Пакет не нужен: как в российских городах появляются магазины без упаковки

В регионах России появляются магазины, куда за крупой нужно прийти со своим мешочком, а на кассе нет пластиковых пакетов. Они открываются на складе доставки пиццы, в спальном районе с самым большим аквапарком России, в морском контейнере. Их создатели — энтузиасты, которым близка идея жизни с «нулем отходов». Они рассказали, как отважились на открытие магазина, что говорят их покупатели и можно ли заработать, продавая продукты, а не мусор.

Магазин «Развесная лавка» в Бийске
Фото: Ирина Власова/Гринпис
Пластиковые пакеты — самый продаваемый товар в российских супермаркетах

26,5 миллиардов в год пластиковых пакетов потребляется в России ежегодно, это 181 пакет на человека в день. Этим количеством можно застелить три Москвы или четыре Петербурга. Все это отправляется на свалку, такую, как в Волоколамске.

Любовь Сорокина

Создательница магазина «Магазин без упаковки», Петрозаводск

Любовь Сорокина
Фото: Игорь Подгорный

Об экологических проблемах я всерьез задумалась, когда переехала с мужем жить за город. Гуляя в лесу, я видела, как сильно загрязнена природа, пыталась собирать найденный мусор, а потом решила создать бизнес-проект, который бы изменил отношение людей к миру и прекрасным карельским лесам.

Как бы странно это ни звучало, формат магазина я придумала сама. Решила, что можно покупать продукты большим объемом: мешками, коробками, — а потом продавать их в свою тару. Когда я стала искать похожие варианты, увидела, что таких магазинов в России не существует, а в Европе они развиваются повсеместно.

У меня есть бизнес — доставка пиццы, а вместе с ним большое помещение со складом, где и разместился магазин без упаковки. Мой муж давно в торговле, и он не верил в проект, говорил, что это не прибыльно и никому не нужно. Поэтому первые девять месяцев мы работали только в онлайне: хотели протестировать формат.

Первыми нашими клиентами стали люди, которые стремятся к осознанному потреблению и снижению своего влияния на природу. Затем подтянулась и другая категория людей, которых не интересует упаковка, но им важно сэкономить. Они редко приходят сами, в основном заказывают доставку. Но если заходят, то приносят свои полиэтиленовые пакетики, бывает, даже с рулоном таких пакетиков приходят и пакуют в них печенье. Я стараюсь им рассказывать, что пакетики — не очень хорошо, можно их использовать несколько раз, и есть альтернативы — экомешочки.

10 июня наш магазин перебрался со склада в новое помещение и теперь работает в офлайне. Мы убедились, что формат востребован и приносит прибыль — не в таком количестве, как хотелось бы, но у нас не настолько широкий ассортимент, чтобы зарабатывать больше.

Глядя на меня, другие решились на открытие подобных магазинов. Я знаю, что многие хотели, но всем было страшно. Казалось, что в России это пока никому не нужно, что такие магазины не выживут. Мне радостно, что я начала такое движение в России, стала первооткрывателем.

Кристина Шелемеха

 Создательница магазин «Пакета нет», Тюмень

Несколько лет назад я увлекалась концепцией жизни «ноль отходов». В Тюмени мне было тяжело найти продукты без упаковки, особенно любимые специи и экзотику вроде киноа. И я подумала — почему бы не открыть магазин с товарами без упаковки?

Фото: личный архив Кристины Шелемехи

Летом я бегала по утрам по району и решила делать это более прицельно — смотрела, какие помещения вокруг сдаются в аренду. Бегать пришлось долго — лишь спустя девять месяцев удалось найти площадку, и 6 марта магазин «Пакета нет» открылся. В тот момент у нас продавалось всего 10 видов продуктов на огромной пустой площади.

Сейчас в ассортименте магазина 211 позиций. Самые популярные товары — выпечка, «Белевские сладости» и семена чиа. Причем чиа у нас [продаются] дешевле в три-четыре раза, чем в целом по городу. Это к заявлениям о том, что упаковка не влияет на цену. Влияет, еще как.

С поставщиками иногда случаются курьезы. Нас уверяли, что те же «Белевские сладости» приходят в крафтовой упаковке, но на самом деле сверху они обмотаны в полипропилен. Когда я на это указала, менеджер сказал: «Ну и что, он же прозрачный!» Видимо, считается, если пластик прозрачный, значит его нет.

