Салон спасительной красоты
Представьте, что на большой семейный праздник прибыл выездной бьюти-салон. Гостям делают прически, маникюр и макияж. Еще все пьют чай с пирожными, делают бомбочки для ванны и слушают музыку. Именно так проходит День заботы о себе в Детском хосписе «Дом с маяком». Корреспондент «Таких дел» побывала на празднике и поговорила с мастерами красоты о психологических тонкостях работы, а с родителями пациентов — о необходимости происходящего
Центр дневного пребывания «Дома с маяком» «Северная бухта» расположен в обычном жилом доме, рядом с ателье. Стены в помещении нежно-голубые — цвета морской волны. В воздухе стоит аромат печенья и кофе. Повсюду игрушки, даже с прибора, который некогда был стойкой для капельницы, свешиваются сиреневые и желтые совы. На двух длинных столах воспитатель расставляет все необходимое для мастер-классов, которые пройдут одновременно с салоном красоты. Запланирован и концерт. Позади столов кроватки — на случай, если дети устанут и захотят прилечь.
День заботы о себе проходит в двух дневных центрах «Дома с маяком»: в «Центральной бухте» — раз в полтора месяца, в «Северной» — раз в три. «Северной бухтой» руководит высокая стройная девушка в сером свитере — Агния Коваленко. У нее быстрый шаг и уверенные движения. Сегодня с 12 до 18 часов она будет капитаном — распорядителем праздника.
Когда-то после школы Агния хотела поступать на журналиста или искусствоведа, увлекалась кино, но выбрала социальную сферу. Возможно, потому, что ее родные работали в детском доме-интернате в Ставропольском крае. Она и сама потом трудилась в школе для детей с аутизмом, а три года назад пришла в «Дом с маяком». Два года была педагогом-психологом выездной службы, а потом возглавила дневной центр. С тех пор организация Дня заботы о себе лежит на ней.
«Подготовка длится несколько месяцев, — говорит Агния. — Перед днем икс мы устраиваем беседу, которая позволяет настроить волонтеров из салонов красоты морально и психологически. Мы рассказываем о наших гостях, об особенностях их здоровья, об этике общения. Не каждый [мастер красоты] работал в такой среде, поэтому мы на протяжении праздника их сопровождаем».
Мероприятие анонсируют в канале центра за месяц, чтобы родители успели освободить себе время и заранее записаться на процедуры. «На праздник семьи приезжают в полном составе: родители, бабушки, сиблинги, в каждой от двух до шести человек», — поясняет Агния. Сегодня ожидается чуть ли не 100 человек: 20 семей, не считая бьюти-специалистов и организаторов мастер-классов.
Тем временем склянки бьют полдень (в центре все напоминает о море и кораблях). Дверь с надписью «Малая палуба», ведущая во второй зал, распахивается. Сияют многочисленные зеркала.
«Малая палуба»: поднять паруса
У кресел — семеро парикмахеров. За столиками с ультрафиолетовыми лампами — четыре мастера маникюра. В сторонке разводит краску бровист. Визажист уже наносит румяна на скулы подошедшей женщине. Кстати, в компании мастеров-женщин сегодня впервые оказался барбер Элмин. К нему сразу приводят стричься маленького Нуруллаха. Пока барбер стрижет мальчика, тот поглядывает в сторону мамы (ей в это время делает укладку симпатичный мастер Мария) и сестренки Хазины — она вьется тут же, ожидая своей очереди: Мария обещала накрутить локоны и ей. Все вокруг восхищаются новой стрижкой Нуруллаха, у него от смущения краснеют уши.
Марию в хосписе знают с 2024 года. Про День заботы о себе она прочла в публикации одного блогера — откликнулась, заполнила анкету.
— В первый раз ехать было страшновато, — вспоминает Мария, выпрямляя девочке волосы плойкой. — Было много вопросов. Главный — о чем разговаривать [с посетителями хосписа] и о чем молчать? Решила присматриваться к коллегам и действовать интуитивно.
— Порой мастер думает: «Раз мама молчит, она грустит». Это не так. Пусть мастера не боятся тишины, — вторит ей Агния.
— А был случай, когда я за всю стрижку в хосписе не сказала ни слова, — продолжает Мария. — Маме так хотелось выговориться, что я просто стояла позади и слушала. Вообще, женщины в кресле у парикмахера обычно спрашивают советов по уходу. Еще мамам хочется поделиться новостями. Когда одну красят, а другую завивают, они между собой обсуждают отпуск, дома отдыха… Нам и говорить не нужно.
Два Влада
В прихожей то и дело раздаются звонки. Новоприбывшим семьям открывает волонтер Влад Якунин: помогает закатить электроколяску с ребенком, снять с мамы пальто. Раньше Влад с волонтерством связан не был, он работает директором в сотовой компании, но его позвала по дружбе Агния, и теперь он по собственной инициативе встречает гостей. Заодно и мусором занимается.
«В “Северной бухте” заболели уборщицы, некому было помочь. Так что я взял выходной и меняю мусорные мешки, — смеясь, объясняет Влад. Тут же к нему подлетает Агния, журит за то, что мусорка переполнена. Влад потирает лоб. — Видите, не всегда с этим справляюсь».
За длинными столами дети мастерят бомбочки для ванн, иллюстрируют самодельные книги. У кофемашины лихо разъезжает юноша на электроколяске. Это еще один Влад, 19-летний пациент хосписа из программы для молодых взрослых. Вообще-то он окончил колледж по специальности «оператор информационных систем», но сегодня он бариста: я вижу, как виртуозно он управляется с капучинатором.
— Изучаю кофе вот уже шесть лет, — объясняет мне Влад, взбивая молоко и не без труда переливая его в тяжелый кувшин. — Исследую обжарку, зерна, кислотность.
— Сынок, сделай кофе, — улыбаясь, просит Влада светловолосая женщина. — Как самому близкому родственнику. По материнской линии.
Это мама Влада, но она сегодня отдыхает: юноше помогает ассистент. Он деликатно сидит поодаль, готовый, если понадобится, прийти на помощь. Но кофе — это хобби Влада, тут и помощь не нужна.
«Мамы могут быть колючие»
Некоторые мастера красоты перед первым выездом в хоспис сомневались: нужны ли вообще их услуги в таком своеобразном месте?
«Когда меня позвали, я подумала: “А мы-то здесь при чем?” Это же неуместно: мы такие приезжаем — “Давайте красоту вам наведем!” — рассказывает имиджмейкер Светлана Митюнина. С 2010 года она ездит вместе с шоурумом и салоном красоты как бьюти-волонтер от фонда “Вера” в Первый московский хоспис имени Веры Миллионщиковой. — Мы просто не знали, что приезжать и создавать красоту — важно».
«Кому-то со стороны может показаться, что мамам в таком положении это не нужно, — замечает визажист-бровист Диана, волонтер “Дома с маяком”. — Но это не так. Многие просто вынуждены о себе забыть, голова забита другими вещами».
«Важно создать красоту оперативно, ведь у мам мало времени, они не могут оставить ребенка надолго, — резюмирует Маргарита Бурнышева, визажист-бровист, которая ездит в хосписы Петербурга и Ленинградской области. — Может быть, поэтому спросом у мам чаще пользуются долгоиграющие услуги — например, окраска и татуаж бровей».
Однако мастерам нужно быть готовыми к тому, что доверие появится не сразу.
«Приехав, мы некоторое время сидели и ждали: клиентки не шли к нам, — вспоминает организатор дней заботы в токсовском хосписе Юлия Савина. — Заглянут и выйдут. Боятся. Настроены скептически. А потом одна мама решилась. За ней потянулись остальные. Доверились… Мамы поначалу могут быть колючие. Работаешь потихонечку, без резких движений, соблюдая дистанцию. И в какой-то момент женщина начинает вспоминать, что она женщина, что молода и красива».
«Для мам такой день — это спокойствие, умиротворение, передышка, — добавляет Агния Коваленко. — Момент, когда они могут побыть не только мамами детей с тяжелым диагнозом. Они записываются почти ко всем мастерам».
Организация дней красоты помогает близким больше доверять персоналу и волонтерам хосписа, считает медицинский психолог Татьяна Парфенова.
«Родные часто удручены перед поездкой в хоспис, у них много тревог и вопросов. А тут они видят: их дорогой человек помыт, его волосы уложены, ноготочки обработаны. И думают: “Ну надо же, какая забота и любовь”. Спокойнее в этот момент становятся. “Если уж до таких мелочей у сотрудников и волонтеров доходят руки, то можем не волноваться и за все другое”».
«Деток не всегда есть на кого оставить, а здесь все предусмотрено, — говорит мне Елена, мама 20-летней пациентки хосписа Даши. Они с ней уже четыре раза бывали на таких днях. — Обычно у меня много дел, сходить в салон я откладываю. А с этим салоном не так. Как только открывается запись, откладываю все остальное… Глядишь на других женщин, которых уже привели в порядок, и понимаешь, что ты следующая! А как накрасят, выскочишь на улицу, бежишь в булочную — проверить, смотрят ли люди, обращают ли внимание. И бегом назад. Домой не уходишь: с другими мамами попьешь чаю, душу отведешь».
«В конце дня, бывает, чья-нибудь мама восклицает: “Ой, ну я теперь хочу в кафе вечером пойти! Или лучше в ресторан”, — смеется Агния. — Действительно, мамы стараются провести вечер особенно».
Папин маникюр
Папы в хосписах — редкость и ценность. Вот Игорь Чугунов катит на инвалидной коляске 15-летнюю Катюшу. Доехав до мастера, осторожно поднимает дочку — сидеть самостоятельно она, в силу врожденной мышечной дистрофии и сколиоза четвертой степени, не может. Пока Катю стригут, Игорь крепко держит ее на руках. Выездной салон для них — событие уникальное.
«Нигде, кроме как на днях красоты, постричь дочь мы не можем. В обычных парикмахерских доступная среда часто отсутствует: нет пандусов или места для коляски. К тому же Катино состояние непривычно для парикмахеров. Так что это единственный шанс навести красоту», — объясняет Игорь.
На дни красоты они приезжают уже в третий раз и всей семьей. Игорь указывает на жену, которой в это время покрывают ногти гель-лаком. Волосы ей уже уложили, она при полном макияже и светится от удовольствия.
«Однажды и мне процедуру сделали, — смеется Игорь. — Я ждал, пока дочка поспит, а жена окончит косметические процедуры, тут ко мне подошел мастер и говорит: “Давайте сделаем вам маникюр?” Я насторожился, а потом решил попробовать. Первый раз в жизни, представьте».
Стрижка окончена, Катя довольно смотрит на себя в зеркало. Игорь бережно переносит ее на коляску и везет в палату-каюту передохнуть.
В другом зале я встречаю еще одного папу. Павел ни на секунду не отходит от двухлетнего сына Гриши. Он воспитывает его один. Гриша лежит в инвалидной детской коляске и трогает ладонями парящих над ним игрушечных сов.
Сын Павла родился в феврале 2023 года и восемь месяцев провел в больнице. Врач предложила установить паллиативный статус. В это время семья распалась, но Павел продолжил бороться за жизнь сына. Помог ему «Дом с маяком». Постепенно Гриша стал развиваться: раньше питался через гастростому, сейчас — уже сам. Научился держать голову и ползать.
Павел приезжает в «Дом с маяком» не только постричь сына, но и побыть с людьми. Возможность выйти из дома и пообщаться с теми, кто проживает похожие будни, бесценна.
«Один папа, когда мы выщипывали брови его 14-летней дочурке, пытался свою девочку смешить, — рассказывает Юлия Савина. — У нее ДЦП — сохранный интеллект, но она не говорит. Так он предложил себе вместе с ней брови выщипать. Оба терпели и улыбались».
Ресницы для бабушки
На днях красоты бывают и бабушки. Для них это отдельное испытание. Елена, мама 20-летней Даши, рассказывает, как они впервые взяли с собой в хоспис приехавшую к ним погостить бабушку и как та сперва боялась.
«Когда ехали в хоспис, она все время закрывала глаза и просила: “Господи, только бы не испугаться”, — вспоминает Елена. — Не знала, что там увидит. Боялась не выдержать. Но, попав внутрь, изумилась. Поняла, что это не про заброшенные здания и уколы. Сказала, что теперь знает, почему мы едем в хоспис отдыхать. А еще нашу бабушку постригли, уложили, сделали ей брови и макияж! Она себя не узнала. Уезжая обратно в Севастополь, сказала: “В поезде ложиться спать не буду (а он, на минуточку, 38 часов идет), поеду сидя. Чтобы дед на перроне встретил меня такой”. Дед и правда был в шоке: “Ну ба! Приехала будто после церемонии у королевы”».
«Однажды мы пригласили мастера по наращиванию ресниц, — рассказывает Агния. — Но оказалось, что наращивать никто не хочет. Принялись уговаривать бабушку одного пациента. Через час она согласилась. У бабушки получились огромные прекрасные ресницы. Нам казалось, что она на них улетит! И она была нам благодарна, потому что сделала это впервые в жизни».
«Батюшка подумает, что я с ума сошла»
Светлана Митюнина руководит не только парикмахерским салоном, но и шоурумом и с 2010 года приезжает на дни красоты в Первый московский хоспис. В хосписе ее сотрудники красят клиенток, а потом наряжают и устраивают фотосессии.
«Мы подбирали каждой пациентке образ. Одна женщина напомнила нам Коко Шанель. Она была реальная Коко! И мы решили эффект усилить. Надели ей жемчуга, добавили шляпку. И для кадра попросили закурить. Она такая вдруг говорит: “Легко! Я раньше курила”. Делает затяжку, пускает дым и смеется: “Ох, сейчас батюшка войдет, подумает, я с ума сошла!”»
Сегодня в «Доме с маяком» тоже снуют фотографы — ловят в кадр подкрашенные реснички, завитые пряди и ногти с узорчатым рисунком.
Некоторые эксперты считают, что «тяжелобольные люди стесняются изменений во внешности и почти никогда не фотографируются». Медицинский психолог Татьяна Парфенова с этим категорически не согласна:
«Пациенты, конечно, отслеживают изменения во внешнем состоянии на разных этапах болезни, это влияет на их самочувствие, самооценку и восприятие жизни. Многие замыкаются, не хотят, чтобы их наблюдали беспомощными. Практически все восклицают: “Ой, вы меня до болезни не видели!”»
Бьюти-дни, уверена психолог, действуют целительно: «Дни красоты, особенно с фотосессией, — это почти психотерапия. Фотография позволяет человеку принять себя в настоящем. Да, я изменился, но по-прежнему прекрасен. Болезнь не поглотила меня, и даже в ней я могу ощущать себя собой. Когда есть возможность сделать человека красивым, да еще и запечатлеть это, а потом показать другим, его настроение улучшается».
А еще выездные салоны красоты влияют и на взаимоотношения пациента с близкими.
«Дни красоты с фотосессией ценятся членами семьи пациента, — уверяет Татьяна Парфенова. — Фотография ведь остается на память. Одна пожилая пациентка Самарского хосписа каждый раз, когда ждала сына, спрашивала: “Как я выгляжу?”, “Что у меня на голове?” Спохватывалась: “Ой, мне бы причесаться!”, “Вот эту маечку надеть бы”. Она хотела предстать перед сыном красивой. Заботилась, какой останется в его памяти».
По мнению Татьяны, дни красоты играют не менее важную роль, чем другие виды паллиативной помощи, традиционной и новой, физической и психологической. Среди них кулинарные мастер-классы, обучение езде на самокатах, мотоциклах и сегвеях, сенсорные уроки, арт-терапия, сказкотерапия и зоотерапия. Многое из этого практикуется и в «Доме с маяком».
«Возьми меня за руку и тяни»
В концертном зале идет представление: выступает тромбонист Евгений Артемьев с международным клубом «Ротари», но в зале в основном папы и дети. Мамы остаются «на палубе». Похорошевшие, уложенные, подкрашенные, с чашками кофе в руках беседуют о своем. Смеются.
Впрочем, работа некоторых мастеров еще продолжается. Татьяна Золотухина сегодня не только мама одного из пациентов, но и парикмахер. На дни красоты она приходит волонтером. К ней приносят стричься мальчика Ярослава — мама держит его на руках. Он тяжелый, вдвоем не управиться. Я оказываюсь рядом, меня просят подсобить.
Татьяна показывает, как именно держать голову и шею Ярика, пока она сбривает лишнее машинкой. Голова мальчика тяжелая и горячая. На запястья Татьяны густо сыплются мелкие темные волосы. Мальчику тяжело дышать (сбилась на шее гастростома), и он пытается перевернуться. Мама гладит его и аккуратно поворачивает голову набок. Мастер пододвигается ближе и шепчет: «Потерпи, маленький, чуть-чуть осталось».
В непонятной ситуации важно не молчать, а спрашивать.
«Я причесывала девочку, и она вздрагивала каждый раз, — вспоминает парикмахер Мария. — Я испугалась: “Прости, прости”. Думала, ей больно. Потом мне объяснили, что она себя так ведет всегда. Стали работать дальше».
«Будьте собой. Будьте расслаблены. Мы рядом», — постоянно напоминает Агния мастерам.
20-летняя Даша, которой делали маникюр перед выпускным из колледжа, рассказывает: «Я, например, не могу на маникюре руку положить. Прошу мастера: “Возьми меня за руку и тяни. Тяни-тяни, не бойся, не упаду. Мне не больно. Просто я сама не могу ее вытянуть”».
Так возникает контакт.
«Несмотря на все инструкции и памятки, все равно сначала теряешься, — объясняет Светлана Митюнина. — В самый первый раз мы красили и фотографировали пациентку, похожую на Коко Шанель. Придя во второй раз, я спросила: “Как наша Коко?” Сотрудница мягко ответила: “Светлана, здесь, пожалуйста, не задавайте таких вопросов”».
«Почему я возвращаюсь?»
Сегодня в «Доме с маяком» мастеров много — быстро управились. Агния в первый раз за день присаживается.
«В конце каждого Дня красоты меня можно найти у медицинского шкафа, — улыбается она. — Начинает дергаться глаз».
То, что такой праздник в «Доме с маяком» удалось сделать регулярным, — большое достижение. Вроде бы они проходят не только в Москве, но и в разных городах России (Пермь, Самара, Уфа, Казань, Петербург и Ленинградская область), но, как считает медицинский психолог Татьяна Парфенова, в большинстве хосписов «дни красоты — это громко сказано»: чаще всего мастера приезжают туда раз в год, 8 марта.
Да и не все волонтеры могут сделать постоянные поездки частью своей жизни.
«Самое сложное после первой поездки в хоспис — просто выйти, сесть в машину и сидеть, — признается визажист-бровист Маргарита Бурнышева. — Не каждый поедет в хоспис снова. Лично мне помогла [справиться с этим ощущением] вторая поездка туда».
«Нужно понимать, что оказываешь услугу, — добавляет парикмахер Мария. — Если наворачиваются слезы, приезжать не надо. Никто не должен этого видеть. Это какое-то твое личное “тяжело”».
«Если не уверен, что морально готов, не нужно себя изнурять, — соглашается визажист Диана. — Стоит вернуться позже. Возможно, состояние поменяется, появится внутренний запал».
«Если волонтер не возвращается, это нормально, — кивает Агния. — Волонтерская работа сложная. Она не только про отдачу, но и про границы. Бывает, мастер чувствует, что не готов повторить опыт, и достаточно честно нам об этом сказать. Мы благодарны за каждый визит. Если человеку хочется поддержать нас, но он не может приезжать лично, будем рады другой поддержке. Например, если мастер одолжит свои инструменты или расскажет [о днях красоты] коллегам. И кто-то из них откликнется».
«Я возвращаюсь, потому что многое получаю взамен. Смотрю на мам и думаю: “Откуда в них столько энергии и сил?” Радуюсь, когда зовут снова. Ухожу с легкостью и зарядом, — воодушевленно рассказывает парикмахер Мария. Однажды в День заботы о себе она взяла в хоспис свою 10-летнюю дочь. Та просидела весь день, наблюдала. Для нее это тоже был важный опыт. — Как еще я могу показать [дочери], что нужно помогать, если не своим личным примером?»
«Когда зовут волонтерить, я сяду и поеду. Главное, чтобы бензин в машине был, — признается визажист-бровист Маргарита. — Дни красоты в хосписе отрывают меня от обыденности и погружают в ситуацию, из которой я выхожу другим человеком. Это моя ледяная ванна. Уезжая, говорю: “Спасибо за этот день”».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам