ФОМ: 70% россиян не знают о происходящем в тюрьмах
По итогам опроса фонда «Общественное мнение», две трети жителей России ничего не знают об условиях, в которых содержатся заключенные тюрем.
Осведомленность россиян об условиях жизни заключенных снижалась на протяжении 20 лет и в 2016 году достигла своего максимума — 68%. Для сравнения, в 1997 году эта доля составляла 18%.
Большая часть тех знаний, которые есть у оставшихся 29%, почерпнута из газет, радио- и телепередач (13%), из опыта знакомых, друзей или родственников (10%), а также из интернета (5%), собственного опыта (3%), журналов и книг. 3% респондентов затруднились ответить на этот вопрос.
Больше половины тех, кто знают (17%), считают, что условия жизни в российских тюрьмах плохие, и их нужно менять. Оставшиеся делятся поровну на тех, кто доволен порядками содержания заключенных, и тех, кто не может ответить на этот вопрос. При этом число тех, кто считает, что за последние годы условия стали лучше, и тех, кто уверен, что они не менялись, примерно одинаковое: 9% и 11 % соответственно. Об ухудшении условий уверенно заявили только 3% респондентов.
При этом 41% жителей России придерживаются мнения, что главным наказанием для преступников и так является лишение свободы, поэтому жестокие условия в тюрьмах недопустимы. 34% считают, что для наказания преступников в местах лишения свободы должны быть жесткие условия.
Большая часть населения выступают за то, чтобы у преступников был доступ к библиотеке (85%), телевизору (49%) и тренажерам (43%). При этом они считают, что заключенным не нужны интернет (67%), компьютер (52%) и мобильный телефон (50%).
В случаях, когда СМИ сообщают о пытках заключенных в тюрьмах, 41% населения считают такие случаи исключениями. Почти треть россиян (28%) уверены, что это правило, и думают, что к ним приводят жестокость сотрудников тюрем (5%), нарушение прав человека в местах лишения свободы (4%) и специфика российской тюремной системы (3%).
Тем не менее, две трети россиян одобряют применение насилия к заключенным в случае попытки побега или для самозащиты. Каждый пятый разрешил бы применять физическую силу и в других случаях — например, при нарушении правил и режима.
Половина россиян затруднилась ответить, кому поверила бы — заключенному или администрации тюрьмы, если бы преступник заявлял, что его побили сотрудники тюрьмы, а руководство — что его избили сокамерники. 36% поверили бы заключенному, а 20% — администрации. 4% уверены, что преступники все равно нагло врут и наговаривают на начальство, и столько же считают, что администрация будет скрывать факты, чтобы выгородить сотрудников.
В целом, 58% населения считают, что обществу необходимы негосударственные комиссии, которые бы контролировали ситуацию в тюрьмах, потому что эта сфера нуждается в усиленном контроле (14%), нужно независимое мнение (11%), это поможет навести порядок в тюрьмах (8%).
Против таких комиссий выступили 23% россиян, по мнению которых, такие объединения — это лишняя трата бюджетных денег (4%), дело государства (4%), а также комитетов и так слишком много (6%).
Накануне президент России Владимир Путин подписал закон, регламентирующий применение физической силы, спецсредств и огнестрельного оружия сотрудниками ФСИН к заключенным. Согласно опубликованному документу, сотрудники уголовно-исправительной системы имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие для пресечения преступления или неповиновения, а также для задержания.
Правозащитники охарактеризовали документ как «закон садистов», поскольку он снимает с сотрудников ФСИН ответственность за вред, причиненный заключенным, нарушившим режим.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в Telegram-канале «Таких дел». Подписывайтесь!