Заметка

Таблетка равенства: почему в продаже все еще нет оральных контрацептивов для мужчин

В мире около 121 миллиона беременностей в год не запланированы. Более 60% из них заканчиваются абортом, почти в половине случаев — небезопасными. Поэтому ученые продолжают работать над созданием новых методов контрацепции. Особенно для мужчин, которым сегодня доступны только презервативы и вазэктомия. «Такие дела» разобрались, почему за полвека ни один мужской противозачаточный препарат так и не преодолел клинические испытания.

Спрос без предложения 

В феврале 2023 года участникам бостонского саммита представили результаты опроса о мужских оральных контрацептивах. У 19 тысяч мужчин из восьми стран, от Нигерии и Вьетнама до США, спросили, хотели бы они принимать противозачаточные таблетки. От 78 до 98% человек (в зависимости от страны) высказали такое желание. Причем спрос был высоким независимо от семейного статуса.

Россияне в исследовании не участвовали, но попытки узнать их мнение предпринимали журналисты. Уличный опрос в Новосибирске показал: российские мужчины настроены более негативно. Одни боятся побочных эффектов, другие — изменений гормонального фона, третьи в целом не доверяют таблеткам. Однако из тех, кто прошел опрос онлайн, 61% ответили: «Я мужчина и готов принимать противозачаточные таблетки». 

Читайте также «Это же член, как ты мог позволить с ним что-то сделать»

«Такие дела» попросили пятерых мужчин ответить на вопрос, готовы ли они принимать оральные контрацептивы, если они появятся в продаже. 

Михаил (20 лет): «Я не против, если девушка скажет. Но пока мы оба считаем, что прерванного полового акта вполне достаточно».

Петр (26 лет): «Сейчас для меня эта тема не актуальна. Но в целом, если таблетки будут соответствующим образом лицензированы, а их действие обратимо, почему бы и нет».

Николай (27 лет): «Меня устраивают презервативы. Это просто, понятно, дешево и без лишнего волнения. А таблеток я вообще боюсь: они маленькие, химические, с неизвестно какими побочками. Вдруг после них я не смогу иметь детей?» 

Егор (28 лет): «Все зависит от цены и побочных эффектов. Пока есть сомнения в их безопасности, я бы использовал другие методы».

Борис (55 лет): «Использовал бы я противозачаточные таблетки? Конечно! Вообще без проблем. Но в постоянных отношениях — только по согласию сторон. Если в приоритете секс с проникновением, то таблетки — хороший выход, на мой взгляд».

По данным Всемирной организации здравоохранения, самый эффективный метод — вазэктомия, или мужская стерилизация. Вероятность беременности после него примерно 0,15%. После процедуры важно продолжать предохраняться другими способами, пока анализ не подтвердит отсутствие сперматозоидов.

Презерватив эффективен в 98% при идеальном использовании. Но многие мужчины надевают его неправильно или держат не на протяжении всего сексуального контакта. В таком случае вероятность беременности — около 13%.

Прерванный половой акт не считается полноценным методом контрацепции, так как беременность после него наступает в 20% случаев.

На самом деле мужских противозачаточных нет на рынке вовсе не из-за низкого спроса. Профессор медицинской химии в Университете Миннесоты Гунда Георг объясняет, что контрацептивы — не лекарства, поэтому планка безопасности для них гораздо выше, чем для препаратов от рака или болезни Альцгеймера. 

В поисках идеальной таблетки 

Первый эффективный противозачаточный препарат для мужчин открыли за 10 лет до первой женской таблетки. В конце 1950-х годов исследователи из Университета штата Орегон и Вашингтонского университета испытали препараты под названием «бисдихлорацетилдиамины» на заключенных из тюрьмы штата Орегон. Сами ученые отметили, что результаты были ошеломляющими: соединения уменьшали количество сперматозоидов до нуля, при этом не влияли на либидо. В течение нескольких недель после прекращения приема препаратов количество мужских половых клеток снова увеличивалось. Единственный побочный эффект, который отметили участники эксперимента, — вздутие живота.

Но когда исследования вышли за пределы тюремных стен, выяснилось, что у препарата есть еще один недостаток — несовместимость с алкоголем. После этой новости испытания сразу прекратили. 

Следующие клинические испытания мужских контрацептивов провели в 1970-х годах. Найти подходящие вещества для контроля мужской фертильности оказалось непросто: они были либо токсичными, либо угнетали сексуальное влечение. Но благодаря веществу тестостерон энантат проблема была решена.

Фото: Bruno Guerrero / Unsplash.com

Препарат работал иначе, чем таблетки для женщин: он мешал выработке тестостерона, чтобы остановить производство сперматозоидов. Без сперматозоидов нельзя оплодотворить яйцеклетку, поэтому нежелательная беременность не наступает. Исследования ВОЗ показали: мужские противозачаточные, которые подавляют спермогенез, эффективны и безопасны, а их действие полностью обратимо. Но слабовыраженных побочных реакций, а именно акне, болей в месте укола, изменений настроения и снижения либидо, оказалось достаточно, чтобы препарат так и не вышел на рынок.

Проблема была еще и в том, что их производили в форме инъекций. Это показалось участникам недостаточно удобным. По этой причине в процессе клинических испытаний 2003 года часть мужчин отказалась от завершения эксперимента.

За последующие годы ученые протестировали еще несколько препаратов с разными принципами действия. Одни останавливали спермогенез, другие предотвращали выход сперматозоидов из организма. Третьи замедляли сперматозоиды, чтобы они не могли достигнуть места назначения. Четвертые не позволяли сперматозоидам оплодотворить яйцеклетку.

В 2016 году журнал The Journal of Clinical Endocrinology & Metabolism наконец опубликовал результаты завершенных клинических испытаний комбинированного гормонального контрацептива для мужчин. Группа из 320 здоровых добровольцев от 18 до 45 лет протестировала инъекционный препарат для подавления производства сперматозоидов. Укол делали раз в восемь недель, но возникла новая проблема — побочные реакции. Точнее одна реакция — умеренное или тяжелое расстройство настроения (депрессия). Лишь из-за этого эксперимент признали неудачным. Из 320 участников 20 отказались продолжать испытания, потому что ощущали дискомфорт и не были готовы с ним мириться.

Фото: Ethan Hooson / Unsplash.com

При этом 75% добровольцев заявили, что хотели бы продолжить принимать контрацептив, но исследователи им отказали. ВОЗ, которая была одним из спонсоров проекта, постановила, что набор дополнительных участников следует прекратить, потому что «риски для них превышают потенциальные выгоды».

В 2018 году Национальный институт здравоохранения и некоммерческий Совет по народонаселению разработали гормональный гель, который нужно наносить на плечи. Он содержит нестерон — синтетический прогестин, который препятствует производству сперматозоидов яичками, поддерживая при этом уровень тестостерона. Заключительная фаза испытаний пройдет в 2025 году. По словам руководителя исследования Кристины Ванг, это займет еще как минимум пару лет. 

Другой перспективный кандидат на роль мужского контрацептива — негормональная противозачаточная таблетка YCT-529. Она блокирует белок под названием RARα, который играет ключевую роль в формировании сперматозоидов.

Летом 2025 года завершилась первая фаза испытаний. Промежуточные результаты показывают, что препарат безопасен и эффективен в предотвращении беременности на 99%. Но делать выводы по исследованию, в котором участвовало всего 16 человек, преждевременно.

Остальные попытки создать противозачаточные для мужчин провалились, но некоторые исследования все еще ведутся. FDA отметает любые разработки, которые могут хоть немного ухудшить качество жизни. Но, как показывает история, это правило распространяется только на мужские препараты. И тому есть простое объяснение.

Во всем мире около 295 тысяч женщин умирает во время и после родов. Мужчины не сталкиваются с этими рисками, поэтому, как и сказала профессор Георг, стандарты безопасности для их контрацептивов более высокие. Женщины нуждаются в комбинированных оральных контрацептивах (КОКах) гораздо больше, поэтому готовы платить за них своим здоровьем. 

Почему женские противозачаточные таблетки существуют давно

Первые женские противозачаточные появились в продаже в конце 1950-х — начале 1960-х. В то время любые разговоры о контрацепции считались непристойными и были вне закона. Поэтому формально КОКи назначали для регулирования менструального цикла.

Общепринятых официальных стандартов для клинических испытаний на тот момент не существовало. Они появились немного позже, в 1964 году, когда Всемирная медицинская ассоциация признала необходимость нового кодекса медицинской этики. Поэтому проверка первого женского КОКа на безопасность и эффективность была, мягко говоря, сомнительной. Эксперимент проходил в Пуэрто-Рико, в нем участвовало всего полторы тысячи женщин, и хотя половина из них выбыла, а три человека умерли, препарат все равно одобрили.

Читайте также От КОК повышается вес и снижается либидо? Акушер-гинеколог отвечает на вопросы о гормональной контрацепции

Впрочем, женщины были готовы смириться с этими рисками. У них наконец появилась репродуктивная свобода. Женщины получили возможность заниматься сексом, не жертвуя карьерой. Не зря противозачаточные таблетки считаются одним из наиболее значимых достижений современной медицины. Средство было простым, эффективным, однако не очень безопасным.

В создании женских оральных контрацептивов участвовали биолог Грегори Пинкус, врач Джон Рок и активистка Маргарет Сэнгер. Последняя была сторонницей евгеники и «расовой гигиены». Как и финансистка и наследница крупного состояния Кэтрин Маккормик, которая вложила в исследования миллионы долларов. По задумке создателей, женские таблетки должны были контролировать рождаемость в маргинальных и «неполноценных» слоях общества. Так что здоровье и благосостояние женщин волновало разработчиков контрацептивов далеко не в первую очередь.

Первые контрацептивные препараты содержали около 150 микрограммов эстрогена и 10 тысяч микрограммов прогестина (для сравнения, современные таблетки содержат не более 50 микрограммов эстрогена и 150 микрограммов прогестина). Риск побочных эффектов, особенно венозной тромбоэмболии, сердечного приступа и инсульта, был высоким. Женщины жаловались на головокружение, тошноту, головные боли и рвоту. Это продолжалось десятилетиями. 

Фото: Unsplash.com
Фото: Charles Chen / Unsplash.com

Фемблогерка и журналистка Мадина Амади считает, что такая разница в подходах между мужскими и женскими препаратами объясняется просто и цинично: беременеют только женщины. Именно им общество традиционно навешивает всю ответственность за контрацепцию и ее последствия. Поэтому и считается, что женские побочки «стоит потерпеть», а мужские — даже менее серьезные — неприемлемы. «Это и есть классический патриархат в действии: женское тело — “расходный материал”, мужское — “священная территория”. Именно женщины продолжают платить своим телом, здоровьем и доходами за контроль над рождаемостью», — говорит Амади.

Сегодня противозачаточные стали гораздо более безопасными, хотя женщин, готовых поделиться своим неудачным опытом приема КОКов, по-прежнему много.

В течение месяца «Такие дела» планируют выпустить текст про женские оральные контрацептивы с подробным разбором, как они работают и какие могут быть побочные эффекты.

Как мужские контрацептивы повлияют на общество 

Несмотря на то что женские противозачаточные стали качественнее и безопаснее, ситуация далека от идеальной. Мужские контрацептивы нужны, и на них есть спрос. Их наличие позволило бы снизить риски для женщин, которые жертвуют своим здоровьем, потому что «партнеру не нравится в презервативе». Тем более когда власти решили, что пора бороться с абортами. Почему противозачаточных для мужчин до сих пор нет на рынке, объясняет Амади.

«На мой взгляд, причины и в экономике, и в культуре. Фармацевтическим компаниям выгоднее продолжать продавать женские препараты, ведь это уже существующий многомиллионный рынок — кто же захочет его сокращать?»

По мнению Амади, мужчины исторически не готовы платить за лекарства, которые принесут им побочки. Им кажется чрезмерным то, что женщины привыкли воспринимать как норму. Поэтому даже препарат RISUG, который успешно тестируется более 40 лет, до сих пор не запущен в массовое производство. Отсутствие мужских контрацептивов не вопрос науки — это вопрос мужских привилегий и нежелания системы менять правила игры.

Фото: Freepik.com

Если противозачаточные для мужчин все же выйдут на рынок, последствия могут оказаться неоднозначными. «Сейчас все риски за потенциальную беременность и рождение ребенка несут именно женщины, — говорит Амади. — Вспомним понятие “штраф за материнство” и исследования, подтверждающие, что доход женщин после рождения первого ребенка резко падает и остается ниже мужского на 20% в течение всей карьеры».

Мужские средства контрацепции могли бы перераспределить ответственность и снизить давление на женщин, снять с них хоть какие-то риски в плане здоровья. Но возникает два вопроса: готовы ли женщины доверить мужчинам такую ответственность, если последствия их действий (несоблюдение режима приема таблеток, например) все равно лягут на их плечи? И не захотят ли мужчины превратить возможность контролировать наступление беременности в свое единоличное право это делать? 

Практика показывает, что одного только появления таблетки мало, чтобы справедливо распределить ответственность за контрацепцию. Хотя хирургическая стерилизация доступна как женщинам, так и мужчинам, перевязку маточных труб делают почти в три раза чаще. При этом вазэктомия быстрее, проще, безопаснее и дешевле.

«Мне как женщине и как феминистке совершенно очевидно, что таблеток без культурных изменений недостаточно. В нашем все еще глубоко патриархальном мире они рискуют превратиться в очередной инструмент контроля над женским телом», — подводит итог Амади.

В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.

«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.

Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.

Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!

Помочь нам

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: