Российский фермерский кооператив LavkaLavka договорился с компанией УАЗ о том, что грузовик новой модели «Профи» будет продаваться за криптовалюту BioCoin. Создатель LavkaLavka Борис Акимов рассказал, что надеется вывести рынок криптовалют в России из серой зоны и способствовать его легальному развитию.
Летом кооператив LavkaLavka выпустил собственную виртуальную криптовалюту — биокоины. Биокоины — одновременно система лояльности и виртуальная валюта, работающая по принципу блокчейна. Биокоины начисляются в магазинах и ресторанах, которые вступили в систему лояльности BioCoin. 10% от каждого чека идут на криптокошелек покупателя — по такому же принципу работают бонусные карты заведений.
Биокоин можно сохранить, ожидая, пока он вырастет в цене, продать на бирже по более выгодному курсу или же оплатить биокоинами товар в магазине партнера системы лояльности.
Сейчас участие в программе лояльности биокоинов принимают более двадцати компаний, в числе которых магазин фермерских продуктов «Обед без забот», гостиница «Лесная» в Архангельской области, компания, которая производит оборудование для производства сыра, кваса и сушки ягод, производитель биоудобрений, применяющихся в органическом земледелии.
Недавно партнером проекта стала российская компания УАЗ. Автопроизводитель выпускал новый грузовик «Профи» для фермерских хозяйств. «УАЗ вышел на нас как на фермерский кооператив, а я рассказал, что мы выпустили такую криптовалюту, и предложил им принять участие», — объяснил Борис Акимов.
В УАЗ заинтересовались криптовалютой, и компании объявили о начале сотрудничества сроком на три года. За это время, по мнению руководителя кооператива, вполне реально накопить биокоины на внедорожник.
«Покупатель получает в виде баллов криптовалюту, оплачивает ею продукты в магазинах или блюда в кафе. Фермер получает от кооператива биокоины в счет поставок продукции и покупает на них автомобиль, — объяснил Акимов. — При этом УАЗ уже может использовать биокоины в расчетах с дилерами, а они с покупателями, которые снова отправляются в наши магазины за продуктами. Или наоборот: покупая продукты от фермеров и накапливая криптовалютные баллы, клиенты могут потратить их на машину».
В России законодательство в сфере криптовалют только устанавливается. Было несколько случаев, когда продажей и обменом услуг на биткоины интересовались прокуратура и Следственный комитет. Поэтому BioCoin формально является в первую очередь не криптовалютой, а системой лояльности с баллами, где баллы — это токены.
Отличие BioCoin от обычной программы лояльности в том, что эти баллы можно передавать друг другу, а количество товаров и услуг, которые можно приобрести на эти баллы, может меняться ежедневно.
«В этом нет ничего нового — вспомните, например, мили “Аэрофлота”, на их сайте в один день за 10 тысяч миль можно купить билет в Вену, а завтра он будет уже 15 тысяч миль», — пояснил Борис Акимов.
Накануне Минкомсвязи подготовило список правил обращения криптовалют. Одно из важных условий в том, что легализоваться в стране смогут только валюты с российскими криптоинструментами. По этой причине биткоин, технологии которого основаны на иностранных алгоритмах шифрования, вряд ли будет полностью легализован в России. Министерство уже рассматривает разные варианты налогообложения — например, облагать операции с криптовалютами налогом на доходы физических лиц.
Как пояснил Борис Акимов, LavkaLavka намерены играть абсолютно открыто и готовы пойти ко всем государственным регуляторам, хотят заплатить «все налоги вообще» и сделать весь ICO (привлечение инвестиций через покупку криптовалюты) легальным.
«Мы говорим регуляторам, давайте с вами вместе все делать легально. Криптовалюта уже есть, ее не отменишь. Давайте подумаем вместе, как создать практический кейс и в рамках российского законодательства действовать», — заключил Борис Акимов.
Нужно уже сейчас продумывать нормативное регулирование, однако сформировать его не таким жестким, как, например, в США или Китае, прокомментировал заместитель гендиректора Фонда содействия инновациям Павел Гудков.
«С одной стороны, это сделает российский рынок более привлекательным, с другой — позволит избежать возникновения пузырей и пирамид, — пояснил Гудков. — LavkaLavka, УАЗ — это примеры добросовестного применения технологии распределенных реестров, пусть и в не совсем привычной для нас сфере. Да, производители используют хайп вокруг криптовалют для продвижения собственного бренда, но это в свою очередь будет способствовать популяризации цифровых технологий среди широких слоев населения».