«Что пропадет завтра — непредсказуемо». Производители лекарств для животных предложили создать список критически важных препаратов
Производители ветеринарных препаратов предложили облегчить ввоз дефицитных лекарств для животных. Фармкомпании хотят создать аналог перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов в ветеринарии, чтобы избежать дефицита критически важных из них. Уже сейчас в России не хватает антибиотиков, обезболивающих, средств для наркоза, лекарств от паразитов и вакцин.
Что произошло?
Ассоциация ветеринарных фармацевтических производителей (АВФАРМ) предложила внести изменения в федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Ассоциация считает, что понятие «дефектура» — отсутствие препаратов в свободном доступе — нужно распространить и на ветеринарные лекарства.
«Мы постоянно получаем вопросы о конкретных импортируемых препаратах, не имеющих аналогов в России, видим в СМИ сообщения, что чего-то где-то не хватает. Еще больше сообщений в последнее время о том, что Россельхознадзор выявляет контрафактные и контрабандные препараты по всей России», — говорит исполнительный директор АВФАРМ Семен Жаворонков.
В таких условиях отделить настоящие, но нелегальные лекарства от поддельных невозможно, подчеркивает он. Это создает «угрозу для биологической безопасности страны», потому что владельцы животных продолжают пользоваться проверенными брендами с черного рынка.
С 1 сентября 2023 года ситуация ухудшится, потому что для официального ввоза иностранных ветпрепаратов в Россию производителям нужно будет получать заключение Россельхознадзора. По заявлению ведомства, зарубежные фармкомпании не хотят исполнять это требование.
По этим причинам ассоциация ветфармкомпаний предлагает ввести аналог перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП) в ветеринарии. Лекарства из этого списка в случае дефицита можно будет в облегченном режиме ввезти в Россию, сказано в проекте поправок. Облегченный режим предполагает получение разрешений Россельхознадзора на ввод препарата в гражданский оборот в упаковках без наклейки на русском языке, что сейчас прописано как необходимое условие для использования в России. За несоблюдение этого правила ведомство регулярно грозит уголовными делами.
В чем проблема?
Сейчас в России нет препарата от паразитов «Бравекто», говорят директор по развитию аналитической компании RNC Pharma Николай Беспалов и координатор фонда помощи бездомным животным «Рэй» Наталья Цветкова. Также в дефиците препарат для анестезии «Золетил».
«По-прежнему сохраняется дефицит с лечебными линейками кормов для животных с почечной недостаточностью, хроническими проблемами ЖКТ, тяжелыми аллергиями», — рассказывает Цветкова.
В аптеках и ветклиниках не хватает антибиотика «Синулокс» и противовоспалительных препаратов «Превикокс» и «Трококсил», говорит Лев Левинсон, хирург Ветеринарной клиники Сотникова. Также нет в продаже антибиотика «Стоморджил», добавляет ветврач Николай Ландышев.
«Казалось бы, его можно заменить на амоксициллин с клавулановой кислотой, но “Синулокс” появляется в аптеках редко, “Кладакса” на исходе. На исходе и энрофлоксацин с марбофлоксацином — препараты с широким спектром действия, которые применяются при жизнеугрожающих инфекциях», — объясняет Ландышев.
Эти лекарства некоторым животным назначают пожизненно из-за проблем с опорно-двигательной системой, уточняет врач.
Сохраняются проблемы с вакцинами — препаратами линейки «Нобивак», говорят Цветкова из «Рэя» и Беспалов из RNC Pharma.
По данным RNC Pharma, в 2022 году поставки импортных вакцин в Россию упали на 31,6% — в основном за счет «Нобивака». Владельцы животных переходят на другие импортные вакцины — например, чешского производства, но в последнее время врачи наблюдают большее количество побочных эффектов от них, говорит ветеринар Ландышев.
По словам координатора «Рэя», в России в дефиците также расходники для операций и ветеринарное оборудование. Не хватает перевязочного материала Hartmann, добавляет хирург Левинсон. Доктор Ландышев добавляет:
Критически важны гормональные препараты для домашних животных и средства от инфекций — для сельскохозяйственных, а также лекарства, аналогов которым не выпускают в России, подчеркивает исполнительный директор ассоциации ветфармкомпаний Жаворонков.
«Не все препараты можно и, что немаловажно, экономически целесообразно разрабатывать и производить на территории страны», — говорит он.
Что делать?
Все эти препараты и материалы вместе с лекарствами для животных с онкологическими и хроническими заболеваниями нужно включить в перечень значимых, считает Цветкова. Она уверена, что этот список должен помочь преодолеть дефицит важных лекарств.
С ней согласен Беспалов из RNC Pharma, но исключительно этого перечня будет недостаточно для решения проблемы — нужно пользоваться параллельным импортом и стимулировать иностранных производителей продавать лекарства в Россию.
Это всего лишь первый шаг из десятка необходимых, уверен Беспалов. Он подчеркивает: «Пока этих процедур нет, говорить о том, что ситуация кардинально поменяется, увы, не приходится. Но список по крайней мере позволяет надеяться на то, что проблему осознают и ведомства начнут на нее реагировать».
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам