«Это же член, как ты мог позволить с ним что-то сделать»

Иллюстратор: kameeellah
Иллюстрация: kameeellah для ТД

«Вообще, тема сексуальности у нас в стране под большим запретом, а тем более оперативное вмешательство в великий *** [член]»

Вазэктомия — это хирургическая операция, при которой производится перевязка или удаление фрагмента семявыносящих протоков. После процедуры мужчина теряет способность к оплодотворению, но последствий для либидо и потенции нет. Вазэктомия считается эффективным методом контрацепции и несложной операцией с минимальным риском осложнений, однако она мало распространена в России из-за законодательных ограничений, недостатка информации и банальных предрассудков.

Статьи в интернете и клиника рядом с домом

«Я знал о вазэктомии достаточно давно, но не решался сделать ее в силу разных причин, как будто не видел в этом особого смысла, — говорит Анзол. — А потом подумал: “Да плевать, я просто это сделаю, потому что точно не хочу иметь детей, а операция обезопасит меня от их случайного появления”. Презервативы рвутся, случаются какие-то незащищенные контакты. Все болезни можно вылечить, а если моя женщина забеременеет, особенно случайно, — это совсем другое».

Анзол называет себя практиком сексуальных взаимодействий и суррогатным партнером — помогает «девочкам, женщинам, девушкам, парам и мужчинам решать затруднения в сексуальной сфере», как он пишет на своем сайте. О своем опыте мужчина говорит максимально непринужденно и буднично: изучил в интернете информацию о процедуре и ее особенностях, нашел ближайшую к дому клинику, записался к хирургу.

«Врач, который меня оперировал, вообще душка: мужик в милитари штанах, с татухами и чувством юмора, — мы говорим с Анзолом по телефону, но в этот момент становится понятно, что он улыбается. — Если бы мне врач не понравился, я бы, возможно, отказался бы от операции. Но с первых фраз я понял, что он заслуживает доверия. Нормально общался, не пытался меня отговаривать. Он уточнил некоторые данные: есть ли мне 35, есть ли у меня дети, рассказал про операцию, про последствия».

В России действительно есть некоторые ограничения, которые делают процедуру не такой доступной. Согласно статье 57 Федерального закона N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», медицинская стерилизация как метод контрацепции доступна россиянам старше 35 лет или имеющим не менее двух детей, а также при наличии медицинских показаний.

Вазэктомия обошлась Анзолу в 30 тысяч рублей. Какой-то особенной подготовки перед самой операцией не было. Накануне мужчина просто сдал все необходимые анализы, пришел в назначенный день на операцию, «полежал полтора часа на столе и ушел домой».

«Как проходила операция? Скучно… просто лежишь и ничего не чувствуешь. Только видишь, как два человека копаются у тебя между ног. Моя операция длилась чуть дольше, потому что возникли некоторые сложности в процессе. Но в целом — мой хирург говорил, что обычно справляется за полчаса», — все таким же будничным голосом рассказывает Анзол.

Из основных рекомендаций, которые дал мужчине врач: следить за ранами и не заниматься сексом неделю. Но предписания Анзол не выполнил: уже на второй день он мастурбировал, а на третий занялся сексом.

«Сначала было немножко неприятно».

Первый секс после вазэктомии был очень осторожный, такой — больше проверочный: «Фуф, все работает»

«Я переживал за какие-то возможные последствия. Например, когда случилась первая эрекция после операции, я прямо выдохнул. Когда в первый раз эякулировал, тоже [стало спокойнее]. Первые дней, наверное, пять грубый секс давался мне с болью, поэтому я его не практиковал. Если мягко входить и спокойно двигаться, то все хорошо. Через семь дней я снял швы, а еще через пару недель полностью исчезли какие-либо неприятные ощущения в области мошонки. Вазэктомия никак не влияет на ощущения в сексе, либидо, эрекцию. Даже количество эякулянта не уменьшилось, просто теперь в нем нет сперматозоидов», — объясняет Анзол.

О предстоящей операции мужчина не рассказал никому. У него две постоянные партнерши, и обе узнали о том, что он прошел через процедуру вазэктомии, уже по факту. Одна с облегчением вздохнула, а вторая сильно расстроилась, говорит Анзол: «Никто из нас не хочет детей, просто для нее это было неожиданно. Ее расстроил факт, что я как будто оставил ее без выбора. С другой стороны, я не знаю, мог ли я иметь детей до операции, от меня никто не беременел. Поэтому, может быть, ничего и не поменялось».

Прошло уже почти полгода, но, как признается сам Анзол, он все равно по привычке задумывается: «А вдруг партнерша забеременеет?»

Иллюстрация: kameeellah для ТД

30-минутная операция под местным наркозом

Каждый год около 80 миллионов женщин в мире незапланированно беременеют, приводит статистику Всемирной организации здравоохранения врач-уролог АО «Медицина», член European Association of Urology Андрей Белкин. В 2019 году ВОЗ провела еще одно исследование в 36 странах, для которого были опрошены 4794 женщины. Оно показало: две трети сексуально активных женщин, желающих отложить или ограничить рождение детей, перестают пользоваться контрацепцией из-за опасений по поводу побочных эффектов, проблем со здоровьем и недооценки вероятности зачатия. В итоге каждая четвертая беременность становится незапланированной, и это остается важной проблемой для здравоохранения.

Белкин также отмечает, что из четырех методов мужской контрацепции три используются уже на протяжении сотен лет: презервативы, периодическое воздержание (календарный метод) и прерванный половой акт. Однако, согласно индексу Перля, они считаются неэффективными, в то время как вазэктомия, напротив, имеет один из самых высоких показателей эффективности.

Существуют различные техники вазэктомии. По словам Белкина, минимально инвазивная — операция «без скальпеля». Чтобы обнажить семявыносящий проток, делается прокол на мошонке. Другой вариант — небольшой надрез. Затем врач выводит на поверхность части семявыносящих протоков — две трубки, через которые сперматозоиды продвигаются в мочеиспускательный канал, удаляет их небольшие участки и прижигает либо перевязывает концы. После операции сперматозоиды не будут выделяться вместе с эякулятом.

Вся операция занимает около 30 минут. Большинство методов можно безопасно проводить в амбулаторных условиях под местной анестезией, уточняет Белкин. Риск того, что после вазэктомии просвет семявыводящего протока самостоятельно восстановится и наступит беременность, составляет 1%.

«Вазэктомия не приводит к значимому нарушению сперматогенеза и выработки тестостерона. Кроме того, не меняется объем эякулята. К числу непосредственных местных осложнений вазэктомии относятся гематомы, инфекция и эпидидимит, которые развиваются в 5% случаев», — уточняет врач.

Стандартные рекомендации после операции — отдых в первые два-три дня и воздержание от секса в течение недели. Однако, как подчеркивает Андрей Белкин, парам необходимо продолжать использовать другие методы контрацепции, пока не будет сделано тестирование (спермограмма), чтобы подтвердить, что в эякуляте больше нет подвижных сперматозоидов. Обычно это происходит через три месяца после процедуры.

Вазэктомия — обратимая процедура. При восстановлении репродуктивной функции используется микрохирургическая техника, объясняет Белкин. По его словам, наиболее эффективны операции по восстановлению в первые три года после вазэктомии. Чем больше проходит времени, тем меньше шансов. Так, если сделать восстановительную операцию в течение 10 лет после вазэктомии, вероятность зачатия составляет около 55%.

«Важно, чтобы в этом решении участие принимал лишь один человек — ты сам»

Давиду 33 года. Вот уже 16 лет он живет в Германии, сейчас учится на факультете экономической психологии в частном университете и подрабатывает почтальоном. Об операции мужчина узнал на ютьюбе от австралийского доктора Snip и блогера Durianrider, которые популяризировали вазэктомию. «Благодаря им я “примерил” эту операцию на себя, и после продолжительного анализа, углубления в тему оказалось, что плюсы значительно превышают минусы», — говорит Давид.

Иллюстрация: kameeellah для ТД

Всю информацию о вазэктомии мужчина искал в интернете: читал на английском и немецком исследования по долгосрочному влиянию процедуры. Источников на русском языке, признается Давид, он нашел не так много. Это подстегнуло его записывать видео для ютьюба и рассказывать о вазэктомии самостоятельно. Пока искал информацию, рассказал о своем намерении другу, и тот в итоге опередил Давида и сделал операцию первым.

«В Германии, по моему опыту, все относительно просто, — рассказывает Давид. — Тебе, конечно же, должно быть 18. Ты обращаешься к профессионалу, который проводит первую встречу информационного характера. С тобой обсуждают побочные явления, несмотря на их редкость, спрашивают, уверен ли ты в том, что хочешь делать операцию. Думаю, логично представить, что если тебе только исполнилось 18, то спрашивать будут дольше, чем если тебе под 30. Так или иначе, операцию должны назначить».

Никакой особенной подготовки операция не требует, говорит мужчина. Разве что «если “место под вопросом” покрыто волосами, их нужно сбрить». На этом все. В назначенный день Давид приехал в клинику на поезде, так как из-за небольшой местной анестезии не рекомендовалось управлять машиной. За вазэктомию он заплатил 400 евро.

«Перед началом операции проводится обеззараживание и введение анестетического средства, после чего можно потрещать с ассистенткой, — вспоминает Давид. — Затем доктор проверяет, подействовала ли анестезия, и начинает операцию. Потом он делает надрез, вынимает спермотоки из мошонки, разрезает их и прижигает концы, запечатывает все обратно, обрабатывает, и все. Весь процесс занял около 10 минут. Наверно, у меня было чуть дольше из-за разговоров. Перед началом операции я спросил, можно ли снимать процесс на камеру. Все [разрешили] без проблем. Однако из соображений собственной безопасности я снимал лишь тогда, когда доктор не занимался непосредственно операцией, чтобы не отвлекать».

Процесс восстановления индивидуален, подчеркивает Давид, и зависит от техники операции. У его друга, к примеру, «оперированное место уже на второй день было в работе», поэтому за свое восстановление мужчина не особенно волновался, хотя на всякий случай в первую ночь выпил обезболивающее. После операции врачи рекомендуют покой и минимум напряжения, но в первые же дни Давид попробовал кататься на велосипеде, что «получилось без особых проблем поначалу». Потом появился дискомфорт из-за ниток, которыми была зашита рана: они задевали за одежду. Но в течение 7-10 дней все рассосалось, и неудобств не осталось совсем.

«После восстановления, даже в первые дни, я испытал чувство легкости, уверенности, правда, пока еще не полной, потому что после операции нужно дважды с интервалом в 30 дней сдать сперму на анализ для подтверждения результата».

Об операции Давид «проинформировал» всех, кто ему важен. Он подчеркивает, что именно проинформировал, «так как обсуждать здесь нечего». «В противном случае ты просто не созрел для этой операции. Важно, чтобы в этом решении активное участие принимал лишь один человек — ты сам», — объясняет мужчина.

По словам Давида, друг отреагировал положительно, «ведь друзья знают друг друга, им не нужно что-то долго объяснять или тем более оправдываться». Партнерша была солидарна с его решением. Родители были менее воодушевлены, но в целом приняли ситуацию без проблем.

«В принципе, это личный вопрос. Не уверен, что обычно сын приходит к маме с папой и обсуждает свое решение осеменить подругу. Так и я не обсуждал свое решение не делать этого», — подытожил он.

«Проще сделать мне, чем мучить жену»

Андрею (имя изменено. — Прим. ТД) из Краснодара в этом году исполняется 34 года. Они с женой уже давно готовы к операции, но из-за возрастного ограничения вынуждены ждать.

«Когда у нас родилась дочь и мы с женой немного отошли от первоначального стресса, поразмыслив и обсудив, пришли к решению, что больше детей мы не хотим. Если бы не ограничения, я бы сделал вазэктомию уже давно. Когда-то даже рассматривал возможность поехать в другую страну, в которой на тот момент было проще это все сделать, например — Украина или Израиль. Но до этого так и не дошло, да и до 35 лет осталось совсем немного», — говорит Андрей.

Решение о вазэктомии Андрей с женой принимали вдвоем, но, когда время от времени этот вопрос всплывал при разговорах со знакомыми, «никто из них ни разу не высказывался об операции плохо».

Иллюстрация: kameeellah для ТД

«В принципе, изучив вопрос, я понял, что вазэктомия — хороший способ контрацепции, который может облегчить жизнь, — продолжает Андрей. — В отличие от вазэктомии женская контрацепция, как правило, гормональная и практически всегда имеет последствия. А значит, проще мне сделать операцию, чем мучить жену противозачаточными таблетками, спиралями и прочими ужасами».

Сейчас, имея уже определенный набор знаний о вазэктомии, Андрей уверен, что важно изучать все подробности об операции: как проходит, какие могут быть опасности, если хирург ошибется, почитать, какие есть «мифы» о процедуре. К примеру, мужчина не сразу узнал, что результат после вазэктомии наступает не мгновенно, что нужно продолжать предохраняться еще как минимум три месяца и сдавать анализы для проверки результата.

«Опасения, конечно, есть, но они, скорее, относятся к разряду “боюсь врачей”. Всегда есть человеческий фактор — неважно, сложная это операция или простая процедура. Возможна банальная случайность. Но, с другой стороны, никто не застрахован и от того, что на улице кирпич на голову упадет. В целом же операция довольно простая и, если что-то пойдет не так, можно ее повторить через какое-то время без особых последствий», — говорит Андрей.

Восстанавливать репродуктивную функцию в будущем он не планирует, наоборот: «Хорошо бы, чтобы операция была необратимой». «Я для себя все решил. Если думать о возможной “обратимости”, наоборот, становится не по себе — вдруг обратится само».

«Сумасшедший мир»

Безусловным лидером по количеству проводимых вазэктомий остается США, говорит Андрей Белкин. В Америке каждый пятый мужчина старше 35 лет перенес эту операцию. Пик пришелся на 2020 год, когда пациенты были вынуждены озаботиться более длительной контрацепцией, говорит врач. В Европе лидером остается Британия, где такую процедуру прошли около 17-21%.

В России вазэктомия не пользуется популярностью: о ней мало говорят врачи и пишут в СМИ, о ней плохо осведомлены сами мужчины, говорит Андрей Белкин. Кроме того, операция не является страховым случаем и не поддерживается системой ОМС, потому сделать ее можно только платно и только в частных клиниках.

«В России эта процедура малоизвестна, — подтверждает Анзол. — Вообще, тема сексуальности у нас в стране под большим запретом, а тем более оперативное вмешательство в великий *** [член]. Когда я рассказывал о вазэктомии, то иногда сталкивался с банальным непониманием: “Ой, это же член, как ты мог позволить что-то с ним сделать?” Я думаю, это недоумение возникает в силу необразованности и непонимания, что это за процедура и зачем она нужна. У нас же еще очень патриархальное общество, в котором женщина легко может начать пить таблетки или пойти на стерилизацию, а вот сделать стерилизацию мужчине — “Ай-ай-ай, так не положено, а вдруг он захочет детей”. Простая рекомендация — хочешь, сделай. Мое тело — мое дело. Это значит, что я определяю, хочу ли я быть плодовитым или нет».

Давид также поддерживает идею о том, что у мужчины должен быть выбор. Для него вазэктомия — это не просто отказ от детей, а возможность более вдумчиво и осознанно подходить к вопросу их планирования.

«Рождение ребенка в том сумасшедшем мире, каким мы его переживаем сейчас, сравнимо с убийством человека, который ведет счастливую беззаботную жизнь. Вырастить ребенка до полной самостоятельности обойдется в Германии в среднем в около 200 тысяч евро. Это роскошь даже для немцев. Вазэктомия в данном контексте — это решение не против детей, а при вдумчивом планировании семьи как раз ради детей», — заключает мужчина.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — «Таких дел». Подписывайтесь!

Читайте также

Вы можете им помочь

Текст
0 из 0

Иллюстрация: kameeellah для ТД
0 из 0
Спасибо, что долистали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и фотоистории. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас поддержать нашу работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Поддержать
0 из 0
Листайте фотографии
с помощью жеста смахивания
влево-вправо

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: