«Это вы, зрячие, по одежке встречаете»: как чувствует мир незрячий человек

В России более 100 тысяч незрячих людей. Саша — один из них. Это не помешало ему стать филологом, найти друзей и завести отношения со зрячей девушкой. Саша учится в магистратуре, руководит фольклорным ансамблем и работает экскурсоводом в музее «Прогулка в темноте». В Международный день слепых Саша развенчивает мифы о беспомощности незрячего человека примерами из собственной жизни.

Саша
Фото: из личного архива

Существует стереотип, что незрячий человек ничего не может. Его нужно везде водить за ручку, все показывать и рассказывать. В советское время этот миф активно подпитывался. Был, грубо говоря, слепецкий социум, в котором существовали незрячие. Они работали на фабриках и учебно-производственных предприятиях, рядом с которыми и жили. Библиотеки тоже свои. До сих пор людям сложно поверить, что незрячие могут достичь чего-то. Когда ставишь их перед фактом, видишь разные реакции — от удивления до неприятия.

Я ехал в такси, и тут водитель мне говорит: «Вот ты Коран не читаешь, поэтому и не видишь. А если бы читал, то сразу бы и прозрел». Еще бывало, женщину заденешь, она возмутится: мол, сидел бы дома или почему без сопровождения. Но я не обращаю на это внимания.

Зимой, в выпускном классе, я поехал в Институт русского языка имени Пушкина. Хотел стать филологом. Единственный вопрос, который мне задали в институте: «Как вы планируете учиться?» Я рассказал, что пользуюсь компьютером с помощью программы экранного доступа, спокойно работаю с документами и что проблем никаких не будет, на что мне было сказано: «Ну раз вы все это умеете, то мы с удовольствием вас выучим». Сессии я сдавал со всеми. Спрашивали с меня порой даже больше, чем с других. Скидок на то, что я не вижу, мне никогда не делали.

Мне по жизни везет с людьми. Встретились очень приятные, интересные ребята, которые были готовы общаться со мной и которые были, может, поражены по-хорошему тем, что незрячий человек учится не хуже и знает не меньше них. До сих пор в общежитии студенческом живу и со многими сокурсниками поддерживаю общение.

Я живу со своей же девушкой. Она зрячая, но это абсолютно не значит, что какие-то бытовые вопросы она берет на себя. Мы вместе ходим за продуктами, я мою посуду. Если нужно, я помогаю ей в чем-то. Ровно так же, если нужно, она помогает мне.

Очень многие работодатели боятся принимать незрячего на работу. Логика такая: «А как это мы слепого в офисе посадим, а вдруг кто-то придет и увидит, что у нас слепой работает?» Не приходит в голову, что если берешь на работу незрячего, то помогаешь имиджу компании. В Европе это уже давно поняли. Еще могут не взять, полагая, что для незрячего нужно создавать какие-то специальные условия.

Мне, как филологу и преподавателю, никаких особых условий не нужно. Я могу принимать работы студентов и учеников в электронном виде. Могу сам сдавать документацию и заполнять журналы. Единственное, что мне нужно, — это компьютер и программа экранного доступа. Она ничего не стоит, и установить ее может даже ребенок. В самой системе Windows есть встроенные средства для незрячих и слабовидящих; другое дело, что программа от Microsoft не очень хорошо озвучивает содержание экрана. Вообще, для слепых есть много программ. Благодаря им можно ориентироваться, пользоваться соцсетями и мессенджерами. Сам я чаще всего в vk.com, поскольку там все мои друзья, но у меня есть и твиттер, и фейсбук, и пара блогов.

Я редко отказываюсь от помощи на улице. Если человек идет в ту же сторону, почему бы не пройтись вместе? Единственное, что мне не очень нравится, это когда стоишь на остановке и говоришь, мол, мне нужен такой-то автобус, а тебе отвечают: «Вот подъехал ваш зелененький автобус, садитесь в него». А автобуса подъехало два, и я не знаю, какой из них зелененький. За рубежом, насколько я знаю, есть гаджет — нажимаешь на кнопку, и он называет номер приближающегося автобуса. Но до нас пока не дошли технологии.

Для меня красота — это адекватное восприятие мира и умение поддержать беседу на большой спектр тем. Мне важно, чтобы человек чем-то увлекался. Внешность моих собеседников по понятным причинам интересует меня в последнюю очередь. Это вы, зрячие, по одежке встречаете. Хотя за собой я слежу, всегда стараюсь выглядеть стильно, чтобы людям было приятно на меня смотреть.

Как минимум по голосу, речевым особенностям, по тому, что и как человек говорит, можно составить впечатление о человеке, его происхождении. Но для меня это важно, только если нам предстоит долгое общение.

Думаю, что таких же успехов может добиться каждый незрячий, если приложит усилия. Во многом я признателен своей семье, друзьям и девушке. Конечно, я и сам довольно много сделал для того, чтобы моя жизнь была такой, какая она есть. Но я не могу сказать, что это достижение. Это мой выбор — жить достойно.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: