Социологи НИУ ВШЭ впервые подробно изучили жизненные установки воспитанников детдомов

Социологи НИУ ВШЭ провели исследование социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов, чтобы изучить их психологию и жизненные установки. Об этом ТД сообщили в пресс-службе университета.

Доценты факультета социальных наук НИУ ВШЭ Иван Климов и Роман Абрамов подготовили исследование «Траектории социальной и профессиональной адаптации выпускников детских домов в России», в котором представили обобщенный портрет детдомовца. Авторы работы пришли к выводу, что люди сочувствуют сиротам, но часто избегают общения с ними.

«В массовом сознании выпускник детского дома — слишком непредсказуемый и потому “неудобный” человек. По мнению общества, недостатками детдомовца являются неосторожность, вседозволенность, максимализм, гедонизм, безынициативность, мотовство и беспечность, попытки манипулировать окружающими. Такой обобщенный портрет детдомовца, каким его видит общество», — говорится в работе.

Исследование проводилось в прошлом году в Москве, Санкт-Петербурге, Тверской, Калининградской, Иркутской и Новосибирской областях. Были собраны 50 экспертных интервью с педагогами и директорами детдомов, представителями некоммерческих организаций и бизнес-структур, участвующих в адаптации сирот. Ученые также проанализировали содержание постов выпускников детдомов в социальных сетях («Одноклассники», «ВКонтакте», Facebook) и изучили статьи в СМИ по теме социализации сирот — 1036 публикаций с учетом перепечаток.

Исследователи пришли к выводу, что обобщенный портрет детдомовца глазами общества во многом соответствует реальности. Эксперты объясняют это «герметичностью» и искусственностью детдомовской среды.

«Исследование показало, что многие детдомовцы пока не выработали у себя такие качества, как трудолюбие, целеустремленность, самоконтроль и вера в себя. “Мне все должны”, — часто убеждены выпускники детдома. Как правило, такие ребята хорошо знают свои права (их информируют волонтеры и социальные педагоги), но далеко не всегда признают обязанности. Не удивительно, что им непросто встроиться в социум», — говорится в исследовании.

Авторы работы также подчеркнули, что из-за того, что сироты растут в искусственно созданных условиях, они не приспособлены к быту. Для решения этих проблем сотрудники приютов, волонтеры и НКО организуют кружки и мастер-классы по кулинарии, рукоделию, столярному делу и прочему.

Педагоги отмечают, что их воспитанники не знают цены деньгам, «не могут грамотно рассчитать траты», поэтому подростков обучают финансовой грамотности. Им рассказывают, из чего состоит семейный бюджет, как платить за «коммуналку», сколько стоят продукты и прочее.

«У бывших детдомовцев есть льготы при поступлении в вуз, но они редко пользуются этим преимуществом. Сиротам сложно конкурировать с “домашними” детьми при поступлении в вуз. У детдомовцев намного ниже уровень знаний и мотивации. Это сознают и их педагоги, поэтому они нередко настраивают ребят на получение средне-специального образования. Большинство выпускников детдомов идут учиться в техникумы и колледжи. При этом они ограничены в выборе и часто учатся не по “своему” профилю. Незаинтересованность в специальности приводит к тому, что детдомовцы нередко бросают учебу. Это происходит и с работой», — отмечают исследователи в своей работе.

Эксперты считают, что одним из вариантов выхода из этой ситуации является партнерство интернатов с предприятиями. Другой вариант помощи сиротам в поисках работы — постинтернатное сопровождение, но оно есть не во всех детских домах. Кроме того, сотрудники НКО и социальные педагоги проводят для ребят профориентационные тренинги, ролевые игры.

В исследовании также анализируются гендерные особенности биографий детдомовцев.

«У молодых людей жизнь складывается так: получение образования, служба в армии, трудоустройство и постоянный доход. Для девушек важнее другие сюжеты: брак и рождение детей, образование и работа в “женской” сфере занятости (парикмахер, швея, продавец и т. д.). Эти ориентиры во многом передают воспитатели. “Самый главный вуз для девочки — удачно выйти замуж”, — заметил один из воспитателей», — говорится в работе.

В социальных сетях о себе чаще пишут воспитанники детских домов, чью жизнь авторы исследования называют «успешной». Они рассказывают о семье и работе, делятся своими фотографиями в сообществах.

«Встречаются и обращения к младшему поколению детдомовцев. Вчерашние воспитанники советуют сегодняшним быть сильными и верить в себя», — отмечают исследователи.

Выпускникам детских домов действительно сложно поступить в высшие учебные заведения. Задача проекта «Дистанционное образование детей-сирот», который запустил фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» совместно с Центром равных возможностей, — подготовка детей к ГИА и ЕГЭ. Старшеклассники, живущие в отдаленных учреждениях Московской и соседних с ней областей, получают возможность заниматься по профильным предметам по Skype. Занятия проводят высококвалифицированные педагоги, которые имеют многолетний опыт работы с детьми из интернатных учреждений. Проект стартовал в начале 2014 года и уже показал положительные результаты. Дети повысили оценки и получили реальные знания.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: