Маленький и очень ценный труд

Фото: Алина Скитович для ТД

У Артема в его 35 лет есть все, что ему нужно для счастья: любимая семья, здоровье, хорошо оплачиваемая работа и маленькая мастерская. В ней Артем обучает 12 взрослых людей с ментальными особенностями работать с деревом, а на деле — старается подготовить их к самостоятельной жизни. Именно эта мастерская приносит Артему больше всего радостей. Радостей и трудностей

Артем Барсуков — из рабочего поселка Краснообск под Новосибирском. По образованию он радиотехник, но всегда хотел быть строителем — с детства любил мастерить руками, вникать в тонкости процесса, когда благодаря тебе из ничего получается нечто осязаемое и добротное. Поэтому часто подрабатывал на стройках, учился у опытных людей. В 20 лет Артем по благотворительной программе случайно попал во Франции на фестиваль «Давайте будем разными» и там увидел, какими самостоятельными могут быть люди с инвалидностью, если им создать нужные условия. Тогда он впервые задумался о понятии «успех»: для кого-то это блестящая карьера, а для кого-то — просто возможность самому сесть в автобус, расплатиться за проезд и не пропустить нужную остановку.

Артем первым заходит в маленькую комнату мастерской, чтобы подготовить все необходимое к работе
Фото: Алина Скитович для ТД

Поездка во Францию оказала влияние на всю дальнейшую жизнь Артема. Он с головой ушел в волонтерство и даже получил второе образование по специальности «социальная работа». А в 2022 году Артем открыл инклюзивную мастерскую «Важен каждый». В ней люди с ментальными нарушениями имеют возможность делать сувениры и получать за свой труд деньги. Суммы выходят небольшими, но даже несколько тысяч в месяц, как говорит Артем, способны подарить то важное чувство самостоятельности, которого лишены люди с инвалидностью. 

Подопечные Артема — люди взрослые, у каждого есть родные, которые их поддерживают, но, когда их не станет, придется справляться с этим миром в одиночку. Поэтому в процессе обучения мастера — а здесь их называют только так — получают еще и навыки самостоятельной жизни.

Саша и Эдик заняты работой, а Павел и Кирилл пришли с перерыва
Фото: Алина Скитович для ТД

«Хочу, чтобы “домашние” ребята после смерти родителей не попали в психоневрологический интернат, — говорит Артем, — а смогли жить сами. Российские ПНИ — бесчеловечная система, откуда выбраться практически невозможно». 

Сейчас у Артема работают 12 мастеров, но он мечтает, что скоро их станет больше. 

Обычный день в мастерской

В мастерской пахнет деревом и лаком. Два небольших помещения в школе поселка Краснообск приходится делить с другими организациями. Артем приходит немного пораньше, чтобы передвинуть мебель и выложить на стол расходные материалы: вощину, лак, деревянные доски, фитили, наждачную бумагу. 

Обычно подопечные приходят к девяти утра, самые нетерпеливые караулят Артема на крыльце за час до встречи.

— Нефедов М. Т., Нефедов! Нефедов М. Т., — тянет руку Мишка.

Так его ласково называет Артем — парень здесь один из самых младших, ему 21 год. У Мишки расстройство аутистического спектра, он хорошо запоминает цифры и инициалы, поэтому и представляется соответствующе. В ответ нужно тоже назвать свои инициалы, и Мишка их обязательно запомнит.

Миша просит у Артема еще масла для досок, он всегда использует его с лихвой
Фото: Алина Скитович для ТД

Сегодня в мастерскую пришел новенький, тоже Артем. Он без стеснения тянет руку и представляется. Ему 25 лет, и в отличие от большинства подопечных живет он самостоятельно, но с бытовыми нуждами все еще справляется плохо. 

Для начала Артем показывает новенькому, как сделать восковую свечку — самый простой сувенир в мастерской, а потом отзывает его в сторонку и мягко интересуется, когда тот последний раз стирал одежду: 

— Что-то мне кажется, тебе надо обновить кофту и джинсы, постирать бы. Вот смотри, у тебя здесь уже такие черные полоски, видишь, на кофте? 

— То есть я сейчас иду стираться, мыться… — проговаривает сосредоточенно Артем-младший.

Артем — новый подопечный. Он впервые скручивает вощину в свечу
Фото: Алина Скитович для ТД

— Да-да-да, идешь мыться, стираться, чтобы выглядеть опрятно, ты же пришел в коллектив. Свечку можешь взять с собой домой, а мы тебя будем тогда ждать в среду, — с улыбкой добавляет Артем-старший.

Ситуация, как объясняет Артем, вполне стандартная. Каждому человеку в его мастерской нужна помощь, будь то бытовой совет или овладение каким-то навыком. Он показывает на сосредоточенного Эдика, которому потребовалось около года, чтобы научиться вставлять фитиль для свечи с нужной стороны. Зато теперь Эдику нет равных: он может собрать свечку за пару минут.

Две из трех комнат помещения — общие. В этой комнате сотрудники мастерской обычно обедают, поют и играют на гитаре
Фото: Алина Скитович для ТД

И новичок постепенно тоже всему научится, по опыту знает Артем. Справится с бытом, подружится с ребятами, наловчится работать кисточкой и правильно скручивать вощину. Главное — помочь и направить.

— В нашем мире есть такие люди, это данность. И мы как общество должны научиться заботиться о них, проявлять терпение и уважение — вот и всё.

Кроме музыкальных перерывов, ребята часто играют в настольные игры. Миша и Саша преуспели в игре на запоминание карточек
Фото: Алина Скитович для ТД

Увидеть людей с инвалидностью

К идеям, о которых так любит говорить Артем, он пришел больше десяти лет назад. Вначале была учеба в вузе, работа на стройке. Потом случилась Франция, и жизнь круто изменилась. 

— В течение десяти лет я просто волонтерил. Днем работал на стройке, а вечером ехал за кем-нибудь ухаживать: мыть, стирать, убирать, ходить в магазин, — рассказывает он. 

В определенный момент Артем понял, что собственных навыков ему недостаточно, — окончил курсы по уходу за тяжелобольными людьми и после них уже полностью окунулся в социальную работу. Он точно знал, что нашел дело по душе. 

Миша обрабатывает деревянные изделия маслом. Это его любимое занятие
Фото: Алина Скитович для ТД

Потом был опыт сотрудничества с несколькими НКО, а после он решил уйти в свободное плавание. Говорит, что увидел вещи, с которыми не готов был мириться. 

Например, в одной из НКО долго пытались придумать, чем занять подопечных с ментальными нарушениями. И придумали: людям предлагали рассортировывать огромный мешок с маленькими игрушками, а после игрушки снова перемешивали, и подопечные опять принимались их перебирать. И так по кругу.

При входе в здание сразу видно маленькую комнату мастерской
Фото: Алина Скитович для ТД

— Людям с ментальными нарушениями сложно организовать свой труд. За них это делают другие, но в нашей стране эти «другие» иногда сами не представляют, как толково решить этот вопрос, и получается «цирк». Я называю это кружковой деятельностью. Когда людей занимают чем-то, чтобы просто занять, — игрушки вот перекладывают. Ну если человек каких-то вещей не понимает, мы же не должны этим пользоваться, так? Я по опыту знаю, что большинство людей с ограниченными возможностями могут делать что-то полезное. 

Важен каждый

А весной 2022 года начала свою работу мастерская «Важен каждый». Поначалу в нее финансово вложились «состоятельные люди», имена которых Артем не хочет называть. Они арендовали большое помещение и закупили оборудование, но спустя несколько месяцев сотрудничество разорвали, сказав, что им нужен доходный «бизнес», а тут «каши не сваришь». Помещение и оборудование забрали. Артем остался ни с чем. Правда, рядом были подопечные, чьи семьи поверили в его идею маленького и очень ценного труда. 

Артем признается, что случившееся его сильно подкосило. Но затем, рассчитав затраты, он решил делать все сам, не связываясь больше ни с какими партнерами. Жена его поддержала, хоть и шутила, что социальная работа — самое дорогостоящее его хобби.

Топленую медовую вощину заливают в формы для свечей
Фото: Алина Скитович для ТД

Чтобы мастерская жила, Артему пришлось опять выйти работать на стройку кровельщиком. И сейчас денег кое-как хватает на аренду двух школьных кабинетов в Краснообске. Еще он ежемесячно платит своим мастерам небольшую зарплату. 

— У нас Мишка дома играет в какие-то гонки. Хвастается потом: «Я заработал сколько-то евро». Он понимает, что зарабатывает деньги, но не понимает, что они виртуальные, они там, в игре. А вот здесь, у нас, он покрывает доски маслом, — объясняет Артем. — Пусть это небыстро, пусть он получает небольшие деньги — неважно. Важно то, что это повышает самоощущение от «ничего не могу» до рабочего человека. Ты не сидишь, как затворник, дома, не перекладываешь кубики, а занимаешься чем-то взрослым и важным.

О чем мечтают мастера

Самая большая статья расходов — материалы, из которых подопечные Артема мастерят менажницы, разделочные доски и свечи. Все это Артем продает на маркетплейсах и получает небольшую прибыль. А иногда удается договориться с руководителями местных фирм, которые заказывают ребятам корпоративные сувениры для своих сотрудников и партнеров.

— Почему ребят с ментальными особенностями неохотно берут на работу? Потому что для их обучения нужно больше времени, больше терпения, больше чуткости. Но мои ребята просто красавчики! Сашка, допустим, быстрее всех собирает у нас коробки для упаковки. Быстро, четко, ну просто молодец, — показывает он на улыбающегося Сашу.

Саша — самый улыбчивый сотрудник мастерской, ему нравится шлифовать фигурки
Фото: Алина Скитович для ТД

Одно из любимых Сашиных занятий — петь дуэтом с другим мастером — Павлом Владимировичем — под его гитару. Лучше всего у Саши получается «В траве сидел кузнечик». Ее глубоким голосом затягивает 54-летний Павел Владимирович — самый взрослый из подопечных Артема. О музыке он может говорить часами. Зная о пристрастии Павла Владимировича, Артем ежедневно устраивает музыкальные перерывы. А недавно даже приглашал для ребят педагога по театральному мастерству.

В мастерскую Павел Владимирович приносит не только гитару, но и планшет с записанными семплами. Открывает заметки, показывает нотные листы на экране и хвастается, что пишет музыку сам. 

Павел Владимирович заготавливает медовую вощину для свечей
Фото: Алина Скитович для ТД

Павел Владимирович женат на Наталье, которая тоже работает в мастерской. Девушек здесь меньше, чем мужчин, а сегодня Наталья вообще оказалась одна, из-за чего сильно расстроилась. Ее подруга Алла последние дни не приходит из-за ухудшения состояния здоровья.

Мечтает найти себе пару и 27-летний Кирилл. До четвертого курса он и не подозревал, что с ним может пойти что-то не так. Но учеба в медицинском вузе отнимала много сил, Кирилл мог не спать сутками и сильно нервничал. А потом ему поставили тяжелый диагноз, связанный с ментальными нарушениями, и выписали множество таблеток, прием которых он старается не пропускать.

Кирилл, как и новенький Артем, живет один. Недавно он познакомился на улице с веселой компанией, пригласил их к себе в гости, а те украли у него пенсию. Кирилл пообещал себе, что больше не будет приводить малознакомых людей домой. Хотя общения ему сильно не хватает.

Кирилл за работой
Фото: Алина Скитович для ТД

На вопрос, куда Кирилл хочет потратить деньги, заработанные в мастерской, смеется и отвечает:

— На любовь.

Потом тут же поправляет себя:

— В путешествие бы поехать, в Турцию хочу, в Анталью. Под пальмами полежать, в море покупаться. Я в сериалах видел, там красиво. 

Что будет, когда у подопечных не станет родных

Двенадцать человек — более-менее постоянное число мастеров. Все они, как подчеркивает Артем, «домашние». «Что будет с ними, когда мамы и папы не станет?» — такой вопрос постоянно задает себе Артем. В психоневрологических интернатах бывшим «домашним» ребятам приходится особенно тяжело, поэтому все усилия Артема направлены на то, чтобы в будущем уберечь их от системы.

Решение есть: это квартира с сопровождающим проживанием. Но такой важной возможности социального обслуживания в Краснообске нет, и Артему очень хотелось бы ее создать.

Артем и ребята на рабочем месте
Фото: Алина Скитович для ТД

— Есть ребята, которые не смогут жить самостоятельно, им нужно сопровождение. И я бы хотел его сделать. Мастерская — дневная занятость, а вечером они будут приходить в квартиру, где им будут помогать справляться с бытом. Учить готовить, заправлять кровать, убирать, направлять вообще. Так это работает во всем мире, так это работает в Москве, Санкт-Петербурге и других крупных городах. Так будем работать и мы, — мечтает Артем.

Наталья шлифует и собирает статуэтки под названием «Семья медведей»
Фото: Алина Скитович для ТД

А пока Артему нужно что-то сделать с мастерской — площади двух кабинетов при школе явно недостаточно. Артем, было, нашел подходящее помещение в Краснообске, но там требовался серьезный ремонт. Понимая, что собственных доходов ему не хватает, он объявил сбор средств на краудфандинговой платформе. Нужная сумма набиралась очень медленно, а потом появилась новая проблема: собственник помещения обязал установить пандус. Артем был готов сконструировать и смонтировать его сам, но это оказалось невозможно: пандус по закону должна делать специальная сертифицированная организация. А это уже совсем неподъемные для маленькой мастерской деньги.

С властями тоже все не ладится. Артем несколько раз встречался с главами Новосибирска и Краснообска, рассказывал о своем проекте и ребятах, но пока это не принесло каких-то результатов.

Витя подготавливает фитиль, прежде чем перелить воск в форму
Фото: Алина Скитович для ТД

Недавно мастерская Артема получила президентский грант. Куда уйдут эти деньги, уже расписано в плане до копейки — на закупку комплектующих и оборудования. А вот на ремонт нового помещения и зарплаты мастерам денег по-прежнему не хватает.

Еще Артем очень хотел бы нанять дополнительного специалиста-педагога. Каждое лето у него как у строителя наступает напряженный период, приходится часто ездить в командировки. Из-за этого мастерская вынуждена уходить на каникулы, но с нанятым педагогом подопечные Артема смогут заниматься и летом.

Чтобы мастера, а также другие взрослые люди с инвалидностью, которые придут в мастерскую, могли и дальше учиться работать и получать за свой маленький труд деньги, Артему нужна ваша помощь

Всю нарезанную вощину Артем уносит на стол в комнату, там ее будут скручивать в свечи и раскладывать по коробкам
Фото: Алина Скитович для ТД

Спасибо, что дочитали до конца!

Помогите организации «Важен каждый»

Поддержать
Все репортажи

Читайте также

Загрузить ещё

Павел и Наталья живут и приходят в мастерскую вместе. Павел часто играет на гитаре в перерывах между работой

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Артем первым заходит в маленькую комнату мастерской, чтобы подготовить все необходимое к работе

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Саша и Эдик заняты работой, а Павел и Кирилл пришли с перерыва

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Миша просит у Артема еще масла для досок, он всегда использует его с лихвой

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Артем — новый подопечный. Он впервые скручивает вощину в свечу

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Две из трех комнат помещения — общие. В этой комнате сотрудники мастерской обычно обедают, поют и играют на гитаре

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Кроме музыкальных перерывов, ребята часто играют в настольные игры. Миша и Саша преуспели в игре на запоминание карточек

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Миша обрабатывает деревянные изделия маслом. Это его любимое занятие

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

При входе в здание сразу видно маленькую комнату мастерской

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Топленую медовую вощину заливают в формы для свечей

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Саша — самый улыбчивый сотрудник мастерской, ему нравится шлифовать фигурки

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Павел заготавливает медовую вощину для свечей

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Кирилл за работой

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Артем и ребята на рабочем месте

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Наталья шлифует и собирает статуэтки под названием «Семья медведей»

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Витя подготавливает фитиль, прежде чем перелить воск в форму

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0

Всю нарезанную вощину Артем уносит на стол в комнату, там ее будут скручивать в свечи и раскладывать по коробкам

Фото: Алина Скитович для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: