«Наркофобия — это опасно»: Глобальная комиссия по наркополитике представила доклад о восприятии наркотиков в мире

В среду Глобальная комиссия по наркополитике опубликовала доклад «Проблема восприятия наркотиков в мире. Время развеять предрассудки о людях, употребляющих наркотики». Работа посвящена предубеждениям, с которыми сталкиваются наркопотребители во всем мире. «Такие дела» рассказывают о главных тезисах доклада.

Не все наркотики одинаково вредны

Последствия потребления разных веществ отличаются по степени вреда, а иногда они даже приносят пользу, говорится в докладе Глобальной комиссии. В некоторых странах каннабиоиды могут прописать в медицинских целях, стимуляторы показали свою эффективность в лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности, а метадон помогает людям побороть зависимость от опиатов.

Страх перед наркотиками (наркофобия) приводит к пропаганде полного отказа от наркотиков. Пример — кампания «Просто скажи нет», которую в 1980-х проводили США, а затем и страны Азии, Африки и Европы. Прямой связи между кампанией и сокращением употребления наркотиков выявлено не было, при этом эксперты критиковали кампанию за чрезмерное упрощение проблемы и сокрытие от граждан правдивой информации о последствиях приема различных веществ.

Транслирование неверной информации о наркотиках снижает доверие людей к властям. В докладе приводится монолог женщины по имени Вини из Чили, которая лечила сына от эпилептических припадков. От судорог не помогали ни диеты, ни лекарства, ни операция на головном мозге, ни электрические разряды, тогда как после приема масла каннабиса судороги у мальчика стали случаться гораздо реже. Чилийские законы разрешают выращивать и употреблять каннабис в медицинских и личных целях, но Вини боится, что полиция может ворваться в ее дом и обвинить в выращивании травы на продажу: стоимость бутылки масла каннабиса в местных аптеках достигает 300 долларов.

Употребление наркотиков — не признак слабости

О потребителях наркотиков распространен стереотип, что это слабые и аморальные люди, которые не заслуживают быть полноправными членами общества. На самом деле, утверждают авторы доклада, причин употребления может быть множество: облегчение эмоциональной и физической боли, стремление к удовольствию и социализации, юношеские эксперименты, улучшение производительности.

Кроме того, наркотики далеко не всегда вызывают зависимость. По утверждению Глобальной комиссии, в 2016 году около 250 миллионов людей принимали запрещенные вещества, и только в 11,6% случаев это было связано с зависимостью. При этом наркотики употребляют люди с любым достатком — различаются только вещества и их качество. Никто из них не заслуживает плохого отношения и не должен быть дискриминирован.

Наркопотребители — не преступники

В выступлениях политиков, СМИ и бытовых разговорах встречается мнение, что наркозависимые часто идут на преступления ради дозы. На самом деле это не так — большинство из них нарушают только антинаркотические законы.  Несмотря на то что прием и хранение психоактивных веществ не насильственное действие, во многих странах это считается преступлением. В нескольких странах, включая Индонезию, Иран, Китай, Малайзию и Саудовскую Аравию, хранение наркотиков наказывается смертной казнью.

Если у человека появляется судимость, найти легальную работу становится сложнее. В такой ситуации криминальные действия могут стать основным источником доходов наркопотребителя. Вынужденные преступления еще сильнее стигматизируют наркозависимых, что позволяет властям вести карательную политику против них. Это, в свою очередь, приводит к дискриминации. Круг замыкается.

Вместо того чтобы наказывать наркозависимых, их стоит поддержать, считают авторы доклада. Судебная система должна рассматривать болезнь как смягчающее, а не отягчающее обстоятельство. Также комиссия порекомендовала правоохранительным органам прекратить преследование людей, употребляющих наркотики, в том числе запугивание, необоснованные обыски, захват имущества и расовое профилирование.

Стигма ограничивает доступ к медицине

Физическое и психическое здоровье человека должно быть на первом месте — при этом многие медицинские учреждения дискриминируют наркопотребителей. Необходимо бороться со стигмой наркозависимых и продвигать научно обоснованные подходы к профилактике наркозависимости, лечению и снижению вреда от употребления. Это программы по распространению чистых шприцов и презервативов, создание комнат для безопасных инъекций, заместительная терапия и тестирование наркотиков на наличие опасных примесей. При этом человеку необязательно полностью отказываться от употребления.

Отдельно в докладе подчеркивается, что во многих странах наркозависимым женщинам сложно получить помощь при беременности. В докладе приводится пример из России: женщина по имени Оксана рассказала, что медики строго запретили ей рожать, когда узнали о ее зависимости и ВИЧ-статусе. Накануне аборта Оксана узнала от подруг, что с этими диагнозами можно родить здорового ребенка, и отказалась от аборта. Узнав об этом, врач назвал ее «безответственной наркоманкой». От стресса у Оксаны начались преждевременные роды, но, несмотря на все трудности, девочка родилась здоровой.

Слово «наркоман» пора забыть

На первый взгляд, языковая проблема стоит не так уж остро. Тем не менее авторы доклада выступают против использования унижающих слов вроде «торчок», «героинщик» и даже распространенного «наркоман». Их употребление приводит к дискриминации и укреплению карательной политики, которая основывается на морализаторстве. Они обесчеловечивают людей, выставляя их как недостойных и неполноценных. В России эти слова нужно заменить на «наркопотребитель» (если зависимости нет) и «наркозависимый» (если есть). Комиссия рекомендует лидерам общественного мнения и СМИ брать ответственность за формирование отношения к наркотикам  и поощрять использование нейтрального языка.


Глобальная комиссия по наркополитике (GCDP) основана в 2011 году. Это независимый орган, в который входят 25 экспертов, включая 12 бывших глав государств, бывшего Генерального секретаря ООН и трех лауреатов Нобелевской премии мира. Комиссия ежегодно выпускает доклады, посвященные проблемам наркополитики. Например, в 2011 году она выпустила работу, в которой объясняла, почему пятидесятилетняя война с наркотиками окончательно проиграна. Следующие доклады были посвящены пользе декриминализации, реформам здравоохранения и профилактике распространения болезней.

Над последним докладом работали бывший президент Швейцарии и председатель комиссии Рут Дрейфус, бывший президент Нигерии Олусегун Обасанджо, экс-премьер Новой Зеландии Хелен Кларк, бывший вице-премьер Великобритании Ник Клегг, бывший исполнительный директор Глобального фонда по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией Мишель Казачкин и бывший спецдокладчик ООН по вопросу о казнях без надлежащего судебного разбирательства Асма Джахангир.

Анна Саранг
президент Фонда содействия защите здоровья и социальной справедливости имени Андрея Рылькова

В России очень актуальна проблема наркофобии, демонизирования наркотиков и людей, которые их употребляют, но сейчас я вижу некоторые положительные изменения в высказываниях людей о наркопотребителях. Пять-семь лет назад общественные деятели, политики и публичные интеллектуалы могли просто так говорить, что наркозависимые — это животные, зомби, что к ним не нужно применять человеческих методов лечения. Сейчас все-таки такого уже нет. Хотя иногда можно услышать, как некоторые политики очень пренебрежительно и патерналистски говорят о людях, которые употребляют наркотики и подвергаются репрессиям за употребление.

Еще мы видим, что в медицинских учреждениях до сих пор с большим предубеждением относятся к наркопотребителям. Зачастую их не берут ни в скорую, ни в больницы, выгоняют при первой возможности. Люди, которым нужны серьезные вмешательства, например, лечение туберкулеза, не могут долго находиться в больнице, потому что им не предоставляют наркологической помощи. Во всем мире в больницах используют метадон, чтобы у человека не было ломок и он закончил курс лечения. В России такой возможности нет, поэтому наркозависимым на первый-второй день становится плохо, и им приходится отказываться от лечения, чтобы найти наркотики.

Профилактика употребления и зависимости по сути у нас вообще не ведется. Все, что делается в России, это, в принципе, подрывная деятельность, направленная на лишение людей доступа к адекватной информации. В России в качестве профилактики предлагается тестировать школьников на наркотики. Это, конечно же, ужасно и полностью противоречит идеям профилактики. Подросткам нужно говорить, что с первого употребления того или иного вещества ни у кого зависимости не возникает, что есть некоторые нелегальные наркотики, например, MDMA, менее вредные, чем легальные, как алкоголь или табак. Это информация, к которой мы не привыкли, но, к сожалению, без нее люди полностью теряют доверие к учителям и вообще ко всем, кто говорит об этом. Профилактические программы не должны строиться на страхе и лжи: подростки уже никогда не обратятся к вам, если вы искажаете факты и заставляете их писать в банку в школе.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: