Женская душа колокольного звона
У меня воцерковленная, многоконфессиональная семья. Родня мужа в нескольких поколениях православные священники, и он человек верующий. Я же приняла крещение в юности, сознательно выбрав католическую веру. Всю жизнь меня интересовали темы религии и ее взаимодействия с обществом: повседневная жизнь, обряды и традиции. Когда я узнала, что обучаться искусству колокольного звона идет все больше женщин, мне захотелось понять, что ими движет. Я пообщалась с учениками и преподавателями петербургских звонарских школ — так получился фотопроект
Колокольный звон в России когда-то был привычным и понятным звуком для городских и сельских жителей. Колокола ежедневно призывали к началу богослужения, извещали о главных моментах службы. Церковный календарь был тесно связан с жизнью обычных горожан, по колокольному звону определяли время. Люди хорошо понимали язык колоколов и могли отличить постный, будничный, праздничный звоны, набат — тревожный звон с частыми ударами, путевой звон — в метель и бурю.
Искусство звона традиционно передавалось из поколения в поколение, из уст в уста — фиксированной традиции и звонарских школ не существовало. Как правило, звонарями на Руси становились церковные сторожа, алтарники, отставные солдаты. Профессиональные звонари были скорее исключением.
В советское время религия и церковь подвергались гонениям, колокольный звон был запрещен, а тысячи храмов вместе с колокольнями уничтожены. Профессия звонаря стала редкой, а само ремесло практически исчезло.
Сейчас люди снова начинают интересоваться колокольным звоном, его все чаще можно услышать не только в центре, но и на окраинах городов. Во многом это происходит благодаря звонарским школам, которые стараются изучать традиции колокольного звона, обмениваться опытом, делиться знаниями и мастерством с приходящими на звонницу учениками.
В Петербурге вот уже 24 года работает одна из старейших звонарских школ при соборе Владимирской иконы Божией Матери. Руководит школой Владимир Степанович Кайчук.
Как говорят преподаватели этой и других школ, поток желающих учиться большой. Поначалу людей привлекает очарование и кажущаяся легкость этого дела, но преодолевают все трудности и становятся звонарями единицы. Случайные люди на колокольне не задерживаются. Чаще всего звонари — это верующие, для которых колокольный звон — форма служения Богу.
В школу звонарей приходят по рекомендации или по направлению от прихода. Музыкального образования не требуется, здесь важно наличие у человека чувства ритма. Но при этом нужно действительно болеть колокольным звоном, быть преданным этому делу, ведь звонарь поднимается на колокольню в любое время года и в любую погоду. Опоздать или не прийти нельзя, потому что на твой звон ориентируются все, как прихожане, так и служители церкви. Чтобы звонить в колокола при храме, человек должен получить благословение у настоятеля. Перед началом колокольного звона звонарь читает молитву.
В некоторых храмах в последнее время стали использовать автоматических звонарей — электронный блок, который управляет приводами, подключенными к колоколам, и звонит в определенное время определенным манером. Но настоящие ценители искусства скептически относятся к такому нововведению: машина не способна передать душу звона, теряется живое общение звонаря с верующими.
Последние 15 лет в звонари идет все больше женщин, несмотря на стереотип, что это «неженское занятие». В Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих такой профессии нет до сих пор. Поэтому обычно люди идут в звонари, уже имея основную специальность. Среди женщин-звонарей есть врачи и учителя, реставраторы и домохозяйки, студенты и преподаватели, иконописцы и спортсмены. В целом труд звонаря оплачивается, но не все храмы имеют такую возможность. Да и звонарями становятся не ради заработка. Звонарь — это призвание и путь.
Есть люди, которые не могут совмещать основную работу и ежедневный труд в храме из-за несовпадения графиков. Обычно литургия начинается в девять или 10 утра, а вечерняя церковная служба — в шесть вечера. Но при этом звонари с удовольствием принимают участие в ансамблевых звонах на колокольных фестивалях, с увлечением изучают богатую палитру звонов, дают мастер-классы и читают лекции о традициях, истории и нюансах этого искусства.
Татьяна, управляющая в кафе-трапезной
Татьяна была звонарем в соборе Владимирской иконы Божией Матери. Сейчас в основном участвует в концертах колокольного звона, которые проходят в разных городах России, а вот поднимается на колокольню собора Владимирской иконы Божией Матери не так часто. Восемь лет назад по совету знакомого священника пришла в церковную школу звонарей.
