Фонд «Нужна помощь» 21 мая запустил благотворительную акцию #менякасается в поддержку россиян, которые из-за пандемии остались без средств к существованию и теперь нуждаются в продуктах, одежде и лекарствах. Для этого на платформе акции объединились как федеральные фонды, так и региональные благотворительные организации.
Иркутская организация «СоДействие»: нуждающихся в еде стало больше
АНО «СоДействие» из Усть-Илимска Иркутской области помогает бездомным, людям с инвалидностью, одиноким матерям, семьям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации. Из-за кризиса в организацию все чаще стали обращаться нуждающиеся.
Помощь тем, кому сложно
«СоДействие» работает с 2010 года. За это время благополучателями стало более 500 нуждающихся: сотрудники организации помогли им восстановить документы, найти работу, устроить похороны, вернуть детей в семьи, восстановить родительские права, попасть в дома престарелых.
Председатель АНО «СоДействие» и директор «Дома милости» Елена Байбородина говорит, что сейчас нуждающихся стало больше, а поддержки, которую оказывают местные власти, хватает не всем.
«Проводилась акция “Мы вместе”, направленная в основном на доставку продуктовых наборов пожилым людям. Целевую категорию лиц без определенного места жительства, а также семей с детьми, особенно в возрасте от трех лет и выше, [власти] не осваивают, — рассказывает Елена. — Поэтому сегодня местные НКО могут стать посредниками между донором и благополучателем».
В мае «СоДействие» провело совместную акцию с Красным Крестом — раздали семьям детские каши. После этого в организацию начали звонить люди, которые не являются целевой аудиторией. «Поступало много звонков от местных жителей, в основном от семей, где есть несовершеннолетние дети, с вопросом, не можем ли мы помочь им продуктовыми наборами», — говорит Елена. «СоДействие» пообещало, что поможет, как только появится возможность, и формирует сейчас список нуждающихся. Обратиться непосредственно в Красный Крест эти люди не могут — он находится в Иркутске, за 1,5 тысячи километров от Усть-Илимска.
Подопечные «Дома милости»
При «СоДействии» работает «Дом милости», в котором живут люди, оказавшиеся на улице. До трети пожертвований на работу «Дома милости» дают сами проживающие — те, кто может работать. Но из-за пандемии приют закрылся на карантин — и его подопечные остались без дохода. Если ситуация не изменится, «СоДействию» придется сократить расходы на питание.
«Дом милости» открылся в 2012 году. Сегодня в нем живут 62 человека, среди которых семь матерей, 13 их несовершеннолетних детей и 36 пожилых людей. У некоторых пожилых инвалидность первой и второй группы, и они нуждаются в постоянном уходе.
75% проживающих, рассказывает Байбородина, живут за счет организации. Остальные работают и вносят регулярные пожертвования на работу дома. Их пожертвования — основа работы приюта.
«Если будет много несоциализированных проживающих, будем думать, как сократить расходы за счет продуктов питания, — говорит Байбородина. — Сегодня в “Доме милости” четырехразовое полноценное питание».
В «Дом милости» обращаются новые подопечные, которые просят принять их на постоянное проживание, но организация вынуждена отказывать — троим обратившимся Елена выдала продукты и просила прийти после карантина.
«Человек у нас уже был и пришел обратно. Я говорю: “Нет, давай после карантина”. Собрала ему, что у нас было, налила в тарелку одноразовую [обед], вынесла, он поел. Мне нечего давать [с собой], потому что у нас крупы, мясо — как дома, — рассказывает Елена. — Двоим я поехала в магазин и купила [продукты]: “Пошли, я тебя покормлю”».
В мае «Дом милости» все же принял новых жителей на свой страх и риск — мать с двумя несовершеннолетними детьми. «Ей совсем некуда было идти», — говорит Байбородина.
Пожертвования сократились, помощи властей не хватает
Партнеры организации «СоДействие» прекратили пожертвования из-за кризиса. Спонсоры тоже все чаще отказывают в поддержке, ссылаясь на нестабильную экономическую ситуацию, сократились пожертвования и от частных лиц. «Людям страшно, с чем они останутся, поэтому стали больше о себе заботиться», — говорит Елена.
Организации не хватает средств для того, чтобы делать свою обычную работу — помогать подопечным социализироваться. Например, для того, чтобы восстановить документы, пройти медицинское обследование, пожилым людям и людям с инвалидностью нужно нанимать транспорт.
«СоДействию» нужна помощь
Для того чтобы «Дом милости» продолжал работать, «СоДействию» нужны деньги. Если количество пожертвований увеличится, организация сможет не сокращать питание своих подопечных.
Сейчас в «Доме милости» только два штатных сотрудника — сама Елена и социальный работник, который ухаживает за лежачими больными. Остальное проживающие делают сами: дежурят по кухне, помогают друг другу. Елена мечтает, что сможет расширить штат сотрудников «СоДействия» теми, кто сейчас живет в приюте.
«Я же вижу, что люди достойные. Хорошие, добрые, ответственные. Но если они уйдут, вероятность процентов 80, что без поддержки вернутся к прежнему образу жизни, — говорит Елена. — А если с нами останутся, мы сможем платить заработную плату, то и нам хорошо, и у них жизнь будет в порядке».