Тура все знает

Фото: Ксения Максимова

В северо-восточной части Самарской области находится село Староганькино. Здесь живут чуваши-язычники — некрещеные, «истинные» чуваши. До насильственной христианизации чувашей, начавшейся в 1740 году, этот народ придерживался своей традиционной веры. Части чувашей удалось сохранить свои обычаи, укрывшись от преследования в труднодоступных деревнях. Одним из регионов, куда они переселялись, была Самарская область. «Такие дела» рассказывают историю о людях и об их удивительной культуре

Староганькино находится в Похвистневском районе Самарской области. По данным Росстата, население села насчитывает 715 человек. Приверженцев традиционной веры тут осталось 50–60 человек. Имя их верховного бога — Тура, что означает великий, большой бог, а противостоит ему младший брат Шуйттан — дьявол. Чуваши считают, что когда в небе звучит гром, то происходит борьба Тура и Шуйттана, добро противостоит злу. Помимо верховного бога, существует еще множество других духов, которые помогают Туре в этом мире.

Жительницы села и участницы ансамбля «Телей» в Доме культуры на репетиции предстоящего местного концерта традиционных чувашских песен. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова
Заброшенный дом у холма. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова
Старинные чувашские вышивки на окне краеведческого музея. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

Село с тихими и небольшими улочками расположено в окружении холмов на берегах реки Талкыш в 27 километрах от административного центра — города Похвистнево.

В селе есть места, где хранится история и культура этих краев. Как, например, небольшой музей, созданный местным жителем Михаилом Моляновым. В его коллекции представлены старинные фотографии, оружие, иконы царских и советских времен. Там можно увидеть и старинные чувашские вышивки, украшения, предметы быта и чувашского костюма.

Местные жительницы в Доме культуры показывают процесс надевания традиционного чувашского женского костюма. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

В Доме культуры Староганькина регулярно проходят репетиции ансамбля «Телей», состоящего из жителей села. Ансамбль исполняет традиционные чувашские песни. Иногда артисты выезжают на выступления в соседние деревни и села, наряжаясь в праздничные традиционные чувашские костюмы. Дом культуры имеет свою отдельную кладовую, где хранится целая коллекция различных элементов чувашского костюма и традиционных головных уборов. На втором этаже расположен небольшой музей, или, как называют его местные, клуб, в котором представлены инсталляции традиционного чувашского дома и быта. Многое, включая чувашские костюмы, элементы инсталляций музея, местные жители приносили из своих домов, где эти вещи хранились не одно поколение.

Фотография из архива Михаила Молянова, основателя Староганькинского краеведческого музея. На фото жители соседнего села Малоганькино Иван Петрович Молянов с женой и ребенком в 1938 году. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

* * *

«Кереметь уже я не помню даже. Может, нас туда и не водили, когда маленькие были. Закрылся он примерно в то время», — вспоминает один из жителей села, некрещеный чуваш Виталий Викторович Елин. 

Овраг вблизи села Староганькино, место закрытого кереметя, где проводились религиозные праздники и жертвоприношения. Кереметь был замолен на закрытие в советское время. Вокруг оврага существует много легенд среди местных жителей. Считалось, что на керемете нельзя рубить деревья, забирать жертвенные вещи (драгоценные монеты, украшения) и приходить туда чужакам. Со временем на кереметь стали приезжать кладоискатели, чтобы найти и забрать старинные монеты и другие ценности. По словам местных жителей, после этого кладоискателей настигла болезнь. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова
Образ чувашской женщины за прялкой. Экспонат в музее местного Дома культуры. Музей собран из личных вещей жителей села. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

Вблизи села Староганькино по дороге к селу Сирмабусь, входящему в состав поселения Староганькино, находится овраг. В этом овраге расположен кереметь (киремет) — место проведения религиозных праздников и жертвоприношений, закрытое в советское время.

Священный кереметь располагается на отдельных участках у водоема, где всегда есть дерево, возле которого проводятся моления. Это особые открытые места, служившие для связи с духами.

Слева: Чувашский традиционный головной убор замужней женщины хушпу в Краеведческом музее. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года. Справа: местная жительница Тамара Дмитриевна Ярусова в комнате своего дома. В силу возраста Тамара утратила знания многих языческих обрядов и молитв. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

Согласно чувашской мифологии, Киремет является сыном верховного бога Туры, которого отец отправил следить за порядком в этом мире. Однако люди не поняли этого, убили Киремета, сожгли и развеяли прах по ветру. Киремет возродился из праха и стал наказывать людей. С тех пор его и начали почитать, вымаливать прощение.

К кереметю ходили просить об урожае и здоровье, совершали подношения духам: бросали монеты и другие ценные вещи. На святилище было принято входить аккуратно, так как каждая травинка на керемете «имеет свой дух».

Монеты от старинного чувашского женского головного убора, найденные местным жителем и основателем Староганькинского краеведческого музея Михаилом Моляновым. Монеты хранятся в его музее. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

 Забирать что-то с этих мест считалось тяжким преступлением, которое сулило несчастье. Кереметь — часто родовое святилище, а потому сюда не допускались чужаки. Однако со временем на кереметь стали приезжать кладоискатели в поисках старинных монет и других ценностей. По легенде местных жителей, после этого таких людей настигает болезнь.

Слева: чувашская традиционная поясная повязка сарă из коллекции чувашских костюмов в местном Доме культуры. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года. Справа: Лидия Викторовна Молянова на кухне своего дома показывает процесс изготовления свечей для чувашского обряда захоронения. В ночь, когда умирает человек, женщины принимаются за приготовление к погребальному обряду. Одна женщина топит воск, а другая раскатывает свечи. Согласно традиционному верованию, смерть человека воспринимается как переход души в загробный мир. Он выступает продолжением земной жизни. Свечами некрещеные чуваши освещают следующий мир покойнику
Фото: Ксения Максимова

* * *

«Николая (родственника. — Прим. ТД) перед смертью крестили. Не знаю, что у него получилось. Бог принял, не принял? Не знаю, что было. Сестра сон видела. Говорит, сидит и не может выйти (в другой мир. — Прим. ТД)», — вспоминает Лидия Викторовна.

Женщины крепят шерстяную пряжу на традиционную чувашскую прялку. Прялка досталась Елене Мишуткиной (слева на фото) от матери и до сих пор используется в быту. Поселок Сирмабусь (находится в составе сельского поселения Староганькино), Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

Лидия Викторовна Молянова крестилась еще после замужества, однако по сей день к ней обращаются односельчане за помощью с проведением традиционного обряда захоронения. Она одна из немногих, кто хорошо знает и помнит эти традиции. Почти в каждой чувашской деревне они имели свои особенности. Лидия Викторовна показала процесс изготовления свечей для погребального обряда и рассказала, как проходит этот процесс в Староганькине.

Традиционное женское нагрудное украшение, принадлежащее Лидии Викторовне Моляновой. Украшение перешло к ней от бабушки. В центральной части изображен символ рода. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

Когда умирает человек, женщины начинают изготавливать специальные свечи, которые предназначены для освещения загробного мира покойного. Одна плавит натуральный воск, остальные помогают скатывать свечи и крепить воск на нить. Женщины ставят тесто, пекут хлеб и маленькие булочки для поминания умершего человека.

Слева: Лидия Викторовна Молянова во дворе своего дома. На Лидии Викторовне ее традиционный чувашский костюм. На головном уборе замужней женщины хушпу и традиционном женском нагрудном украшении старинные монеты начала XX века. Этот костюм перешел к Лидии Викторовне от ее бабушки. Лидия Викторовна является хранительницей традиционных чувашских обрядов. Когда в селе умирает человек, местные жители обращаются к ней для подготовки к обряду погребения. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года. Справа: Памятник и столб юба на могиле некрещеного чуваша на Староганькинском кладбище некрещеных чуваш. Традиционный надгробный столб юпа, выполненный из дуба. Столб ставили корневой частью вверх, потому что для умершего человека мир как бы перевернулся. Домом его стало небо. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

Хоронить старались в тот же день. По традиции сначала на кладбище приходят три человека, зажигают свечу, крошат булку и поминают покойного, чтобы он всегда был сыт, а умершие родственники его приняли. Перед похоронами из расколотых бревен изготавливается «мост», символизирующий переход в другой мир. По этому помосту несут покойного на кладбище. После погребения мужчины и женщины по очереди проходят вокруг могилы покойного, а затем каждый перепрыгивает через горящий рядом костер, и уже после все покидают кладбище. На могиле покойного устанавливается памятный знак — дощечка салам калак.

Михаил Молянов, житель села Староганькино, в одной из комнат основанного им краеведческого музея. Музей хранит экспонаты времен СССР, а также местное наследие чувашской культуры. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

Согласно традиционной вере чувашей, загробный мир — продолжение земной жизни. Добропорядочные люди продолжают жить в нем, как на Земле: со своей семьей и родственниками, не зная никаких бед. Во время поминок они навещают своих живых родственников, а те веселят их и угощают. Грешные же люди не могут завести семью после смерти и страдают от голода. Живущие родственники не в состоянии им помочь. 

Вид на село Староганькино, Самарская область, 2023 года
Фото: Ксения Максимова

* * *

Вблизи села Староганькино расположено кладбище некрещеных чувашей. Оно отличается от привычных, православных отсутствием крестов на могилах. Вместо них ставят надгробные столбы юпа (в переводе с чувашского — «столб»). Установление столба входит в цикл погребальной церемонии некрещеных чувашей. В современной обрядовой традиции установка юпа переносится с осени на 40-й день поминального цикла или же совмещается с днем похорон.

Лидия Викторовна Молянова на кухне своего дома показывает процесс изготовления свечей для чувашского обряда захоронения. Ей помогает местная жительница Валентина Елина. В ночь, когда умирает человек, женщины принимаются за приготовление к погребальному обряду. Одна женщина топит воск, а другая раскатывает свечи. Согласно традиционному верованию, смерть человека воспринимается как переход души в загробный мир. Он выступает продолжением земной жизни. Свечами некрещеные чуваши освещают следующий мир покойнику
Фото: Ксения Максимова

Столб юпа представляет их себя образ умершего человека. Юпа ставили корневой частью вверх, потому что для умершего человека мир как бы перевернулся, его домом стало небо. Как правило, юпа изготавливали из дерева. Для мужчин обычно выбирали дуб, а для женщин — липу. На юпа наносили различные символы. Например, могли изобразить родовой знак, на столбе замужней женщины изображали символы нагрудных украшений. Сейчас на Староганькинском кладбище некрещеных чувашей часто встречаются юпа с фотографиями покойных.

Слева: местный житель Евгений Михайлович Макаров на кухне своего дома. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года. Справа: могила некрещеной чувашки на Староганькинском кладбище некрещеных чувашей. На могиле установлен традиционный надгробный столб юпа, выполненный из липы. Столб ставили корневой частью вверх, потому что для умершего человека мир как бы перевернулся. Домом его стало небо. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

Установление юпа сопровождалось отдельными обрядовыми действиями: приготовлением поминальной каши, варкой пива, зажиганием свечи. Такие надгробия дают понять окружающим: здесь еще живет традиционная чувашская вера. 

«Бог-то один, а вера разная» 

Одной из жительниц Староганькина, некрещеной чувашке Тамаре Дмитриевне Ярусовой, 86 лет. В силу возраста она испытывает трудности с памятью. Ей тяжело вспомнить, как раньше проводились традиционные праздники и обряды, какие пелись песни и произносились молитвы. Но в ее памяти остается погребальный обряд, который был проведен для ее отца, пропавшего без вести во время Великой Отечественной войны. 

Жители поселка Сирмабусь Зинаида Савельевна Елина и Сергей Савкович Елин в комнате своего дома. Поселок Сирмабусь (находится в составе сельского поселения Староганькино), Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

Последним человеком, кто видел отца Тамары Дмитриевны, была ее мать, когда навещала его в части. Спустя время в их семью пришло письмо о его гибели. Умершего обязательно стремились похоронить в родном краю и по всем полагающимся традициям. Для людей, погибших на чужбине, совершали все необходимые обряды и процесс захоронения даже без тела покойного: устанавливали юпа, проводили отпевание. В отличие от православия, где отпевание совершает священник, некрещеные чуваши самостоятельно отпевают своего покойного родственника. Так был проведен обряд и для отца Тамары Дмитриевны.

Свет из окна в доме в селе Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года
Фото: Ксения Максимова

«У меня нет памяти. Только говорю всегда: “Пĕсмĕлле (“Во имя Бога”). Бог-то один, а вера разная. Я ничего не помню, не буду грех на душу брать. Так долго я живу, всегда говорю только: “Пĕсмĕлле Турӑ сыхла. Тура, береги нас”».

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Популярное на сайте

Все репортажи

Читайте также

Загрузить ещё

Могила некрещеного чуваша на Староганькинском кладбище. На могиле установлен традиционный надгробный столб юпа, выполненный из дуба. Столб ставили корневой частью вверх, потому что для умершего человека мир как бы перевернулся. Домом его стало небо. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Жительницы села и участницы ансамбля «Телей» в Доме культуры на репетиции предстоящего местного концерта традиционных чувашских песен. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Заброшенный дом у холма. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Старинные чувашские вышивки на окне краеведческого музея. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Местные жительницы в Доме культуры показывают процесс надевания традиционного чувашского женского костюма. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Фотография из архива Михаила Молянова, основателя Староганькинского краеведческого музея. На фото жители соседнего села Малоганькино Иван Петрович Молянов с женой и ребенком в 1938 году. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Овраг вблизи села Староганькино, место закрытого кереметя, где проводились религиозные праздники и жертвоприношения. Кереметь был замолен на закрытие в советское время. Вокруг оврага существует много легенд среди местных жителей. Считалось, что на керемете нельзя рубить деревья, забирать жертвенные вещи (драгоценные монеты, украшения) и приходить туда чужакам. Со временем на кереметь стали приезжать кладоискатели, чтобы найти и забрать старинные монеты и другие ценности. По словам местных жителей, после этого кладоискателей настигла болезнь. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Образ чувашской женщины за прялкой. Экспонат в музее местного Дома культуры. Музей собран из личных вещей жителей села. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Чувашский традиционный головной убор замужней женщины хушпу в краеведческом музее. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Местная жительница Тамара Дмитриевна Ярусова в комнате своего дома. В силу возраста Тамара утратила знания многих языческих обрядов и молитв. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Монеты от старинного чувашского женского головного убора, найденные местным жителем и основателем Староганькинского краеведческого музея Михаилом Моляновым. Монеты хранятся в его музее. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Лидия Викторовна Молянова на кухне своего дома показывает процесс изготовления свечей для чувашского обряда захоронения. В ночь, когда умирает человек, женщины принимаются за приготовление к погребальному обряду. Одна женщина топит воск, а другая раскатывает свечи. Согласно традиционному верованию, смерть человека воспринимается как переход души в загробный мир. Он выступает продолжением земной жизни. Свечами некрещеные чуваши освещают следующий мир покойнику

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Чувашская традиционная поясная повязка сарă из коллекции чувашских костюмов в местном Доме культуры. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Женщины крепят шерстяную пряжу на традиционную чувашскую прялку. Прялка досталась Елене Мишуткиной (слева на фото) от матери и до сих пор используется в быту. Поселок Сирмабусь (находится в составе сельского поселения Староганькино), Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Традиционное женское нагрудное украшение, принадлежащее Лидии Викторовне Моляновой. Украшение перешло к ней от бабушки. В центральной части изображен символ рода. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Лидия Викторовна Молянова во дворе своего дома. На Лидии Викторовне ее традиционный чувашский костюм. На головном уборе замужней женщины хушпу и традиционном женском нагрудном украшении старинные монеты начала XX века. Этот костюм перешел к Лидии Викторовне от ее бабушки. Лидия Викторовна является хранительницей традиционных чувашских обрядов. Когда в селе умирает человек, местные жители обращаются к ней для подготовки к обряду погребения. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Могилы на чувашском кладбище

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Село Староганькино, Самарская область, 2023 год

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Михаил Молянов, житель села Староганькино, в одной из комнат основанного им краеведческого музея. Музей хранит экспонаты времен СССР, а также местное наследие чувашской культуры. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Лидия Викторовна Молянова на кухне своего дома показывает процесс изготовления свечей для чувашского обряда захоронения. Ей помогает местная жительница Валентина Елина. В ночь, когда умирает человек, женщины принимаются за приготовление к погребальному обряду. Одна женщина топит воск, а другая раскатывает свечи. Согласно традиционному верованию, смерть человека воспринимается как переход души в загробный мир. Он выступает продолжением земной жизни. Свечами некрещеные чуваши освещают следующий мир покойнику

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Местный житель Евгений Михайлович Макаров на кухне своего дома. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Могила некрещеной чувашки на Староганькинском кладбище некрещеных чувашей. На могиле установлен традиционный надгробный столб юпа, выполненный из липы. Столб ставили корневой частью вверх, потому что для умершего человека мир как бы перевернулся. Домом его стало небо. Село Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Жители поселка Сирмабусь Зинаида Савельевна Елина и Сергей Савкович Елин в комнате своего дома. Поселок Сирмабусь (находится в составе сельского поселения Староганькино), Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0

Свет из окна в доме в селе Староганькино, Самарская область, декабрь 2023 года

Фото: Ксения Максимова
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: