Исследование: каждая пятая дорога в России ничья
Почти треть проблемных дорог в Подмосковье не имеет официального хозяина, а в целом по России каждая пятая дорога — ничья. Об этом сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные фонда социальных исследований «Хамовники».
В прошлом году фонд запустил проект «Невидимая инфраструктура» с целью оценить масштабы ничейного имущества в стране. В нем приняли участие 59 регионов. Согласно результатам исследования, 20% автодорог по всей России формально не имеет собственника. Причина появления большинства неучтенных трасс — их пограничное положение, например, в случае автомобильных переездов через железнодорожные пути.
«У бесхозяйных объектов (если соблюдать юридическую точность) нет собственника, они не зарегистрированы ни в каких официальных реестрах, значит, формально не существуют», — рассказала автор проекта социолог Ольга Моляренко. По ее словам, в целом оценить, сколько ничейного имущества в стране, практически невозможно.
В исследовании фонда особое место занимают дороги, ведущие к земельным участкам, которые бесплатно выделяются многодетным семьям. Нередко такие участки не снабжены инфраструктурой: там отсутствуют электричество, водоснабжение и подъездные коммуникации. Поэтому этим семьям приходится своими силами прокладывать дорогу.
Также в России немало бесхозных дорог общего пользования, которые расположены на ведомственных землях Минобороны. Муниципальные власти военных городков не могут оформить дороги ведомства на себя, поскольку для этого необходимо выкупить участок земли, по которому эти трассы пролегают.
Кроме того, в ходе исследования социологи выяснили, что сейчас в России функционирует более 85% из 600 тысяч кладбищ, которые являются бесхозяйными. При этом официально в стране зарегистрирована только 81 тысяча кладбищ, открытых для захоронений.
От 30 до 70% (в зависимости от региона) составляет доля ничейных объектов геодезической сети — меток, с помощью которых ведется межевание земельных участков и кадастровая оценка. Также, согласно данным фонда, почти половина распределительных газопроводов не поставлена на баланс.
В Московской области официально насчитали 560 проблемных дорожных участков. Из них половина — муниципальные, 20% — региональные, а у 30% официально хозяина нет. До 2014 года ситуация с ничейным имуществом частично стабилизировалась. С того момента финансирование муниципальных дорожных фондов стало зависеть от протяженности дорог на подотчетной им территории и ради дополнительных денег муниципалитеты начали тратить бюджет на оформление в свою собственность имевшихся бесхозяйных дорог.
Однако наибольшей проблемой Московской области являются бесхозяйные придомовые проезды многоквартирных домов. Зачастую собственники такого дома оформляют землю по границам строения, без прилегающей территории с дорогами. Жители убеждены, что обслуживание этих дорог входит в обязанности муниципальных властей, те же считают ответственными за них самих жильцов или управляющие компании. В итоге ничейные проезды некому расчищать от грязи, листьев и снега.
Еще больше важных новостей и хороших текстов от нас и наших коллег — в Telegram-канале «Таких дел». Подписывайтесь!