Подборка лучшего контента недели
Такие дела

С вами в эту субботу Маша Бобылёва, шеф-редакторка «Таких дел». На этой неделе завершились целых два моих проекта, поэтому воспользуюсь служебным положением и расскажу вам о них. Но начну традиционно с текстов этой недели.

bkk.cnhfwbz

Иллюстрация: Алена Змиенко для ТД

Вывести себя из апатии

В понедельник у нас вышло интервью с руководителем международной инициативы «Глобальное будущее образования» Павлом Лукшей. Он говорил о концепции будущего, которой сегодня всем нам не хватает. Мне понравилось, что он сказал про всеобщую апатию:

«В начале 20-х годов ХХI века мы фиксируем ситуацию: молодежь вообще не понимает, какое будущее ее ждет и зачем ей вообще что-то делать. Они чувствуют, что впереди большие и довольно неприятные события, но вписываться в какое-то будущее, проявлять активность хотят очень немногие. Но дело не только в молодежи. Ковид очень подрубил и пассивизировал население. Я поражен, насколько люди повсеместно сейчас боятся думать, как в будущем будет выглядеть мир. Пассивизация — тотальный процесс, касающийся в первую очередь жителей развитых стран. <…> Главной задачей для тех, кто стремится обрести какое-то будущее, становится встряхивание, выведение себя из коллективной апатии».

Есть о чем задуматься.

сельклуб

Фото: Наташа Лозинская для ТД

Скучать не приходится?

Рекомендую вам фотоисторию про сельские клубы, которая вышла в рамках нашего проекта «Выезжаем». В маленьких населенных пунктах они порой единственный способ не впасть в ту самую апатию. Наши фотографы побывали в шести домах культуры в разных регионах России — и вы можете осмотреть их все.   От Марий Эл до Джубги, от Дагестана до Псковской области — эти центры сельской жизни выглядят противоречиво и весьма разнообразно. То это маленький деревянный домик, то большой куб из советских времен, внутри то сельская дискотека, то ансамбль местной самодеятельности. И все это — Россия, и вот так она живет.

Эпизод 8: Как «не надо»: внутренняя кухня подкаста

Как «не надо»

Ну все, перехожу к своим баранам.

Первый из них — ставший мне родным подкаст «Не надо»: на этой неделе вышел финальный эпизод первого сезона. Фух! У меня в связи с этим очень много разных эмоций. Это и радость: вау, мы это сделали! Это был новый для нас опыт, но мы справились — и справились неплохо. Это и облегчение, потому что, не буду скрывать, было сложно. Мы учились на своих ошибках, меняли продюсеров, разруливали разные ЧП и жонглировали переменными. Это и грусть, потому что работа над подкастом стала отдельной историей, объединившей очень разных людей и весьма непростые темы. И сейчас эта история подошла к концу.

Мы решили отрефлексировать свои ощущения и подвести черту, поэтому посвятили последний выпуск тому, как мы делали этот подкаст. Ведущая Тася Шеремет рассказала много личного: и как попала в проект, и как работала то из реанимации, то в обнимку с кислородным концентратором, и вообще — каково жить с неизлечимым генетическим заболеванием (у Таси муковисцидоз). Еще мы позвали в гости наших любимых авторов текстов, на основе которых готовились выпуски, и они поделились своими впечатлениями и от тем, и от работы над ними. Там даже есть пара моих реплик и небольшой монолог нашего звукорежиссера Дениса. А ведет эпизод продюсер подкаста Надя Юрова. Я очень довольна тем, каким получился выпуск — интересным, искренним, теплым и веселым. Вы можете послушать его на всех платформах.

«Что за тетка и почему она взялась нас учить?»

Помимо подкаста, начиная с весны я занималась новым для себя проектом — это была видеорубика про корректную лексику «Мы так не говорим». Темой толерантной коммуникации я занимаюсь с 2018 года, я придумала и составила наш знаменитый «Словарь», а потом у меня вышла книга на его основе. Новым в проекте был именно формат: на протяжении минуты моя говорящая голова рассказывала, почему то или иное слово некорректно и чем его этично заменить.

Слова были разные — от «бомжа» до «влагалища», от «зэка» до «Прибалтики». Ролики выходили каждую пятницу — и теперь я сжимаюсь в этот день вдвойне. Помимо списков иноагентов, я с таким же любопытным ужасом жду комментариев под моими видео. А комментарии, мягко говоря, неравнодушные. Есть, разумеется, поддерживающие и адекватные, многие ролики стали хитами — и это здорово. Но поражает и количество хейта. Такое ощущение, что люди увидели лицо и с безопасного расстояния, защищенные виртуальностью, а иногда и анонимностью, сочли своим долгом плюнуть в это лицо. Никакой словарь, никакая книжка, никакие мои интервью в ютьюбе, в печати и подкастах не вызывали у людей столько ярости, как эти мои видео. Причем большая часть критики не была конструктивной, но касалась внешности («почему она так пучит глаза»), гендера («пусть сначала определится со своим полом, а потом учит, как говорить») и общего возмущения из серии «что за тетка и почему она лезет в язык».

Я не выдержала и на прошлой неделе записала ролик с ответами ровно на такие комментарии. Но в полторы минуты мало что уместилось, поэтому вчера вышло видео со второй частью ответов: например, почему про язык говорит не представитель уязвимой группы или лингвист, а журналист.

На этом рубрика кончится. Но нет, не потому, что я испугалась и решила, что она не нужна, — огромная поддержка под предыдущим роликом показывает, что нужна и полезна, чему я безумно рада. А потому, что я и моя рубрика уходим на каникулы, после чего видео переродятся в другом формате и уже на ютьюбе.

Берегите себя, читайте и смотрите нас везде и, прошу вас, не ленитесь писать комментарии и ставить лайки, если вам что-то нравится. А то почему-то плохое люди пишут охотно, а хорошее — нет. Надо исправлять этот несправедливый перекос!

 

(В рассылке используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.)

Катя

Мария Бобылёва, шеф-редакторка «Таких дел» red@takiedela.ru

Стань другом Таких дел

Россия, Москва, улица Правды, дом 8, корпус 13, этаж 7, пом/ком XXIV/4.

Подписаться на рассылку

Открыть в браузере