Наташа с хутора Мятяс. Часть 7

Фото: Дарья Асланян для ТД; иллюстрация: Алиса Ястребова

Наталья Антонова из карельского села Ведлозеро продолжает вести для нас дневник. Впереди у нее много работы — скоро древний праздник Кегри, переход от теплого к холодному времени года. В связи с этим Наталья отправляется топить печки и заготавливать мясо, попутно рассуждая о карельских традициях, которые, возможно, сделали бы нашу жизнь здоровее и лучше

Сегодня мне надо подготовить небольшую познавательную программу для завтрашних гостей. Буду устраивать Kegri (праздник урожая) — традиционно он связан с завершением аграрного цикла и с переходом к холодам. Кегри приносит клубок — вертлявый моток. В Кегри бабы лезут на печку. В Кегри мясным угощают, к зиме готовятся. У меня есть мешок овечьей шерсти — пусть гости ее чешут. А я буду печки топить и жаркое готовить.

Я этническая карелка, к тому же получила образование и работала в сфере карельского языка и культуры. Поэтому постоянно рефлексирую: что из старого осталось во мне, какова моя идентичность и как мое происхождение может помочь оставаться в гармонии с собой? Что я могу предложить современникам?

В мировоззрении карелов переплетено много христианского и языческого. Как у любых коренных народов, у нас особые отношения с природой — водой, лесом, землей. Мы здесь не навсегда, и мы не хозяева: надо попросить разрешения пользоваться всем этим и поблагодарить. Приходя в лес, я прошу у Хозяина леса разрешения набрать ягод и грибов, а вечером благодарю и оставляю ему что-нибудь съестное. Если в баню иду поздно, то интуитивно чувствую, что надо попросить прощения у Хозяина воды за то, что потревожила его. Подступая к берегу, тихонько скажу: «Vien ižändäine, vien emändäine, prostikkua, uvvessah myöhä kylyh lähtin. Andakkua valdu kezoidu kylbiä da tervehytty suaha («Хозяин воды, Хозяйка воды, простите, снова в баню поздно пошла. Дайте мне воли искупаться и оздоровиться»). И в бане веник на лавке оставлю, и воды в котле, и пару. Для Хозяина бани.

Наташа на озере у бани
Фото: Дарья Асланян для ТД

Наши традиции предполагают экономичность, эргономичность и сбережение экологии. Не к этому ли сейчас стремится цивилизованное человечество? Мы обросли некачественными товарами, излишне потребляем, чрезмерно едим и не можем справиться с мусорными свалками. Кстати, в карельской кухне много диетических блюд и она не предполагает смешивания большого количества ингредиентов. Например, я очень люблю геркулесовый кисель (kagrukiiseli) и суп из сушеной рыбы (maimukeitto). Но современные дети все это уже заменили куриными наггетсами.

Как-то в Радоницу я была на кладбище и ужаснулась свалке искусственных цветов. Придя домой, запустила в местном паблике флешмоб: предложила заменить пластмассовые токсичные цветы, которые потом гниют на помойках, еловыми и можжевеловыми веточками. Сама я так делаю давно. Меня поддержали только два человека. Остальные, видимо, забыли поминальную традицию использования хвои. Раньше карелы именно так и поступали: ходили на кладбище с парой веточек ели, обводили ими могилу по часовой стрелке, давая понять покойному, что пришли его помянуть. Тут и оставят веточки, до следующего раза.

Кстати, о хвое. В моем родном карельском языке, где содержатся ответы почти на все жизненные вопросы, есть и такая мудрость (прямо сейчас я с ней живу): «Emmo huoli hut`akkoloi, kaikenmoizii bal`bakkoloi. Meil sentäh kai havut syömizenny ollah» («Нам нипочем всякие болтуны и пустоголовы. Нам, однако, своя хвоя для еды годна»). Под «своей хвоей» имеется в виду собственное мнение, которое важнее того, что тебе навязывают.

Я часто думаю, что народные представления о жизни и традиционное отношение к труду могли бы в целом изменить нашу жизнь и общение к лучшему. Мы стали более избалованными, более ленивыми и требовательными. А иногда мне вообще кажется, что человечество само себя истребляет. Может быть, для того, чтобы снова все началось?

Mätäs, Ведлозеро

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Популярное на сайте

Фото: Дарья Асланян для ТД; иллюстрация: Алиса Ястребова
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: