Заметка

Настоящая дискриминация

Госдума приняла закон о запрете зачисления в общеобразовательные школы не знающих русский язык детей иностранных граждан. Эта инициатива усилит разрыв внутри общества, спровоцирует образование социальных гетто и ухудшит ситуацию на российском рынке труда, рассказали эксперты «Таким делам».

Фото: Taylor Flowe / Unsplash.com

Накануне, 11 декабря, Госдума приняла сразу во втором и третьем чтениях закон, запрещающий зачислять в школы детей мигрантов, не знающих русский язык.

Читайте также «Подозрительно и опасно». Российские школьники стали вдвое реже учиться на родных языках

По этому закону перед поступлением в школу дети иностранных граждан в России будут обязаны пройти бесплатный тест, подтверждающий знание русского языка.

«Лица, не прошедшие тестирование на знание русского языка, достаточное для освоения образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, не допускаются до освоения указанных образовательных программ», — сказано в законе.

Новые правила вступят в силу 1 апреля 2025 года после одобрения Совфедом и подписания президентом.

В конце ноября 2024 года спикер Госдумы и один из авторов инициативы Вячеслав Володин привел данные МВД и Минпросвещения, по которым в прошлом учебном году в российских школах обучалось больше 200 тысяч детей, у которых есть трудности с освоением образовательной программы на русском языке. 

Фото: Сhuttersnap / Unsplash.com

«Низкий уровень знания русского языка или его отсутствие у детей мигрантов вызывает стресс у самого ребенка, не знающего языка, но обучающегося в классе, а также создает проблемы для одноклассников», — заявил Володин.

На самом деле проблемы могут создавать мигранты, не включенные в культурную и социальную жизнь, объясняют исследователи. Новый закон отрицательно повлияет на интеграцию мигрантов в российское общество, а кроме того, спровоцирует коррупцию, уверена адвокат Мария Красова, которая сотрудничает с командой «Гражданское содействие».

«Это приведет к большему количеству отказов в зачислении в школу, сегрегации, росту социального напряжения и увеличению экстремистских настроений»

Многое, по словам Красовой, в инициативе депутатов остается неясным: «Например, в целом процедура тестирования детей не установлена, не проработана и будет устанавливаться на уровне субъектов», — отметила она.

Вероятно, после принятия этого закона в России останутся те мигранты, у которых изначально меньше возможностей для интеграции и адаптации.

Читайте также «Удобная мишень». После теракта в «Крокусе» из России выслали рекордное количество иностранцев

«Это люди с низким уровнем образования, те, кто приезжает для неквалифицированного труда, а также беженцы, которые не могут уехать в другую страну. Все они будут сегрегированы в российском обществе. Вот в таких условиях будет происходить отрицательный отбор среди тех, кто готов и хотел бы работать и жить в России», — объясняет Красова.

С ней согласна социолог и исследовательница проблем миграции Ольга Ручина. Она считает, что в конечном итоге такая политика властей спровоцирует появление социальных гетто, где мигранты и их дети будут изолированы от основного общества. 

«Из-за новых правил значительно затруднится интеграция детей из мигрантских семей в российское общество. Дети, не владеющие языком, будут исключены из образовательного процесса, что лишит их возможности адаптироваться и развиваться в этом обществе дальше», — говорит социолог.

Она называет новый закон существенным откатом в развитии инклюзивного образования в России.

Фото: Scott Webb / Unsplash.com

«Если дети мигрантов не смогут учиться в обычной школе из-за языкового барьера, они лишатся возможности взаимодействовать с другими детьми, знакомиться с местной культурой, ценностями страны, в которой живут», — поясняет Ручина.

Так, новый закон углубит разделение в обществе и поддержит стереотипное отношение к этим людям, уверена эксперт: «Поскольку дети мигрантов не смогут посещать школу, они будут вынуждены оставаться в своих общинах, где будут коммуницировать только с теми, кто говорит на их родном языке».

«Это только увеличит дистанцию между ними и основной частью населения, усилив риск социальной маргинализации и изоляции»

Закон о запрете зачисления в школы детей мигрантов без знания русского языка принимается на фоне и без того сложного положения иностранцев внутри страны. Они сталкиваются с трудностями при поиске работы, жилья и доступа к социальным услугам, отмечает Ручина.

Читайте также «Пожалуйста, к себе на родину». Зачем власти выдвигают инициативы против мигрантов

О фактической дискриминации мигрантов в России говорит и адвокат Красова. По ее словам, в Москве уже какое-то время работает негласное ограничение на зачисление детей мигрантов в образовательные учреждения.

«Я вела несколько таких дел. Мы выиграли, но решения до сих пор остаются неисполненными. Для этого нужно обращаться к приставам, судиться с ними за бездействие. Все это время дети не зачислены в школу, а такие процессы длятся по несколько лет», — рассказывает адвокат.

О дискриминации мигрантов в России сказала и социолог Ручина. Например, она напомнила о запрете для иностранных граждан на работу в такси в Липецкой области и Камчатском крае

Фото: Ryan Tauss / Unsplash.com

Вопрос дискриминации детей мигрантов в разных странах решается по-разному — в зависимости от школьной системы, миграционной политики и участия государства в международных конвенциях, объясняет демограф и социолог Александр Грепачевский

Читайте также «Будешь права качать». В Россию перестали приезжать трудовые мигранты, но местных на освободившиеся рабочие места не берут

Например, в США дети мигрантов, у которых нет документов, получили право обучаться в школах в конце 1970-х годов прошлого века после широких общественных обсуждений. «Сейчас мигранты находятся в юрисдикции США, отношения с ними регулируются Конституцией, согласно которой дети имеют право на образование вне зависимости от статуса родителей или знания ими английского языка», — рассказывает Грепачевский.

В то же время совсем другая ситуация сложилась в ОАЭ: там мигранты, не владеющие арабским языком, составляют большую часть населения. «Там слишком дорого учиться в государственных школах, если ты не гражданин. В результате некоторые мигранты либо не привозят своих детей, либо привозят, но те остаются дома, по итогу не включаются в местное общество», — отмечает эксперт.

По его словам, Россия в своей миграционной политике во многом пытается следовать примеру ОАЭ: «Сделать так, чтобы мигранты приезжали, работали и уезжали, не пуская здесь корни».

Россия отталкивает мигрантов, а вместе с ними и Центральную Азию, которая теперь ориентируется на другие миграционные рынки. «Что в результате будет с российским рынком труда и в целом с российской демографией в перспективе даже десяти лет — вопрос открытый», — заключает социолог.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Публикации по теме

Загрузить ещё

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: