Неволшебник Изумрудного города

Фото: Дарья Асланян для ТД

Эта история началась с письма. Прислал нам его воспитатель центра для особенных детей Никита Бабкин. Ради своей дочери он создал приложение, выручающее из беды людей, которые не в состоянии о себе рассказать

Никита живет в Казани. Работает в районе, который в народе называют «Изумрудный город». Каждое буднее утро он приезжает сюда с Варей. Выходит из машины и, взяв дочку за руку, ведет ее на занятия. То, что Варя идет не сопротивляясь, — большое достижение. Потому что у девочки аутизм — включаться в этот мир она не планировала. Но папа Никита ее включил, а потом стал включать и других детей с ментальными нарушениями.

Все это Никита делает днем, а ночью корпит над доработкой приложения для особенных людей. И рисует планы городка будущего. Он нужен, чтобы через много лет, когда папы и мамы на этой земле не будет, Варю не забрали в ПНИ.

«Фантастика? — показывает мне ссылки Никита. — Скорее футуристика. Мир развивается очень быстро, и подобные проекты в других странах уже есть. И у нас когда-то они будут. После Америки я понял, что смогу все».

Никита Бабкин
Фото: Дарья Асланян для ТД

Мистер Бабкин

С Америкой история вышла во всех смыслах кинематографическая. Никите шел 26-й год. Он жил в Казани. Работал в аэропорту представителем авиакомпании Flydubai. А в свободное время играл в компьютерные игры. Любимая была про вампиров. Действие там происходит на улицах Лос-Анджелеса. Ночной, залитый огнями Голливуд — пальмы, океан людей и впечатлений. Все это манило и завораживало — Никите хотелось быть там, на другом краю земли. Касаться подошвами этих улиц, дышать незнакомым воздухом и проживать свою единственную жизнь как квест. А каким уж он будет, романтическим роуд-муви или стратегией, не так уж и важно.

Когда жажда приключений стала невыносимой, Никита как представитель авиакомпании получил визу и улетел в Америку.

Через два дня мистер Бабкин уже лежал в дешевом мотеле с видом на «Аллею звезд», вытирал пот с горячего лба и думал, что он идиот.

Никита Бабкин
Фото: Дарья Асланян для ТД

Спать с бьющими в окна огнями было совершенно невозможно, и жить на «Аллее звезд» невозможно тоже — плюс совершенно непонятный американский английский, плюс элементарный бытовой кретинизм. На другом конце планеты все оказалось по-другому. Настолько по-другому, что выходов было только два. Или разворачиваться и возвращаться домой, а там у него уже ничего и даже машина продана. Или вот прям сейчас забывать, что с тобой было до, и начинать жизнь с нуля, а именно: искать работу.

К рассвету на местной доске объявлений Никита нашел подходящее. В восемь он позвонил хозяину. В девять, продемонстрировав спортивный мышечный каркас, получил работу грузчиком. Да, не красная дорожка, но уже и не палатка бездомного. Никита работал много и ответственно и спустя пару месяцев стал в фирме старшим. Ему подняли зарплату до четырех тысяч долларов. Он нашел себе жилье и друзей, получил права и строил планы.

Как вдруг влюбился. И не в американку, а в русскую девушку из Казани. Они были шапочно знакомы. И когда Никита уехал, Юля ему написала простой вопрос: как там, на другом конце планеты, складывается его жизнь? Он ответил, она снова что-то спросила, потом пошли видеовстречи, потом пришло чувство, что друг без друга им уже будто бы и нельзя. Никита звал Юлю к себе, но ей визу не дали. Тогда приехал он — на второй день сделал предложение, через три месяца они поженились. А потом родилась Варя. И началась еще одна новая жизнь.

Никита Бабкин
Фото: Дарья Асланян для ТД

Перспектив нет

Началась не сразу, с оттяжкой в несколько месяцев — Варя перестала спать. И постоянно плакала — отчего? Ни Юля, ни Никита не знали. И в тех десятках больших и малых медицинских кабинетов, которые прошли за год Бабкины, тоже не знали. Врачи качали головой и говорили: потерпите, авось перерастет…

У Никиты терпение как у слона. В аэропорту в переговорах с проблемными пассажирами он этот навык прокачал до божественной степени. Но когда ты полночи возишь дочь по городу потому только, что в машине, в движении, Варя спит, даже слоновье терпение иссякает.

Надо было что-то решать. И они решали, решали, решали. В полтора года Варе наконец провели полное обследование и поняли, что у девочки расстройство аутистического спектра (РАС). Форма тяжелая, перспектив вписать Варю в социум нет. Такие дела. Живите с ними как хотите.

Никита с дочерью Варей. Как бывший спортсмен Никита уделяет много внимания физическому развитию детей с ментальными особенностями. Варя показывает упражнение, которое помогает детям с РАС научиться переодеваться
Фото: Дарья Асланян для ТД

Рождение няня

Как хотелось, уже жить никто не мог: накопились усталость и раздражение, сталкивались характеры. А потом Никита сел в долговую яму. Они с женой развелись, но разойтись не могли — держали прежние чувства и Варя. Ее некому было доверить, отдать, передать. Педагоги, которые с ней занимались, сдавались: Варя на них не реагировала. Юля и Никита решили, что надо сделать что-то для Вари самим. Изучить проблему изнутри и идти от возможностей ребенка — так Юля, которая раньше работала репетитором, выучилась на логопеда и дефектолога. И открыла свой детский центр. Никите же, спортсмену и каратисту, она предложила стать в центре тренером по адаптивной физкультуре и сенсорной интеграции. Бабкин уволился из аэропорта и сел за учебники.

«Заплатил за обучение кучу денег! За современное, прогрессивное, идущее от желаний ребенка. Прошел несколько курсов. Но с Варей это не работало, потому что у нее было только одно желание — чтобы ее оставили в покое. Она сама не ела, не ходила на горшок, не раздевалась, не могла идти за руку, — вспоминает Никита. — Мы возили ее на реабилитации, искали новых педагогов и методики. А потом я подумал, что все это — ерунда. Нам нужен другой путь, и он простой. Садиться вместе с ней, рука в руке, и делать. Рекордное время поедания каши таким способом у нас составило полтора часа. Но мы победили — Варя стала есть. Потом постепенно, многократным упорным повторением, мы решили и другие проблемы. Да, она кричала и плакала, но я криков не боюсь — поэтому мы и победили».

Варя
Фото: Дарья Асланян для ТД
Никита причесывает Варю
Фото: Дарья Асланян для ТД
Варя
Фото: Дарья Асланян для ТД

Такие же маленькие победы есть и у других ребят, с которыми вот уже пять лет занимается воспитатель Никита. Рука в руке он лепит, рисует, печет блины, укладывает сосиски на пиццу, устраивает спартакиады и моет горшки. Читает сказки. И много с детьми разговаривает.

Разговаривать нужно — потому что при всей кажущейся отстраненности дети с РАС все считывают. И рано или поздно дают результаты. Да, не самые великие, но для родителей, которые в семь лет сняли с ребенка памперс или наконец усадили его рисовать, они воспринимаются как огромные.

К примеру, Варя со стороны уже кажется обычным ребенком. Улыбается, обнимается с папой, ходит с ним за руку и, когда его нет дома, очень его ждет.

«Эта работа дала мне понимание, что людей, которые не могут говорить, мы все-таки можем понять. Если не сами, то с помощью современных технологий. Понять и, если надо, спасти. Так, в первую очередь для своей дочки, я придумал Guardian Angel, личного ангела-хранителя».

Никита Бабкин
Фото: Дарья Асланян для ТД

Личный хранитель

Идею приложения подбросила жизнь. Однажды ночью Никиту что-то внутри будто бы толкнуло — он резко проснулся, вышел в коридор и поймал на пороге полуодетую Варю. Дочка собиралась уходить. Вскоре похожим образом, но уже днем ушел из дома один из воспитанников Никиты, мальчик с ментальными особенностями. Его, к счастью, нашли. А вот другой казанский мальчик домой не вернулся — ушел на реку и утонул.

Никита решил, что с этим нужно что-то делать, и создал QR-код, который можно пришить на одежду. В коде записана вся информация о Варе. Потом он решил, что куртку можно забыть или потерять, а значит, нужен NFC-браслет или кулон. К такому устройству можно приложить телефон — и у вас на экране появится что-то вроде «Меня зовут Варя Бабкина, мне семь лет. У меня аутизм. Вот контакты моих родителей, позвоните им, пожалуйста. Я не говорю, боюсь громких звуков и резких жестов… Аллергии на лекарства у меня нет».

Слева: Никита Бабкин дорабатывает приложение по ночам. Справа: Никита показывает, как работает приложение
Фото: Дарья Асланян для ТД

«Человек прочтет и свяжется с родителями. Это была моя первая идея, но я стал думать: а что делать, если Варя, допустим, бежала и упала, травмировалась? Как она может позвать на помощь? Или почему только она? Теряются же и люди с ментальными особенностями, и старики с деменцией. Поэтому надо придумать приложение, которое сможет помочь их найти, а также рассказать о состоянии их здоровья. Это приложение связывается с умными часами, — объясняет изобретатель Бабкин. — И я его уже почти написал».

Первое, что там есть, — трекер. Если ваш телефон будет соединен с этими часами, вы всегда будете знать, где находится человек, который эти часы носит. При выходе его за обозначенные границы на телефон мгновенно придет тревожный сигнал. Далее — к программе подключены датчики здоровья. Они расскажут о повышении давления, травме или, если человек с диабетом, о повышении сахара. В случае, к примеру, ДТП часы могут вызвать службу спасения. Так же в них есть функция SOS.

Никита Бабкин
Фото: Дарья Асланян для ТД

— Поставщиков браслетов и производителей часов я уже нашел, нашивки почти ничего не стоят, — рассказывает Никита. — И первую пробную партию браслетов и нашивок мы раздадим знакомым бесплатно. А дальше уже, после доработки приложения, можно будет продавать и браслеты, и часы. Я искал заинтересованных людей, но пока ответила только одна больница. Условия там для меня неинтересные: они хотели отдавать мне всего 20% от продаж. Поэтому буду пробовать сам — я столько ночей все это писал, высчитывал, придумывал….

— Но вы же не программист?

— Нет. У меня даже нет технического склада ума. Я филолог. Но дочке надо помочь, и это крутой стимул, чтобы меняться. Поэтому я выучился на курсах программирования, получил там базу, понял, как пишутся коды. А дальше мне помогала нейросеть — при правильно сформулированном запросе дорогая нейросеть может выполнять и такую работу. Я ее проверяю, если что-то где-то не так, исправляю. Это долго и кропотливо, поэтому двигаюсь я медленно, но двигаюсь. Пишу после работы с детьми, по ночам.

Никита с дочерью
Фото: Дарья Асланян для ТД

— Не боитесь, что идею украдут?

— Идея висит в воздухе — такое приложение нам очень давно нужно. И оно может постоянно развиваться. Версия, которую я дорабатываю сейчас, уже ориентирована и на онкобольных, эпилептиков, вообще можно включить параметры любого заболевания. Ангел-хранитель напомнит бабушке о приеме лекарства, и с ним даже можно поговорить — обсудить соседку или попросить найти любимую музыку. Для человека, особенно лежачего, это электронный друг. И помощник его родственников. Представьте: вы сидите на работе, а вам на телефон приходит сообщение, что у мамы поднялось давление и ей, к примеру, надо вызвать врача. По-моему, это неплохо?

Я соглашаюсь: да, неплохо. А Варя, которая крутит на полу фиолетовый обруч, что-то себе мурлычет. Папа Никита показывает мне свое приложение, а потом под руку ему попадаются ролики про Варю — вот ей три года, пять, семь. По видео заметно, как сильно девочка изменилась. На последнем ролике она с улыбкой лепит с папой поделку из пластилина. И, заметив выползшую из-под ладони кривую колбасу, смеется.

Варя
Фото: Дарья Асланян для ТД

«У нас в самом начале был показательный случай, из-за которого мы с женой, наверное, и решили все поменять. Мы нашли Варе педагога. И вот как-то она несет нам ежика из пластилина: “Вот, смотрите, какие у вашей дочери достижения”. Но я-то знаю, что Варя не любит пластилин. Она к нему даже боялась прикасаться и уж тем более не смогла бы такое слепить. И стало понятно: опираться мы можем только на себя. И только так и поможем Варе. А если поможем и еще кому-то — то на основе того, что сами и прошли. Так появился детский центр, приложение Guardian Angel. И может, со временем появится и футуристический городок? Я в себя верю».

Но пока городок в проекте, а вот приложение и браслеты уже есть.

Никита вышел со своими разработками на краудфандинговую платформу Planeta.ru. Из нужных для завершения разработки 100 тысяч рублей набрал всего 27. Однако от идеи не отказался — и первые браслеты раздадут родителям из их детского центра в конце декабря. Никита будет собирать отзывы и доводить до ума программу. А потом надеется выпустить своего ангела-хранителя в большой мир.

Помочь Никите в дальнейшей разработке программы Guardian Angel можно здесь.

Никита Бабкин
Фото: Дарья Асланян для ТД

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Популярное на сайте

Никита Бабкин

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита Бабкин

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита Бабкин

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита Бабкин

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита с дочерью Варей. Как бывший спортсмен Никита уделяет много внимания физическому развитию детей с ментальными особенностями. Варя показывает упражнение, которое помогает детям с РАС научиться переодеваться

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Варя

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита причесывает Варю

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Варя

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита Бабкин

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита Бабкин разрабатывает приложение по ночам

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита показывает, как работает приложение

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита Бабкин

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита с дочерью

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита с дочерью

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Варя

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0

Никита Бабкин

Фото: Дарья Асланян для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: