В Госдуме предложили запретить врачам скрывать от родителей беременность подростков
В Госдуму внесен законопроект, разрешающий родителям доступ к медицинской информации их детей-подростков, сообщает Ъ. Сейчас сведения о состоянии здоровья граждан РФ, которым исполнилось 15 лет, являются врачебной тайной.
Документ предоставляет родителям или законным представителям несовершеннолетних право на получение информации о состоянии их здоровья до достижения ими возраста 18 лет. Сами подростки по-прежнему смогут общаться с врачом без присутствия взрослых.
Инициатива подготовлена Самарской губернской думой и внесена во второй раз в мае 2018 года. Годом ранее правовое управление Госдумы сочло законопроект излишним и отметило, что информация о здоровье подростка предоставляется близким в случае неблагоприятного прогноза развития заболевания. Комитет Совета Федерации по соцполитике также не поддержал тогда законопроект.
В пояснительной записке к новому законопроекту самарские депутаты указывают, что в возрасте 15—17 лет дети зачастую не склонны сообщать родителям «о проблемах переходного периода» — в их числе названы ранняя беременность, болезни, передаваемые половым путем, увечья, получаемые во время конфликтов с ровесниками, пристрастие к употреблению алкогольных напитков, курение табачных изделий, токсикомания, наркомания.
Депутаты ссылаются на данные соцопросов. Например, Центр социологии образования Института управления образованием РАО выяснил, что среди учащихся 7, 9, 11-х классов 22% ведут половую жизнь, а среди выпускников этот показатель — 38%. По данным ВОЗ за 2013—2014 годы, в России 3% 11-летних мальчиков, 7% 13-летних и 12% 15-летних употребляют алкогольные напитки как минимум раз в неделю.
Один из инициаторов законопроекта, депутат Николай Сомов заявил, что из-за недостатка информации от родителей «о проблемных детях» происходит социальная деградация, поскольку «соответствующие службы не могут принять своевременных мер по спасению подростков».
Председатель комитета Госдумы по охране здоровья Дмитрий Морозов сообщил, что законопроект проходит экспертизу, но уже сейчас многие депутаты считают, что указанной проблемы «в реальной жизни нет».
«За 30 лет в медицине я не встречал случая, когда в семье, где есть мама, папа и ребенок, возникает ситуация, что ребенок якобы сохраняет врачебную тайну и родители не знают о его проблемах со здоровьем. Могу предположить, что такие ситуации могут возникать, но это скорее какие-то исключения», — сказал Морозов.
Директор общественной волонтерской организации «Домик детства» для воспитанников соцучреждений и детей в сложной жизненной ситуации Антон Рубин подчеркнул, что законопроект ограничивает право подростков на частную жизнь и врачебную тайну.
«Если дети обращаются к врачам сами, без участия родителей, скорее всего, они не хотят, чтобы папа или мама знали о результатах обследования, — заявил Рубин. — То, что родители будут наделены правом знать обо всем, что происходит с подростком до 18 лет, — шаг назад в решении проблем, на которое нацелен закон. <…> Боюсь, что вся мотивация к самостоятельному лечению молодого человека в таком случае будет напрочь отбита ремнем. Я бы делал упор на доверительные отношения между родителями и детьми».
Адвокат и бывший детский омбудсмен РФ Павел Астахов выразил уверенность, что родитель или опекун имеет право знать, что происходит со здоровьем ребенка, чтобы первым помочь ему, но заявил, что нельзя считать врачебную тайну препятствием.
Исходя из графика работы Госдумы, предполагается, что законопроект будет рассмотрен осенью.
В марте 2018 года несколько российских журналисток заявили о домогательствах со стороны председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого. 21 марта комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений в поведении депутата.