Наташа с хутора Мятяс. Часть 8

Фото: Дарья Асланян для ТД; иллюстрация: Алиса Ястребова

Кроме общественной и домашней работы, Наталья Антонова из села Ведлозеро еще умудряется каким-то образом выпускать и печатать сельскую газету. Правда, это происходит всего несколько раз в год, но односельчане с интересом читают и ждут новые выпуски. А вот уговорить их стать героями газеты чрезвычайно трудно

Скоро мне предстоит выпускать осенний номер нашей сельской газеты «Ведлозерские окна». Мы ее делаем втроем: я (главред), ответственный секретарь и верстальщик. Пишем в газету тоже мы сами и просим писать жителей поселения. К слову, газета наша не зарегистрирована, тираж всего три сотни экземпляров, зато это единственное периодическое издание в нашей округе. Читают все.

До 2021 года газету выпускала моя подруга Надя. А потом она умерла, и я решила продолжить. Тем более пока я живу здесь, в селе, пороха в пороховницах для журналистской и общественной работы у меня хватает. Вот на днях подходит ко мне женщина у магазина. «Вы Наташа Антонова?» — «Я». — «Ваша ведь газета?» — «Не моя, наша». — «Напишите о том, что кочегары увольняются, им зарплату понизили, ничем не снабжают. Зима впереди, кто многоквартирные дома топить будет?» Снабжение у кочегаров слабое, но не лучшее оно и у пожарных, и у социальных работников, почтальонов. Одну дыру залатаешь, десять откроется.

Многие сельчане отчаянно верят в то, что если «пропечатать в газете», то о проблеме действительно узнают в верхах и решат ее. Что я знаю наверняка: печатному слову в народе верят больше, чем электронному, — привычка еще с прежних времен. Газету на селе очень уважают: видят в ней ценность и средство связи с внешним миром. Для многих просто полистать, пошуршать газетной бумагой, начать читать с последней страницы, попивая при этом чаек, рассмотреть черно-белые фотографии типографского качества доставляет удовольствие. Не говоря уже о том, что бабушки и дедушки в глухих маленьких деревеньках не пользуются современными медийными средствами и ждут «Ведлозерские окна» не меньше, чем пенсию. Это для них прямо событие. Многие мне рассказывали, что растапливают печи старыми номерами и зависают над уже прочитанными статейками, а потом вспоминают, что труба-то в печи открыта, надо поторапливаться, тепло сберечь. Моя подруга бабушка Аня (93 года) недавно поделилась: «Наткнулась на интересную заметку. Нет, думаю, не буду жечь, отложу, еще раз прочитаю. Есть-таки другой бумаги в доме».

Кстати, электронный вариант нашей газеты мы размещаем на сайте vedlozero.ru. Оказывается, удаленно ее читает даже больше народу, чем в печатном виде. Видимо, это те, кто уже не живет в наших краях, переехал в другой город или за границу.

Несмотря на высокий спрос, выпускать «Ведлозерские окна» отнюдь не просто. Люди хотят читать о людях, о земляках и соседях, но с трудом соглашаются стать героями заметок и статей, не говоря уж о личном авторстве. Мы стараемся к подготовке каждого номера привлекать новых авторов из своих, местных. Готовы записать под диктовку или даже с аудиосообщения — лишь бы добыть информационный повод или новое имя. Но сельчане тушуются, стесняются, пугаются, очень часто отказывают, многие не считают свою жизнь или свои новости достойными освещения. «Ой, да вот у той огород ухоженнее и цветов больше — про нее пишите!», «Да вот тот грамотный, идите к нему!», «Ой, не надо писать, что я сказала: у меня невестка в мэрии работает!» и так далее.

Семья Притупов читает газету «Ведлозерские окна»
Фото: Дарья Асланян для ТД

Одним словом, каждый новый выпуск лично для меня — это преодоление. Часто мне кажется, что желаемое я выдаю за действительное: активности мало. Авторов мало, ресурсы только общественные, газета выходит всего несколько раз в год, поэтому новостная повестка теряется. Но когда я получаю наш увесистый тираж, вдыхаю запах типографской краски, спешу пролистать и оценить со стороны труд редакции, настроения прибавляется. Сажусь за руль и газую до местных магазинов, чтобы оставить там газету для распространения. В магазинах стоят коробочки, туда покупатели кладут пожертвования. Рекомендованное — 50 рублей, но кто-то оставляет и больше. Вырученных средств на печать следующего номера, конечно, не хватает, тогда я делаю клич по местным чатам, и люди скидываются.

Иногда люди и сами предлагают помощь. Например, я всегда держу газету на журнальном столике в своем гостевом доме. Постояльцы интересуются, спрашивают: «Наталья, так это вы главный редактор? Вы, что ли, делаете?» Отвечаю: «Мы с населением». Один гость профинансировал печать целого номера, второй перечислил ровно половину средств. Моей радости в таких случаях нет предела.

В новый номер газеты мы соберем летние новости. Их не так много, в основном сюжеты о тех, кто приезжал в родовые места. Многим интересно, где теперь живут наши земляки, чего они добились, как выглядят, что делают с домами предков. Я уже написала статью о «наших из Казахстана»: казахско-карельская семья приезжала в Ведлозеро навестить могилу тетушки и установить на ней памятник. Молодая девушка из этой семьи содержит большое модельное агентство в Баку. И вот вдруг внезапно она почувствовала необходимость побывать на карельской земле (в ее жилах четверть карельской крови). Все дни, что она была тут, она проплакала и сама не могла объяснить почему. «Я чувствую этот запах, я все время нюхаю этот воздух, как будто заполняю пустоту», — делилась она.

Активистка из деревни Койвусельга Кристина пишет в новый номер о том, как население маленького лесного поселка само ремонтирует ветхое помещение для клуба, чтобы было где встречаться. Вообще, наличие домов культуры, или клубов, — тема частая. Активист из деревни Кинелахта Михаил прислал заметку о новой дороге, ведущей в их деревню (что-что, а дороги в Карелии теперь строят активно), о том, что у них теперь пять дней в неделю будет работать фельдшер, что местный предприниматель облагородил пляж и установил беседку. А я буду искать тех, кто готов поделиться опытом сезонного зарабатывания на ягодах. Есть очень колоритные персонажи, которые каждый божий день ходят по лесу, но чувствую — не получится уломать их на сюжет…

Не знаю, сколько времени наша маленькая общественная редакция еще будет издавать «Ведлозерские окна». Но газета совершенно точно меня мотивирует: на творчество, на развитие, на заботу, на отстаивание позиции. Пусть это будет небольшим вкладом в нашу сегодняшнюю жизнь. Ведь кто-то должен.

Mätäs, Ведлозеро

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Популярное на сайте

Фото: Дарья Асланян для ТД; иллюстрация: Алиса Ястребова
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: