Российские ученые с помощью наночастиц остановили расслоение сетчатки глаза

Российские биофизики выяснили, что причиной растущей эпидемии расслоения сетчатки и других проблем со зрением может быть синий свет мониторов, который можно остановить при помощи особых наночастиц, сообщает журнал Bulletin of Experimental Biology and Medicine.

Согласно статистическим данным ВОЗ, отслоение сетчатки сегодня является одним из самых быстрорастущих заболеваний глаз в мире. В среднем каждые два человека из десяти тысяч каждый год узнают об отслоении сетчатки в одном или сразу в двух глазах. Сейчас более 0,3% населения планеты страдают от подобных проблем со зрением.

По словам исследователей, одной из причин распространения этой болезни является то, что люди все больше времени проводят за компьютерами и другими устройствами, излучающими искусственный свет. Синяя часть этого света особенно негативно влияет на здоровье клеток глаз.

В ходе первого этапа работы ученые должны были найти такие условия, при которых полностью поврежденная сетчатка еще способна функционировать. Из-за того, что синий свет, в отличие от ультрафиолета, беспрепятственно проникает

через роговицу и хрусталик внутрь глаза, излучение повреждает ДНК фоторецепторов и заставляет их совершать клеточное «самоубийство».

На втором этапе исследователями было установлено, каким образом поврежденная клетка может быть восстановлена. Экспериментируя на кроликах, чьи глаза облучали зеленым лазером, группа ученых обнаружила, что негативные последствия от облучения синим цветом можно избежать, если заполнить пространство между роговицей и хрусталиком разработанной ими смесью. Она содержит в себе особые полупроводниковые структуры — квантовые точки — превращающие синее излучение и ультрафиолет в желтый и оранжевый свет.

Введение подобных точек в глаза кроликов привело к тому, что фактически все их клетки сетчатки выживали. Однако у животных в таких ситуациях оставалось около 5-10% работающих нейронов, что фактически означало, что они становились слепыми на один глаз.

По мнению ученых, подобные квантовые точки можно вводить не только в глаза, но и покрывать ими очки или экраны устройств для защиты от облучения синим цветом. Исследователи надеются, что их использование поможет остановить эпидемию отслоения сетчатки, поражающей сегодня все больше молодых людей по всему миру.