ВЦИОМ провел исследование участия россиян в благотворительности. Результаты опроса говорят о том, что число граждан, в том или ином виде участвующих в благотворительности, за последние десять лет выросло на 20%. Опрос проводился в начале сентября 2017 года среди 1800 человек старше 18 лет.
Согласно данным исследования, процент тех, кто за последние 4-5 лет участвовал в каких-либо благотворительных инициативах, вырос с 50% в 2007 году до 69% в 2017 году. Наибольший рост отмечается в переводе денег на счета конкретных нуждающихся — с 4% в 2007 году до 32% в 2017-м. Чуть медленнее росла доля тех, кто передавал средства в благотворительные фонды (17% в 2017 году против 4% в 2007-м) и передавал вещи в детские дома и дома престарелых (27% против 19%).
По мнению руководителя отдела исследований фонда «Нужна помощь» Елизаветы Язневич, превалирование адресных переводов над пожертвованиями в фонды, решающие проблемы системно, говорит о том, что благотворительным организациям надо активнее объяснять важность именно инфраструктурной помощи. «Чем хороша или плоха адресная помощь? Как индикатор того, что люди отзывчивы, выручают друг друга, — это хорошо. Но с точки зрения лечения не симптомов, а причины болезни — это нехорошо. Есть некоммерческие организации, привлекающие пожертвования как раз на адресную помощь детям и взрослым. А есть организации, которые работают над тем, чтобы проблема решалась не (только) для отдельных людей, но системно. И вот поддерживать такую работу значительно более рационально для общества в целом. Хотя понимание приходит не сразу — и, как говорят результаты исследований, в российском обществе пока еще не пришло».
Согласно исследованию, доля тех, кто участвовал в волонтерской работе, близка к статистической погрешности — 3% в 2007 году и 6% в 2017 году. Также несколько сократилась доля людей, которые подают милостыню (в 2017 году она составила 30% против 36% в 2007-м). Чаще всего пожертвование составляет от 101 до 500 рублей (24% респондентов) или от 501 до 1000 (17%).
Авторы исследования считают, что сфера профессиональной благотворительности в России развита пока недостаточно. Семь из десяти опрошенных не назвали ни одной благотворительной организации, а термин «фандрайзинг» (сбор пожертвований) оказался незнаком 92% населения.
Елизавета Язневич положительно оценила смещение акцента в исследовании просто с числа тех, кто участвует в благотворительности, на изучение того, как именно люди помогают. «Мне кажется, это хороший знак сам по себе: что нас, исследователей некоммерческого сектора, все чаще интересует не количество людей, протягивающих руку помощи своим ближним, но качество участия в благотворительности: переводят ли люди деньги в благотворительные организации — а не просто подают милостыню, как регулярно, готовы ли поддерживать административные расходы организаций, интересуются ли тем, куда идут их пожертвования. Условно говоря, KPIs (показатели достижения успеха) становятся все более сложными — в ответ на дальнейшее развитие благотворительного сектора», — отметила Язневич.
В общемировом рейтинге частной благотворительности фонда CAF от 2017 года Россия заняла 124-е место из 139. По данным исследования CAF частных пожертвований в России 2016 года, каждый второй россиянин совершал пожертвование в некоммерческие организации. В религиозные организации жертвовали больше (37% опрошенных), чем в светские НКО (23%). Объем частных пожертвований в 143 миллиарда рублей составил 0,34% от ВВП, что является довольно высоким показателем. Данные исследования привели экспертов к выводу, что благополучие экономики государства почти не влияет на объемы частной благотворительности.