«Мне нравится чистота и звучание колоколов внутри, как колокола поют и гудят, как передают настроение и отражают происходящее внутри храма, будь то ежедневная вечерняя служба или праздничная, торжественная».
Мария, реставратор
Мария в 2008 году пришла в реставрационные мастерские при Владимирском соборе и много наблюдала, как ученики школы звонарей тренируются на учебной звоннице, которая находится прямо над реставрационными мастерскими. Позже решила сама попробовать звонить в колокола, стала учиться.
Сейчас уже преподает звонарское мастерство в школе. «Я очень люблю музыку. И в разное время пыталась освоить разные музыкальные инструменты — флейту, гитару, мандолину, фортепиано, но пока сложилось только с колоколами. На них нашлось время, и учителя, и применение им».
Елена Николаевна, иконописец
Елена Николаевна служит звонарем в двух церквях — в храмовом комплексе на Пискаревском проспекте и в храме Тихвинской иконы Божией Матери на улице Софьи Ковалевской — и преподает звонарское мастерство в школе при духовно-просветительском центре «Причастие». При открытии храма больше 10 лет назад решила попробовать звонить в колокола — понравилось. После этого пошла в школу звонарей к Владимиру Степановичу.
«Желающих научиться звонить в колокола много, но остаются единицы», — говорит Елена Николаевна.
Лидия, антрополог
Лидия окончила школу звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери, она антрополог, но при этом имеет и музыкальное образование. Сейчас ей не удается совмещать работу и постоянное служение: частые командировки и экспедиции не позволяют.
«Я музыкант, поэтому искала инструмент, который услышат люди, звук, которым можно поделиться со всеми. В отличие от концертного зала, куда люди покупают билеты, но могут разочароваться, потому что музыка говорит “не на их языке” и контакт может не произойти. А на колокольне все происходит мгновенно: удар и — нежданно-негаданно — звон. Иногда люди останавливаются и смотрят на колокольню, кто-то идет дальше по своим делам, а кто-то слушает звон до конца. Интересно наблюдать сверху за реакцией людей».
В юности Лидия считала, что звонарями могут быть только мужчины, что звоны больше связаны с монашеской православной культурой. И однажды увидела в телевизионном репортаже, как в сибирском храме зимой, в снег, звонила в колокола бабушка. Лидия стала искать и нашла единственную в то время в Петербурге школу звонарей при Владимирском соборе. После окончания школы она служила на колокольне при Владимирском соборе.
Ксения, врач-терапевт
Ксения — звонарь храмового комплекса на Пискаревском проспекте. По профессии врач-терапевт. В 2000 году пришла в школу звонарей при соборе Владимирской иконы Божией Матери.
«Для меня колокольный звон — это часть православного богослужения, которое я очень люблю. Мне нравится быть причастной к его красоте», — говорит Ксения.
Елизавета, тренер по плаванию
Елизавета — звонарь в храме Святой Мученицы Татианы на Коломяжском проспекте. По профессии Елизавета тренер по плаванию. Звонари этого храма колокольным звоном не только встречают прихожан, но и извещают о главных событиях службы.
На звоннице нет различия в управлении колоколами для правшей и левшей: правой рукой звонят в малые, зазвонные, колокола; левой рукой управляют подзвонными колоколами (средними по размеру), а самым большим, благовестником, управляют правой ногой.
Яна, домохозяйка
Яна — ученица школы звонарей при духовно-просветительском центре «Причастие», несколько лет назад узнала, что на Пасхальной неделе на колокольню может подняться любой желающий. Позже, когда была с экскурсией на Валааме, пробовала звонить в колокола на звоннице, которая находилась на игуменском кладбище. Так к ней пришло желание научиться колокольному звону.
«Я воспринимаю обучение звону как мой духовный путь».
Однажды Яна приехала в Зеленогорск на венчание к подруге. Оказалось, что звонаря в этот момент не было. Тогда она попросила благословение у батюшки и, получив его, отзвонила на венчании. По православной традиции при выходе молодоженов из храма совершается трезвон (радостный звон в несколько колоколов или во все колокола с небольшими перерывами). Сейчас Яна — звонарь в храме Святых Царственных Страстотерпцев.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.
Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.
Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.
Помочь нам