Министерство промышленной торговли подготовило законопроект о регулировании оборота никотиносодержащей продукции и устройств. Документ фактически приравнивает все виды электронных сигарет к обычным.
К 2019 году авторы проекта хотят запретить курение любых электронных сигарет в образовательных, культурных, медицинских и спортивных учреждениях, на транспорте, детских площадках и в лифтах. Министерство также планирует ввести полный запрет на продажу вейпов и сопутствующих товаров несовершеннолетним.
«Такие дела» поговорили с наркологом, правозащитником, врачом и вейп-блогером о том, насколько эта инициатива правомерна и эффективна.
«Безусловно этот законопроект нужен, и в нем не может быть разночтений. Дело в том, что вред от электронных сигарет вовсе не меньше, чем от обычных. Они приносят совсем другой вред организму, воздействуя не на дыхательные пути и легкие, а на мозг. Жидкости для вейпов содержат ядовитые вещества, многоатомные спирты и растворители, уничтожающие клетки головного мозга. Я совершенно уверен, что такая инициатива в доработанном виде необходима для России».
«Я думаю, что это правильная позиция. Знаете, зависимость формируется в несколько этапов. На последнем этапе она определяется биохимией и, в зависимости от вещества, вынуждает человека потреблять его. Начинается это все с психологических установок и мировоззрения подростков, им навязывается эстетика курения и самого процесса выпускания дыма. Тем, кто пробует курить впервые, не важно, каким образом они это делают, они не стремятся достичь физического эффекта. Это работает на привычку — пускать дым. Главное — это психический стереотип о том, что курение — это нормально. Да, подростки могут начать делать назло, если им постоянно запрещать курить, но каким-то образом детей надо воспитывать на уровне семьи и государства. Я каждый день сталкиваюсь с тем, что дети, которым все позволяют, вырастают в зависимых людей. Эту ситуацию надо исправлять».
«Задача законопроекта Минпромторга — начать регулировать электронные средства курения, которые до этого не регулировались. Это самостоятельный закон, дающий шанс грамотно легализировать продукт. Сейчас многие врачи говорят о том, что приравнивать обычные сигареты и вейпинг — неправильно. Но для того, чтобы понять, чем одно отличается от другого, необходимы исследования, которые сейчас делают не только европейские, но и российские ученые. Государство понимает, что загонять курильщиков в ситуацию, где любой способ курения наказывается одинаково — это неправильно. В 2013 году мы говорили о том, что в среднем человек пробует свою первую сигарету в 13 лет, в 2015 году этот показатель сместился до 11 лет. О чем это говорит? Россия — вторая по плотности табакокурения в мире, и нужно менять ситуацию. Законопроект должен включать в себя две принципиальные вещи — во-первых, нужно создать специальные места, где будут находиться курильщики, они должны быть не на видном месте, чтобы исключить элемент пропаганды. Во-вторых, надо запустить общественно-государственную программу по сокращению курильщиков-подростков. Вместо запретительного закона должен быть один качественный закон общественного согласия, и это будет работать».
«Я считаю, что этот законопроект бесполезен и только сотрясает воздух. В России фактически не действуют запреты на продажу алкоголя и сигарет несовершеннолетним. Ни государству, ни табачникам не выгодно, чтобы люди бросали курить. Поэтому, в частности, поднимаются акцизы на жидкости с содержанием никотина. Нужно работать на уровне госпропаганды, поскольку все, что запрещают подросткам, они делают назло вдвойне. Можно запретить школьникам смотреть фильмы с распитием алкоголя и табакокурением, но это уже цензура. Электронные сигареты уже нанесли существенный ущерб американским компаниям. И поэтому российские табачники работают над сохранением своего бизнеса и говорят о том, что электронные сигареты — это тоже вред, несмотря на уже опубликованные исследования, говорящие об обратном».
В феврале 2013 года в России был принят антитабачный закон, который значительно ограничил места, где курение разрешено. Курить нельзя на лестничных клетках, в подъездах и лифтах, в образовательных, медицинских, спортивных учреждениях и рядом с ними, а также на расстоянии менее чем 15 метров от входов на вокзалы, в аэропорты, порты и станции метро.