Французские ученые создали первую за почти 100 лет вакцину от туберкулеза

Французские ученые создали и протестировали первую с 1921 года вакцину от туберкулеза. По их мнению, это открытие позволит сделать серьезный шаг в борьбе с неуязвимыми штаммами бактерии.

Как сообщает РИА Новости со ссылкой на научный журнал  Applied and Environmental Microbiology,  новую вакцину уже опробовали на мышах.

«Мы убили и разобрали на части микробов, выделив из них так называемые биокапли. Эти капли являются продуктом природы, и они легко разлагаются в организме. Мы ввели эти капли в тело мыши и обнаружили, что иммунитет на них реагирует. Теперь нам необходимо проверить, как такие мыши отреагируют на заражение туберкулезом для создания полноценной вакцины», — рассказал биолог из Исследовательского института Гопкирка в Пальмерстоне (Новая Зеландия) Аксель Гайзер.

Для того, чтобы создать эти биокапли, ученым пришлось прибегнуть к редактированию генов. Палочка Коха не умеет синтезировать подобные капли, поэтому специалисты встроили гены, ответственные за эту функцию, в геном близкого микроба — Mycobacterium smegmatis. Первые опыты показали, что с введением этих капель у мышей возникает иммунная реакция, в том числе, и на туберкулезную палочку. В ближайшее время биологи проверят, как мыши реагируют на заражение туберкулезом. Впрочем, долговременный эффект от этой прививки до сих пор вызывает споры в научном мире.

По данным Всемирной организации здравоохранения, туберкулез является одной из 10 ведущих причин смерти в мире. В 2015 году туберкулезом заболели 10,4 миллионов человек, и 1,8 миллиона человек умерли от этой болезни. Более 95% случаев смерти от туберкулеза происходят в странах с низким и средним уровнем дохода. 60% общего числа случаев приходятся на шесть стран, среди которых первое место занимает Индия, а за ней следуют Индонезия, Китай, Нигерия, Пакистан и Южная Африка. По оценкам экспертов, в 2015 году заболел туберкулезом миллион детей и 170 тысяч из них умерли.

Главным средством для борьбы против туберкулеза сегодня является вакцина БЦЖ, разработанная французами в 1921 году. Она применяется не всегда и не везде, на Земле до сих пор существуют очаги распространения туберкулеза, и в ряде регионов мира палочка Коха уже приобрела неуязвимость к действию лекарств. Поэтому создание новой вакцины от туберкулеза, способной привить иммунитет к новым штаммам Mycobacterium tuberculosis, является сегодня одним из приоритетов в науке.