Пока я ни разу не сталкивалась с негативной реакцией на то, что у нас весовые товары. Люди старшего поколения помнят советские магазины, где все развешивалось, упаковывалось в бумагу. Молодежь в курсе экологических трендов и понимает, зачем это сделано. Наш магазин для людей с достатком средним и выше среднего. Им не жалко потратить время, чтобы взвесить продукты, научиться пользоваться оборудованием. Если у людей не закрыты базовые потребности, они думают, как бы побыстрее купить еды и бежать домой кормить семью. Им наш магазин не походит.

Цель любого бизнеса — извлечение прибыли, и это основная причина, почему я им занимаюсь. Магазин «Пакета нет» — моя работа и моя миссия, потому что он помогает улучшать мир. Это моя страсть, потому что заниматься бизнесом — это азартно. И я считаю, это мое призвание.

Валентина Проходцева

Основательница магазина «Развесная лавка», Бийск

Валентина Проходцева
Фото: Ирина Власова/Гринпис

Три года назад я осознала, как много мусора мы выбрасываем. Увлеклась раздельным сбором и даже хотела открыть свою организацию по сбору вторсырья, но не рискнула. А потом обстоятельства так сложились, что Артема, моего мужа, сократили на работе, я тоже ушла с завода. Артем хотел открыть рыболовный магазин, но так вышло, что мы взяли кредит, вложили последние деньги и открыли магазин без упаковки. Я читала о таких в Европе, и это была отличная модель — зарабатывать и при этом приносить пользу.

Мы открылись сразу после новогодних праздников, и в первый день к нам пришла всего пара человек. Люди реагировали скептически.

Однажды к нам пришла сотрудница университета, увидела цену на арахис в шоколаде и сказала, что наш магазин нужно облить керосином и сжечь

Мы объясняем покупателям концепцию магазина, идею, наш образ жизни. Кто-то понимает, кто-то до сих пор спрашивает, почему у нас пластиковых пакетов нет. Я слышала, в похожем магазине в Европе хозяин отказывал всем, кто без своей тары приходил. Если бы мы так отказывали, у нас вообще клиентов бы не было. Поэтому пока бумажные пакеты у нас есть.

Конечно, есть немало людей, которые приходят со своими сумками, мешочками, они поддерживают нас, желают развития. Они придают бодрость духа, у нас появляется уверенность в будущем.

Нам удается немного зарабатывать, отбивать аренду. Надеемся, что клиентов станет больше. А пока мы запустили проект на краудфандинговой платформе, хотим протестировать совместное финансирование и расширить ассортимент товаров.

Лариса Петракова

Создательница магазина ZeroWasteShop.Moscow, Москва

Однажды я посмотрела видео про Беа Джонсон — основательницу глобального движения «Ноль отходов». Подход Беа решил все мои проблемы с расхламлением, сортировкой и в целом со взглядами на жизнь. Я прочитала ее книгу и пересмотрела все видео в YouTube.

Последние восемь лет я сидела дома с двумя детьми. Ушла с последней своей работы только потому, что мне казалось, я занимаюсь какой-то бессмысленной вещью, а хотелось делать что-то хорошее. Идея открыть магазин без упаковки возникла только оттого, что мне самой такого магазина не хватало. Мне не столько хотелось, чтобы магазин был успешным, сколько рассказать всем про Zero waste, чтобы это движение стало популярным. Моя семья сначала не очень верила в идею, но открытие магазина на них очень повлияло. Сейчас они уже немного втянулись (хотя не до конца) в образ жизни с нулем отходов.

Лариса Петракова с Беа Джонсон
Фото: Лиза Удилова/Гринпис

Мы находимся на окраине Москвы, в Мякинине, там есть пространство BOXCITY, и все магазины располагаются в морских контейнерах. К нам приезжают специально с других концов Москвы, чтобы просто посмотреть на магазин! На открытии было больше ста человек, по всему магазину растянулась длинная очередь, но это не испортило позитивный настрой покупателей. В основном люди реагируют на инициативу положительно, за все это время я столкнулась с двумя-тремя людьми, которые отнеслись очень скептически.

Через несколько дней после открытия магазина Гринпис привез в Москву ту самую Беа Джонсон — женщину, вдохновившую меня на жизнь в стиле ноль отходов. И так вышло, что она приехала в мой магазин и даже расписалась на кассовой стойке.

Я общаюсь с создательницами магазинов без упаковки в других городах России, и мы даже подумываем создать собственную ассоциацию. Очень хочу, чтобы идея жизни с нулем отходов стала популярной во всей России.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: