Международная правозащитная организация «Институт войны и мира» (IWPR) сообщила о результатах расследования в Грузии: по информации правозащитников, сотни девочек из аварских общин подвергаются обрезанию в детстве.
По данным IWPR обрезание делают девочкам в селах Тиви, Сарусо и Чантлискуре Кварельского района, где проживают этнические аварцы — переселенцы из горной части Дагестанской республики. Несмотря на долгую изоляцию от родины, аварцы сохранили свои культурные традиции и религиозные обычаи.
Одна из жительница Сарусо Амина Магомедова (имя изменено) призналась автору доклада Аиде Мирмаксумовой, что последние двадцать лет занимается женским обрезанием в селе: отрезает дома кожу ножницами, а после обрабатывает спиртом. По ее словам, делать такие операции ее научила свекровь. Мальчиков оперирует хирург в районной больнице.
«У мальчиков сложнее, поэтому там врач должен работать. А девочкам просто надрез делается. Да, кровь идет, но это не страшно. Можно сразу надеть трусы и идти», — цитируют ее IWPR. Магомедова также отметила, что за все время ее практики у них в селе не было случаев смерти девочек от заражения крови после обрезания.
В разных селах применяются разные виды обрезания, отметили в докладе: в Сарусо делают надрез, чтобы пустить кровь, а в Тиви и Чантлискуре отрезают кончик клитора. Жительницы аварских общин рассказали автору исследования, что обрезание показывает чистоту веры, а также меняет женскую природу — делает женщину менее темпераментной и более верной.
«Мы же мусульмане, во время Рамадана постимся, соблюдаем наши исламские обычаи. Обрезание — тоже наш обычай. Без этого нам нельзя», — прокомментировала жительница села Сарусо.
Муфтий Управления мусульман Грузии Ясин Алиев, комментируя вопрос о женском обрезании, отметил, что в Коране не сказано об обязательности этой процедуры. «Возможно, обрезание девочек как-то связано с национальными обычаями аварцев, тогда это другой вопрос», — предположил он.
Власти Грузии сообщили журналистам, что в первый раз слышат о женских обрезаниях в стране. «Ни один из наших департаментов, работающих в Кахети, нас не информировал. Если кто-нибудь обратиться к нам за помощью, то будет возможно провести проверки. Но до сих пор мы не получали никаких жалоб», — отметили в министерстве здравоохранения страны.
Аппарат Народного защитника в Грузии заявил, что после обращения журналистов его представители несколько раз посетили указанные в докладе села, но такие факты пока нигде не подтвердились.
«Мы продолжаем изучать вопрос, — цитирует портал «Грузия-online» заместительницу омбудсмена Екатерину Схиладзе. — На данный момент у нас нет конкретных результатов, но мы активно работаем с местной общиной. Состоялось несколько встреч с учителями, местным населением. Мы также планируем встретиться с другими целевыми группами. Мы изучаем и в ближайшее время предоставим общественности результаты нашей работы».
Она добавила, что поскольку у них пока нет подтверждений, говорить о проблеме женского обрезания в контексте Грузии трудно. Местные правозащитные организации также не располагали информацией по этому вопросу.
В августе правозащитная организация «Правовая инициатива» представила доклад о практике женского обрезания в некоторых высокогорных и равнинных районах Республики Дагестан.
Прокуратура Дагестана не подтвердила случаи проведения калечащих процедур в селах республики. Председатель комиссии по поддержке семьи, детей и материнства Общественной палаты России Диана Гурцкая заявила, что ответ прокуратуры — яркий пример халатного отношения к возложенным обязанностям, и она обратится в Генпрокуратуру России.
Спустя несколько дней после публикации доклада в Госдуму внесли законопроект, вводящий уголовное наказание за женское обрезание.