Такие дела

Amnesty International: транспортировка заключенных в России унижает достоинство человека

Международная правозащитная организация Amnesty International признала, что условия, в которых российских заключенных перевозят в тюрьмы, нарушают права человека и унижают человеческое достоинство, сообщает «Русская служба» BBC.

В докладе «Этапирование заключенных в России: путь в неизвестность» правозащитники указывают, что ФСИН «унаследовала» от советского ГУЛАГа сеть исправительных колоний, многие из которых находятся на Дальнем Востоке и Крайнем Севере.

Уголовно-исполнительный кодекс предписывает отбывать наказание в регионе, где человек проживает или был осужден. У данной нормы есть множество исключений, позволяющих этапировать осужденного за тысячи километров, и родственники будут неделями пребывать в неведении относительно его судьбы. Зачастую близкие осужденных не имеют финансовой возможности регулярно посещать колонию.

Правозащитники обращают внимание на то, что права осужденных женщин нарушаются в этом вопросе чаще: по последним данным ФСИН (за 1999 год), за пределами родного региона отбывали наказание 12% заключенных-мужчин и до 44% женщин. Кроме того, из 760 российских пенитенциарных учреждений РФ только в 46 есть условия для размещения женщин.

Маршруты доставки заключенных редко бывают прямыми: вагоны с осужденными прицепляют к пассажирским поездам.

«Путь может занять от двух недель до месяца или даже больше, и на промежуточных остановках заключенные размещаются в пересыльных камерах в СИЗО, где они проводят иногда недели, пока их не отконвоируют на следующий поезд», — говорится в докладе.

Все время, пока человек идет по этапу, родственники имеют смутное представление, что с ним, жив он или мертв. Осужденный лишается всех гражданских прав.

Информацию о судьбе осужденного намеренно скрывают – в Amnesty считают, что это равносильно «насильственному исчезновению» — понятию из международной правозащитной конвенции. По закону госорганы обязаны уведомлять одного из родственников осужденного о его местонахождении лишь в течение 10 дней после прибытия в тюрьму.

К примеру, активист Ильдар Дадин, получивший реальный тюремный срок по обвинению в неоднократном нарушении закона о митингах, был этапирован из Сегежской ИК после жалоб на пытки. Пока его перевозили в колонию на Алтае, жена месяц не могла выяснить, что с Дадиным. Сейчас приговор Ильдару Дадину отменен Верховным судом, активисту присудили 2,2 миллиона рублей за незаконное преследование.

На каждом этапе заключенных могут часами обыскивать, применяя методы, похожие на пытки. «Они берут грелку, к ней присоединена длинная трубка, которую засовывают вам сзади, а потом они резко наступают на грелку», — рассказал Amnesty заключенный Александр Мельников.

Перевозят заключенных в крайне стесненных условиях – в купе площадью 3,5 квадратных метра помещают до 12 человек, и зачастую можно только присесть, но не лечь. К слову, в пассажирских вагонах такое купе рассчитано на четверых.

В купе для заключенных нет окон, постельное белье не выдается, в туалет водят раз в 5–6 часов, а ночью и на стоянках посещение санузла запрещено.

«Я очень мучился. <…> Позже я узнал, что надо делать. Заключенные берут с собой пластиковые пакеты, а если получается, то и пластиковые бутылки», — цитирует Amnesty слова бывшего заключенного Геннадия Афанасьева.

«Российским властям пора уничтожить последние пережитки ГУЛАГа и привести свою пенитенциарную систему в соответствие с международными стандартами в области прав человека», — делают заключение авторы доклада.

Exit mobile version