«С нами Бог и вечная победа!»
9 мая Россия и часть постсоветских республик отмечают День Победы. Многие семьи, потерявшие родственников в ходе той войны, и просто неравнодушные люди, чувствующие сопричастность к событию, в этот день собираются вместе на публичные мероприятия. Русские, живущие за рубежом, тоже следуют этой традиции. В Берлине ежегодно проходят парады, демонстрации и акции, посвященные памяти павших воинов и победе над фашизмом
Германию можно назвать лидером среди европейских стран по количеству этнических русских и выходцев с постсоветского пространства. Плюс в стране проживает около трех с половиной миллионов русских немцев, только в Берлине их насчитывается приблизительно 26 тысяч человек. Большинство этих людей приходит на демонстрации с детьми и внуками, родившимися уже в Германии.
В последние годы российские власти с особым рвением используют День Победы как часть государственной пропаганды. Они сознательно манипулируют историческими параллелями и продвигают нарратив борьбы с фашизмом в Европе тогда, во времена Второй мировой, и сейчас, в Украине. Из-за этих параллелей происходит смещение векторов в сторону милитаризации общественного сознания. Этот нарратив влияет и на настроения эмигрировавших россиян, которые по большей части черпают информацию о происходящем в мире из передач и ток-шоу российского телевидения.
* * *
Парк Тиргартен в центре Берлина полностью обнесен ограждениями, тянущимися прямо от бундестага и Бранденбургских ворот. Попасть к памятнику павшим воинам, находящемуся в западной части парка, можно только через полицейский кордон. На входе табличка с перечеркнутой медалью и военной формой. Это значит, что милитаристские символы, флаги России и СССР, георгиевские ленточки, символы Z и V проносить и демонстрировать на мероприятии нельзя. Полицейские на входе следят за соблюдением этих правил. Запрет был введен в прошлом году как реакция немецкого государства на военный конфликт в Украине.
После первого кордона — второй. К памятнику пускают группами по 10–12 человек. «Мы просто не хотим эскалации, все равно люди проносят символику, разворачивают флаги — и происходят конфликты с украинцами, которые тоже приходят со своими флагами», — говорит полицейский. Несмотря на запрет, около памятника можно увидеть все те же георгиевские ленточки, людей с Z-символикой, российские флаги и флаги СССР.
Тучный мужчина тащит увесистый флаг с изображением Христа на красном фоне, с ним группа из нескольких человек в красных худи с надписью «Народный фронт». «С нами Бог и вечная победа!» — скандирует группа. Аллею парка от монумента отделяет решетка. Мужчина с собакой, подошедший к ограждению посмотреть на шествие, кричит им вслед: «Убийцы! Кровь на ваших руках!»
Около памятника уже собралась толпа. «Будем надеяться, что в следующем году отпразднуем две победы, а то и больше», — говорит мужчина в больших очках. «Больше, больше, нам надо дальше в Европу идти, тут есть свои люди, если что», — вторит ему женщина в красном платье. «Будет война с Германией, я пойду в первых рядах!» — смеется мужчина, снимающий свой репортаж на телефон.
Альфред, 67 лет
Я сюда пришел поддержать Россию, ее прошлое и настоящее. Россия сейчас получает злобу в ответ на свои действия. Во-первых, Россия еще никогда не была побежденной, а второе, я ведь видел, как это все начиналось. Военный конфликт в Украине начался в 2014 году, когда бомбили Донбасс, а Путин восемь лет просил, давайте сядем и будем договариваться. Я его сильно уважаю, думаю, что ему надо как-то жестче быть. Запад вводит санкции и не разговаривает ни о чем, так и Путину нужно действовать. Я сам из Казахстана, уехал больше 30 лет назад оттуда, когда начался нацизм по отношению к русским. Я понимаю, насколько это тяжело.
Лариса, 45 лет
Я в прошлом году пропустила праздник, в этом наверстываю. В Германии уже 30 лет и ни разу не видела такого количества полицейских на этом празднике. Вы посмотрите на этих людей, на тех, кто пришел сегодня поклониться, вспомнить. Это единственный день в году, когда можно выйти и увидеть это единство, эти прекрасные лица, чистые абсолютно. Я родилась в Казахстане, но всегда считала себя русской.
Мария, 62 года
Моя бабушка и мама из Ленинграда, а я уже родилась в Германии, тут, в Берлине. Моя вера в Россию велика, это единственное, в чем я уверена. Я всего лишь маленький человек, но считаю, что боевые действия, которые сейчас происходят, — это шаг вперед для Путина, это было необходимо сделать, чтобы не отдать свою страну захватчикам, так же как и полвека назад было необходимо победить фашизм в Европе.
Василий, 41 год
Я пришел сюда вспомнить своих воевавших родственников и выразить почтение тем, кто воюет сейчас. Мне импонирует Путин и его отношение к истории, он ее не забывает, не забывает и чтит традиции борьбы с фашизмом. Плюс у этого мужика стальная хватка. Он как бы своим миром правит, делает красиво, как положено, не то что Европа. У Путина свое мнение. Хоть я из Казахстана, я за Россию, у меня отец там родился. В Казахстане нас «немцами» обзывали, когда мы туда ездили, а тут «русскими» обзывают. Если хотите, мы будем русскими. В Германии живу с 1998 года, но, если честно, с немцами вообще не общаюсь: не мое.
Украинская коалиция в этом году проигнорировала событие, устроив большой митинг около российского посольства. Однако несколько человек все же пришли поддержать Украину и развернули флаг. Около памятника происходит сумятица, красная толпа пытается смести человека, поддерживающего Украину. Полицейские обступают его. Мужчина в смятении указывает им на другие флаги в толпе — мол, посмотрите, ведь это тоже нарушение, но его просят свернуть флаг и убрать его в рюкзак, несмотря на то что запрета на украинскую символику в Германии нет.
Около полудня в Тиргартене запланировано шествие «Бессмертного полка». Сотня человек выстроилась на дороге. Женщины пустились в пляс под гремящую из огромной черной колонки «Катюшу». У памятника павшим тут и там женщины, одетые в цвета российского флага в различных вариациях. «Если не можешь взять и показать флаг, стань флагом. Но у меня что снаружи, то и внутри. Душа болит за Россию», — комментирует одна из женщин.
Тут и там маленькие дети пытаются взобраться на танки и пушки, будто это игровая площадка. Около памятника группа подростков делает селфи с губами уточкой на фоне советского танка. Бранденбургские ворота видны в конце дороги, но добраться по прямой до них не получится: полицейские кордоны. Там тоже движуха и митинг, но совсем небольшого масштаба. Несколько десятков немцев стоят с плакатами «Немедленно снять санкции с России». Вместе с ними демонстранты также держат над головой флаги Палестины. «Да, мы коренные немцы, с востока страны, мы поддерживаем и любим Путина, он наш идеал. Только союз с Путиным может гарантировать нам мир», — говорит одна из демонстранток.
Артем, 16 лет
Я живу в Лихтенберге, родился в этом районе Берлина. Пришел в Трептов-парк с семьей, чтобы почтить память и выразить респект тем, кто сейчас воюет. Надо быть настоящим мужиком, чтобы это делать. Мне с ранних лет прививали патриотизм, в семье общение только на русском, готовим русские блюда: блины, борщ. Для меня российское сообщество — это друзья в первую очередь, люди, которые не кинут в сложные времена. Была такая песня, кстати, — «Не забывай свои корни, помни». Я как бы стараюсь помнить.
Лина, 70 лет
Вообще я русская, но прожила в России всего 10 лет, в Омске, потом жила 16 в Беларуси и уже 43 живу в Германии. Я не считаю, что сегодня праздник. Прошло столько лет, а люди все танцуют на костях. Я вижу, как отмечают этот день французы и немцы, они приходят и скорбят по всем, кто лежит там, в земле. Они погибли все за нашу с вами свободу. Что празднуем? Что столько людей погибло? Когда Путин пришел к власти, я радовалась: вроде такой молодой, энергичный, умный. Лет семь назад я проехала по всем городам России, от Питера до Владивостока, посмотрела, как живут люди в глубинке, еще раз убедившись в том, что Путин провалился со своей политикой. А сейчас я вообще молчу. Начать несправедливые боевые действия против соседа? Ради чего?
Александр, 46 лет
Я пришел сюда почтить память павших воинов в борьбе с фашиками. Та война привела к холодной войне, которая продолжается до сих пор с этими американцами. Обожаю Путина и его внешнюю политику. Он хороший президент и очень хороший стратег. Он все верно делает, потому что достали эти америкосы. Мы ведь боремся с ними. Они накачали украинское общество русофобией. Надо было давно начинать какие-то действия, но Путин — человек довольно интеллигентный, и ему, наверное, было неудобно.
Татьяна, 74 года
Я вообще за мир, Украина — это наша частичка, я там жила — и почти все мои родственники, это моя родная сторона, хотя я и родилась в Литве. Последний раз я там была в 2014 году. По словам моих родственников и друзей, там стал твориться кошмар, люди запрограммированы, зомбированы нацизмом и русофобией. Из-за этого, к сожалению, моя семья распалась. В Украине они просто все стали ненормальными, все забыли. Там свободы нету — и тут тоже, какая отмена символов? На балконе у меня висит российский флаг, но висит так, чтобы его не видели. С одной стороны — радужный, с другой — русский. А вот украинские флаги висят по всему городу. Но уверена, что Германия и Россия будут едины в будущем. Не знаю, знаете ли вы, что Берлин — это славянское название, на всем побережье Северного моря стоят славянские боги, это русская земля.
Перед демонстрантами встал немец Штефан с желто-синим флагом. Он прибежал сюда из Тиргартена. «Мне стыдно за то, что мои сограждане поддерживают политику Путина, но для меня это не новость. Тут очень тонкий момент: сочетание глупости и полного непонимания того, что происходит. Люди помнят Горбачева и его вклад в падение Берлинской стены, не понимая, что принципы гласности, заложенные этим человеком, полностью уничтожены нынешней властью в России. Это новая непробиваемая стена. Но даже несмотря на это, мы приходим», — говорит Штефан.
Солнце все больше нагревает день, под ногами повсюду лепестки гвоздик. Люди вереницей продолжают тянуться к мемориалу в Тиргартене, отбрасывая тени на раскаленный асфальт. Приехали байкеры, на этот раз из Сербии. Большие тела в черных кожаных одеждах заслоняют солнце.
«Слава России!» — кричат демонстранты. «Украина понад усе!» — кричат в ответ с другого края толпы. «Но только в составе России! Киев — российский город, будем отмечать в следующем году именно там!» — отвечает толпа. «Что же вы тут забыли, в Европе? Если такие патриоты, вот и езжайте обратно к своему Путину», — громко спрашивает женщина с антивоенным плакатом. В ответ молчание.
Максим, 16 лет
Родился я уже в Германии, в семье россиян. Про то, что происходит, говорить довольно опасно: в этой стране демократии уже давно нет. Вот им можно со своим флагом, а нам нельзя. Говорят, что разная символика пропагандирует СВО, но как флаг СССР с этим связан? Это ведь наша общая память. У меня многие знакомые сейчас из Липецкой области находятся в зоне СВО, я им желаю вернуться домой, желаю им скорейшей победы. Многие из них были мобилизованы, но некоторые пошли воевать как добровольцы. Я часто езжу в Россию, я воспринимаю ее как свою родину, несмотря на то что родился в Германии. Я разговариваю с людьми, ветеранами СВО и убеждаюсь в том, что я тоже должен отдать долг родине. Родителям я пока не сказал о своем желании служить в российской армии.
Роберт, 39 лет
Я в Германии с 2020 года, приехал на заработки электриком и остался как беженец. Вот Серега стоит — это парнишка с Украины, я вот с Сибири, мы вместе пиво пьем и еще что покрепче. Мы все равно братья, славяне. Мы же не можем все воевать друг против друга. Кто-то нефть делит и электричество, а мы маленькие люди, нам нечего делить.
Ирина, 55 лет
Тема войны неразрывно связана с моей семьей: мой дед был связистом, дошел до Венгрии в военные времена. Мне очень печально наблюдать отношение к памяти и к России в целом. Русские ведь освободили всю Европу от фашизма, в этой войне погибли 27 миллионов человек из СССР. Надо все запреты снять с России, я считаю, и санкции в том числе. Надо всем немцам начать учить русский, изучать русскую культуру, религию, чтить Россию. Все, что делает наша страна, — все правильно. Назрело то время, когда надо было нанести удар, ведь Россию окружили военными базами. Несмотря на то что я тут живу уже 18 лет, я никогда не дистанцировалась от России, каждый год езжу к сестре в Хабаровский край. Была, есть и буду русской, а тут я иностранка.
Борис, 38 лет
Мое отношение к Дню Победы формируется через мою активистскую вовлеченность. Еще до переезда в Германию, случившегося год назад, в Петербурге я занимался культурой памяти и различными проектами в этой области, сотрудничал с «Мемориалом»*. Мне интересно развивать более критический нарратив к отношению к культуре памяти, настроенный на диалог и вовлечение людей в него.
Интересно, что вся пропаганда и ее вокабуляр как раз построены на параллелях с войной, закончившейся полвека назад. Путин постоянно ссылается на историю и даже заимствует некоторые цитаты у Сталина, которыми тот оперировал во время войны. Тут важно понимать, что это мифология, поиск оправданий, и не забывать, формируя свое мнение, что конфликт начался с решений одного политика здесь и сейчас. Мне кажется, что с людьми надо говорить, с ними надо работать.
Наталья, 51 год
Мы — общество Demokrati-JA — организовали выставку, по большей части тут история СССР и России, но с фокусом на то, что привело к сегодняшней катастрофе. Мы показываем победу союзников (именно союзников, а не только СССР, что очень важно) над фашизмом и последующие события, включая преступления советского режима. Связь времен — это невыученный урок истории. В Германии история была очень хорошо отрефлексирована, чего не скажешь о России. Преступления советского режима так и остались безнаказанными. Вместо этого история была переписана и идеализирована. Приходится признать, что мы здесь в меньшинстве. Но мы тут для этого меньшинства, для тех людей, которые этот день проводят без «победобесия». Для меня лично это грустный день в первую очередь. Да, война закончилась, но ведь война — это всегда множество жертв и разрушений, сломанные жизни и судьбы. Все то, что мы переживаем сейчас, не в том масштабе, но кто знает, как все это закончится.
Праздничные мероприятия также проводились и в Трептов-парке, который находится в восточной части города. По традиции после возложения цветов в Тиргартене толпа перемещается именно туда. Здесь, на площади около 100 гектаров, в 1949 году открылся самый известный и самый большой военный мемориал за пределами бывшего Советского Союза. Трептов — место захоронения семи тысяч советских солдат, большая часть которых не была опознана.
Аллеи переполнены. Разгоряченные люди на скамейках среди стел с цитатами Иосифа Сталина пьют водку. На соседней лавке гремят песни певца Шамана и далеко не трезвый пожилой демонстрант горланит: «Я русский, я иду до конца!» Напротив мужчина играет песни «Ласкового мая» на гитаре, другие исполняют русские частушки под аккордеон, а подвыпившие девушки водят хороводы. Повсюду женщины и компании во всех возможных вариантах триколора. В нескольких десятках метров от скульптуры «Родина-мать» в Трептове открылась выставка о переосмыслении военной памяти, организованная Demokrati-JA — сообществом, возникшим на основе протестного антивоенного движения в Берлине. Главный слоган — «Скорбь вместо победобесия!» На выставочных стендах можно узнать о манипуляции историческими фактами со стороны советской и российской власти и сделать свои выводы.
Напротив выставки Demokrati-JA свои плакаты развернула немецкая партия DKP — коммунистическая партия Германии, поддерживающая Путина. Через людей с сине-бело-синими флагами продирается мужчина в тельняшке и с магнитофоном наперевес. С абсолютно каменным лицом он несколько раз проходит мимо выставочных стендов. Из магнитофона гремит Z-рэп.
Около 18:00 участники Demokrati-JA решились пройти к мемориалу «Воин-освободитель», чтобы возложить цветы в память о павших. Активисты направились к мемориалу без каких-либо флагов или лозунгов, просто держа синие и желтые цветы над головой. Небольшую группу из нескольких десятков человек сопровождала полиция во избежание конфликтов и провокаций со стороны пропутинской части демонстрантов, которые составляли большинство на этом мероприятии. На входе в мемориал выстроились мужчины. «Я вас сюда не пущу, костьми лягу, но не пущу, враг не должен осквернять наш памятник», — выкрикнул один из них. Под давлением десятка полицейских они отступили.
Пожилой мужчина спросил у активистов, разведя руки в стороны: «А что же вы против войны, а пришли положить цветы за воинов? Как же это так получается?» Одна из активисток хотела было вступить в диалог, а потом, махнув рукой, побежала по ступенькам вниз. «Ай ладно, но жаль, конечно, вы совсем потерялись в том, что с нами со всеми происходит, и ничего не понимаете», — сказала она.
* Властями РФ признан иноагентом и ликвидирован.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам