Привет!

Это Владимир Шведов и «Такие дела» с очередным субботним письмом.
О новой — а может быть, нарастающей старой — волне коронавирусной инфекции говорят вокруг все больше. В Москве даже ввели новые ограничения, хоть и не такие жесткие, как весной. В любом случае, вирус с нами надолго, пусть даже мы все от него изрядно устали. Чтобы разобраться в сложных вопросах, связанных с пандемией, редактор нашей информационной службы Настя Жвик поговорила с врачами и собрала по открытым источникам советы и рекомендации экспертов. Если очень коротко, то правила все те же: беречь себя, избегать скопления людей, мыть руки и вот это всё. Прививаться экспериментальной вакциной пока, пожалуй, не стоит. Впрочем, для этого в любом случае надо записаться добровольцем, а возможно это только в Москве.

За природу можно и потерпеть

А вот и долгожданный репортаж Сони Кореневой и Наташи Булкиной с Камчатки. Этот текст для меня — лучшее подтверждение тому, что классическая, немного даже ретроградная журналистика нам нужна в той же мере, что и раньше, и не надо обманываться тем, что громко голосящие блогеры уже все выяснили и постановили. С первой задачей — привлечение внимания к проблеме — социальные сети вполне справляются, а вот разобраться, установить истину, по-прежнему куда лучше умеют профессиональные журналисты.
 На фотографии вечерний морской пейзаж, Авачинская бухта.
Фото: Наталья Булкина для ТД
Соня и Наташа проделали великолепную работу: тщательно собрали все версии, какие только были, поговорили со всеми участниками истории, сфотографировали все, что можно, и даже добавили дополнительных деталей для большей образности — чего стоит только отставной военный, рыбачащий на берегу океана. К сожалению, до подлинных причин заражения залива добраться так и не удалось, но многие из первоначально «стопроцентных» источников загрязнения отпали, включая злосчастный полигон. Ракетного топлива в воде пробы не показали, но у нас, по крайне мере, есть полная картина с места событий и пример непредвзятого высококлассного репортажа. Будем следить за этой историей дальше.

«Школа не может быть островом»

Теперь «Такие дела» будут выпускать большое интервью каждый четверг. Ну, мы, во всяком случае, постараемся. На этой неделе — обстоятельный разговор с заслуженным учителем России Тамарой Натановной Эйдельман. Маленький спойлер: по совместительству это мама главы фонда «Нужна помощь», Мити Алешковского, но об этом в беседе совсем немного, разве что теперь мы все знаем, что Митя был страшным хулиганом в детстве.
 Иллюстрации улыбающееся лицо Тамары Эйдельман на фоне школьной тетради. На тетради надпись: заставив детей ходить строем, можно добиться успеха, но этот успех будет краткосрочным.
Иллюстрация: Катя Балакина для ТД
Я от темы школы и обучения детей максимально далек, но интервью мне очень понравилось тем, что оно изящно балансирует между благородными референсами в сторону отвлеченных истин, ныне всеобще одобряемых (детей обижать нельзя, нельзя ходить строем, заставлять зубрить бездумно, подавлять и так далее), и суровой реальностью, где и дети далеко не ангелы, и сам учитель, даже самый хороший и талантливый, способен на резкие слова и не всегда действует, как эталон в палате мер и весов. Проще говоря, Тамара Натановна получилась живой и честной, и мне показались очень точными и верными ее наблюдения о школе и мысли о том, как общаться с детьми и подростками.

Забытые в Антарктиде

«Я вам не советую заниматься этой темой. Странная судьба у тех, кто пытался это сделать», — так говорит один из героев следующего текста, о журналистке Екатерине Еременко, которая мечтала снять фильм о полярниках в Антарктиде. Фильм Еременко все-таки сняла, но все действительно пошло очень странно и точно не по плану. Уникальные исследования, которыми занимались на антарктической станции «Восток», по какой-то причине перестали финансировать, до главных открытий ученые так и не дошли, а киностудия, которая изначально вела проект, сначала положила фильм на полку, а потом и вовсе захотела на материале Еременко собрать другую картину.
 На фотографии заснеженный пейзаж с кирпичной башней, над которой зазвивается российский триолор.
Фото: фестиваль ФАНК
Анна Воробьева рассказала для нас малоизвестную, но очень лихо закрученную историю: в ней есть и традиционный для нашей страны индивидуальный героизм («русские ученые с оборудованием прошлого века добиваются результатов будущего»), и неповоротливая косность государственных институтов, и лицемерие коммерческих компаний, и творческая страсть героини-режиссера. Свой фильм о полярниках она в итоге-таки сделала самостоятельно, хотя проката толком так и не получилось. В судьбе ее работы я вижу яркие параллели с судьбами героев ее фильма, ученых-полярников: делаешь что-то, во что по-настоящему веришь, тебе тяжело, всем вокруг почти что пофиг, а потом ты еще и остаешься «с носом». Но в конечном итоге именно ты и остаешься в памяти, и именно твоими поступками будут гордиться те, для кого патриотизм — это не «прямые линии бизнесменов в красных курточках с Владимиром Путиным». Об этом в тексте, кстати, тоже есть.

«Семья — это не терпение, а любовь»

Чаще всего наши фотоистории делают молодые фотографы, и это чувствуется в подходах к съемке, в темах, в героях. Наверное, мне такое скорее нравится, потому что самому это ближе, да и свежесть творческого взгляда заметна и меня радует, хотя в трендах фотографии я и не слишком понимаю. А на этой неделе мы выпустили, как мне кажется, очень классический, «взрослый», тяжелый даже проект, хотя по форме он и простой — это монологи людей о разводе и расставаниях.
 Черно-белое фото разделено на две части. Слева молодая женщина в платье, волосы скрывают лицо, в странной позе с поднятыми руками, как будто распутывает связывающую ее верёвку. Справа - мягкая игрушка.
Фото: Карен Мнацаканян
Фотограф Карен Мнацацканян собрал разных персонажей, и их истории тоже отличаются: от совсем спокойных до довольно горьких. Хотя в подводке автор говорит, что в целом развод — это нейтральное событие, и фотографии сделаны круто, общее ощущение от материала остается довольно мрачное. Но, возможно, это только мое прочтение.

Сто деталей свободы

Спецкор Женя Волункова принесла нам репортаж в не самом привычном для нее ключе — не о боли, преодолении и страданиях, а об оптимистичной и деятельной жительнице Бузулука Ане, чьими стараниями город, далеко не самый известный и процветающий, стал развиваться и стал более комфортным, дружелюбным к человеку. Конечно, Аня не в одиночку сдвинула с места целый населенный пункт, но она была тем, кто сделал первый шаг и стал что-то менять — Аня начала восстанавливать старые дома, коллекционировать их ценные детали, консервировать памятники архитектуры, проводить мероприятия, нацеленные на сохранение города.
 На фотографии женщина средних лет в очках, с закрытыми глазами и развевающимися по ветру волосами. На заднем плане стена и окно свежеотремонтированного деревянного дома.
Фото: Дарья Асланян для ТД
Мне нравится, как в тексте раскручивается снежный ком событий, которые шли дальше: как сначала Аню не понимали и считали чудачкой, как появились первые единомышленники, как первые люди с деньгами увидели ее пример и тоже отказались от варварской эксплуатации старинных особняков в пользу реставрации и бережного сохранения. Это материализовавшийся принцип сообщества: когда одному добиться чего-то тяжело, но если кто-то уже начал движуху, остальные подключаются, и вместе удается намного больше. В конце концов, сама Аня хочет уехать в город побольше, но ее усилиями в Бузулуке останется крепкое градозащитное общество. А значит, все было не зря.

«Если ваши скрепы не выдержат феминизм, грош им цена»

И в продолжение темы гражданского самосознания. Давние читатели рассылки знают, что наш сюжет «Близко к сердцу» о региональных журналистах и активистах — один из моих любимых. В этот раз у нас настоящее комбо: портрет без шуток выдающейся журналистки, да еще и из Дагестана, который я тоже обожаю. Светлана Анохина хорошо известна, это настоящий человек-танк, который продвигает в республике, в обывательском сознании связанной исключительно с исламом и традициями, самую современную повестку: правозащиту, заботу о жертвах насилия, уважение к культурному наследию, феминизм.
 На фото яркая голубоглазая женщина с темными волосами сидит верхом на стуле, задумчиво склонив голову набок.
Светлана Анохина
Фото: Марина Маковецкая
Анохина — человек очень яркий, она легко может вызывать раздражение. Но то, что она делает, ценилось бы и в любом регионе России, а Дагестану, со всем его колоритом, это, как мне кажется, нужно в особенности. Очень жаль, что из-за угроз Анохина временно покинула республику. Я надеюсь, она скоро вернется и снова будет разносить болото лицемерия и равнодушия вокруг себя. По счастью, у нее хватает не только недругов, но и сторонников, в том числе и среди традиционных и консервативных дагестанцев. Потому что по-хорошему человеческое достоинство, здоровье и безопасность — это та платформа, что вполне может объединить степенных мусульманских старейшин и взбалмошную правозащитницу-феминистку.
Оставайтесь открытыми!
 Владимир Шведов
C уважением,
Владимир Шведов
заместитель главного редактора «Таких дел»
v.shvedov@takiedela.ru

P.S.

21 октября мы вместе с Еврейским музеем проводим онлайн-презентацию новой книги издательства фонда «Нужна помощь» — «Обыкновенный филантроп» авторства Дэна Палотты. С книги Палотты начиналось наше издательство, так что издание его новой работы для нас особенно важно. Чтобы узнать, насколько тезисы книги актуальны для России и мира в целом, приходите на нашу трансляцию.
Поддержать «Такие дела»
 
Подпишитесь, чтобы получать наши письма раз в неделю.
Подписаться на рассылку
 
Наш адрес: Лужнецкая набережная, 2/4, БП «Союз», строение 16, подъезд 1, кабинет 405.

Адрес для корреспонденции: 125009, г. Москва, а/я 366 БФ «Нужна помощь».

веб-версия письма