего.
— Диспетчеру скорой помощи нужно назвать место: улицу и номер дома, рядом с которым вы находитесь, вашу фамилию и имя, причину вызова бригады скорой помощи. Можно посмотреть табличку с адресом на ближайшем доме, спросить прохожего. Не говорите, что человек бездомный, скажите просто, что человек, возможно, получил обморожение на улице. Нельзя уходить и оставлять пострадавшего одного до прибытия медиков, даже если сами ничем помочь не можете.
Руководитель челябинской благотворительной клиники «Другая медицина» Евгений Косовских подтверждает, что обморожения грозят гангренами, сепсисом, потерей конечностей и инвалидностью.
«Другая медицина» помогает бездомным и нуждающимся людям с 2017 года. В клинике делают перевязки, лечат зубы, проводят полный осмотр — поддерживают тех, что не может получать медпомощь в государственных и частных медучреждениях. В клинике есть и санузел, где человек может помыться, получить чистые вещи и гигиенический набор. Специалисты «Другой медицины» регулярно спасают людей на улицах Челябинска, в том числе от обморожений.
Общее количество клиентов «Другой медицины» с обморожениями в этом сезоне в сравнении с прошлой зимой выросло вчетверо: с 20 до 83. Причины самые разные.
«Кого-то, например, забрали в полицию за мелкое хулиганство, а выпустили из отдела только ночью, когда транспорт уже не ходит, человек шел до дома пешком, в сырой обуви, и отморозил ноги, — рассказывает Евгений Косовских. — Другой мой бездомный пациент вспоминал, как попал в больницу с обморожением стопы и сам офигел, когда увидел в палате “домашнего”, который шел пьяным домой, обморозил конечности, и ему ампутировали кисти рук и стопы. Бездомный запереживал, как тот дальше себя будет обслуживать, даже кормил его и помогал одеваться».
По словам Косовских, бездомные в Челябинской области с лета обустраивают себе тепляки — домики вокруг теплотрасс, где они ночуют. «Тут есть опасность получить не только обморожение, но и ожог. Бездомные во сне обнимают трубы теплотрасс, когда им становится холодно. А потом приходят к нам в клинику со сварившейся в мясо кожей. Инструктирую их, что так делать не нужно. А еще мои бездомные знают, что если пить на улице в холод, то обморозиться проще простого», — подчеркивает руководитель «Другой медицины».
Скажу честно: перебрали
Заведующий ожоговым отделением Первой республиканской больницы в Удмуртии Алексей Микличев считает, что чаще всего обморожения получают люди в состоянии алкогольного опьянения, потому что «не замечают его». Они обращаются за помощью уже на более тяжелой стадии холодовой травмы, отмечает он.
«Если пить алкоголь на улице, расширяются сосуды, кровь немного разжижается и начинает быстрее циркулировать по организму. Это ощущается как прилив тепла. У человека розовеет кожа, краснеют щеки и нос. На самом же деле нагревается лишь кожа, поры раскрываются, и через них уходит тепло, а температура тела, напротив, понижается. Это приводит к быстрому остыванию организма. При этом этанол притупляет ощущения», — объясняет заместитель главного врача наркодиспансера по Республике Тыве Ульяна Биче-оол. После определенной дозы алкоголя у человека снижается чувствительность и он не всегда замечает, что замерзает, добавляет Косовских. Помимо этого, в таком состоянии люди становятся более рассеянными, могут упасть, потерять теплые вещи, промокнуть, что тоже приводит к обморожению.
«Я скажу честно, мы этой зимой выпивали с другом за городом и перебрали. И почему-то мне захотелось ночью куда-то пойти в сторону дома. Местность незнакомая. Довольно холодно, минус 15 — минус 20. Перчатки где-то потерял, — вспоминает Александр из Перми. — Добрался все-таки до дома, руки замерзли страшно. Видимо, в сугробы еще падал по дороге. На следующий день они покраснели, а еще через некоторое время покрылись огромными водянистыми волдырями, потом даже почернели. Думал: вот и все, конец мне, ампутация».
Знакомый Александра посоветовал ему обрабатывать руки антисептиком и жирным облепиховым кремом. Такие манипуляции мужчина проводил несколько раз в день: антисептик обеззараживал место обморожения, волдыри лопались. «Кожа высыхала, облезала. Страшное зрелище, честно говоря. Жутко болели кисти рук. Я с трудом ел, не мог работать, пальцы вообще не гнулись, страшное жжение было, когда я прикасался к чему-то горячему или выходил на холод. Пьянство до добра не доводит. Три недели на реабилитацию понадобилось, чтобы прийти в рабочее состояние», — рассказывает Александр.
Мужчина не обращался к врачам, потому что не думал, насколько серьезными могут быть последствия обморожения.
В алкогольном опьянении человек теряет способность критически мыслить, мозг начинает работать медленнее. Он постепенно засыпает и может больше не проснуться, предупреждает Ульяна Биче-оол. Пропадает инстинкт самосохранения, притупляются реакции. Из-за этого люди занимаются самолечением и обращаются к медикам, когда уже «сформировался некроз». «В таких случаях, кроме ампутации, ничего сделать нельзя», — отмечает заведующий приемным отделением Оренбургского областного центра хирургии и травматологии Денис Макаров.
В 2011 году Минздрав ликвидировал систему вытрезвителей в России. По мнению кандидата социологических наук Салавата Абылкаликова, эти учреждения не соответствовали стандартам медицинской помощи, нарушали права людей и зачастую выполняли карательную функцию.
«Раньше, в условиях “палочной” системы в МВД, зачастую в вытрезвители попадали и совершенно случайные люди. С другой стороны, вытрезвители спасали жизни пьяных людей, которые могли бы умереть от отравления, травм, насилия или холода, — отмечает Абылкаликов. — Получается, что плохую систему сломали, но более гуманной и достойной альтернативы, по сути, так и не внедрили».
В декабре 2020 года Госдума приняла федеральный закон о возрождении вытрезвителей. Учреждения начали открывать региональные власти. Сейчас они работают в 26 регионах России, но пользуются ими нечасто.
Функции вытрезвителей до сих пор выполняют больницы. Так, в январе 2023 года в 10 метрах от Кирово-Чепецкой районной больницы от обморожения умер мужчина. До этого его привезли в медучреждение с улицы в состоянии алкогольного опьянения. Он не захотел там оставаться и ушел, не сказав врачам. Его пытались найти, но не осмотрели внимательно территорию самой больницы. По данным издания «Чепецк.ру», тело мужчины нашли спустя несколько дней.
Смерти от отчаяния
Смерти от злоупотребления алкоголем или наркотиками называют «смертями от отчаяния». Это название говорит о том, что человек потерял всякую надежду и фактически утратил волю к жизни, объясняет социолог Салават Абылкаликов.
«Такие люди часто страдают от депрессии, социальной изоляции, бедности, безработицы, домашнего насилия, хронических заболеваний и других проблем, которые подрывают их психическое и физическое здоровье, — добавляет он. — Алкоголь, особенно крепкий, как самый доступный и легальный для широких слоев психостимулятор, становится способом забыться и уйти от реальности. От бедности люди пьют суррогаты и спиртосодержащие жидкости. Все это усиливает риск погибнуть от холода».
В декабре 2020 года в Краснооктябрьском районе Волгограда замерз насмерть 36-летний мужчина. Он выпивал у себя в квартире, а поздно вечером вышел на улицу без верхней одежды. Его тело под утро нашли случайные прохожие. Мужчина «лежал в позе эмбриона, сжавшись от холода».
Пандемия коронавируса, «спецоперация», экономические трудности, снижение уровня доходов, рост количества людей, находящихся за чертой бедности, а также вызванный этими событиями значительный стресс приводят к росту употребления россиянами алкоголя. Для людей это способ справиться с эмоциональным напряжением. Сейчас, в условиях «спецоперации», в обществе наблюдается «общее снижение ценности человеческой жизни».
«Большой вопрос: попадут ли эти жертвы [алкогольных и холодовых смертей] в статистику? — интересуется Салават Абылкаликов. — Многие вернувшиеся ветераны начнут выпивать, чтобы справиться с психологическими травмами. Окажут ли им помощь?»