Основателя сети «Додо Пицца» вызвали на допрос в полицию свидетелем по делу о сбыте наркотиков через пиццерии
В Москве основателя сети пиццерий «Додо Пицца» Федора Овчинникова вызвали на допрос по делу о наркотиках в качестве свидетеля. Дело завели по анонимной жалобе — в ней говорилось, что предприниматель прикрывается делами пиццерии для поставки наркотиков из Латинской Америки. Об этом рассказал сам Овчинников на своей странице в Facebook. «Такие дела» узнали мнение адвокатов об этом деле.
В ноябре 2017 года сотрудник пиццерии «Додо Пицца» в московском районе Южное Медведково, убираясь в туалете, нашел закладку с наркотиками. Он сообщил об этом управляющему, а тот, в свою очередь, вызвал полицию.
В конце декабря оперуполномоченный районного отдела полиции по телефону потребовал от основателя сети Федора Овчинникова явиться на допрос «по делу о распространении наркотиков в ваших пиццериях».
Предприниматель попросил выслать официальный запрос в письменном виде и положил трубку. Пиццерия, в которой нашли наркотики, ему не принадлежит, она находится под управлением партнера по договору франчайзинга. Как отметил Овчинников, он обсудил звонок с партнером и не придал ему большого значения.
Спустя месяц, 30 января, Овчинникову поступил звонок с неизвестного номера. Девушка, представившаяся следователем отдела полиции Южного Медведкова, сообщила, что он обязан явиться на допрос в качестве свидетеля. О каком деле идет речь, она отвечать отказалась, подчеркивает Овчинников. В своем Facebook он привел их разговор:
— Дело в том, что мне уже звонил ваш коллега из Южного Медведкова, и он мне говорил о том, что дело связано с найденными наркотиками, — ответил ей Овчинников. — Вы знаете, я бы хотел вам помочь, но не имею отношения к управлению пиццерии в Медведкове. У нас большая сеть и большая компания. Пиццерий очень много. Я даже не имею юридического отношения к данной конкретной пиццерии. Эта пиццерия принадлежит и управляется нашим партнером-франчайзи. Пиццерия — публичное место, если в ее туалете что-то найдено, как я могу вам помочь? Я точно могу помочь в качестве свидетеля?
Так же, как и в первый раз, говорит очень жестко, давит:
— Я не буду вам ничего объяснять. Вы обязаны явиться на допрос.
— Вы можете прислать мне официальный письменный запрос?
— Нет. Не обязана.
— А как вы удостоверитесь, что я действительно Федор Овчинников? Откуда у вас мой личный мобильный номер?
— Номер получен от надежных источников.
— А почему я должен быть уверен, что вы именно следователь района Южное Медведково, а не кто-либо иной? Я же не вижу ваши документы?
— Слушайте, вы должны явиться на допрос.
— Я достаточно занятой человек. У меня очень плотный график. Мне даже записать ваш адрес сейчас неудобно, нет ничего под рукой.
— Я вам вышлю SMS.
— Ок, высылайте, но я в любом случае проконсультируюсь с юристами по поводу письменного запроса. Я уважаю вашу работу и готов исполнять законные требования, но у меня очень мало времени. До свидания!
Юристы Овчинникова подтвердили, что следователь вправе вызвать свидетеля по телефону, но должен указать, по какому делу. Если свидетель дважды не явится на допрос, то за ним могут отправить наряд и привезти его силой.
7 февраля Федор Овчинников явился на допрос в ОВД. Следователь сообщил, что возбуждено уголовное дело по статье 228.1 пункт 5 УК РФ (незаконные производство, сбыт или пересылка наркотических средств в особо крупных размерах).
«Следователь сказала, что дело к ним пришло из центра. На Петровку, 38, в главное управление МВД России по городу Москве, поступило заявление от некой Прониной Е. В. о том, что под прикрытием сети пиццерий я и наш партнер-франчайзи в Москве занимаемся распространением наркотических средств. Поставки идут из Латинской Америки. Для этого я постоянно езжу за границу, где у нас работают пиццерии для прикрытия. В заявлении, как сказал следователь, был указан мой мобильный телефон. Дальше дело из центра пришло к ним в Медведково, где была обнаружена “закладка”, и теперь они его расследуют на месте», — рассказал предприниматель.
Автора жалобы полиция не допрашивала, кем она является, неизвестно, поскольку свое заявление она прислала по электронной почте и по этим данным полиция установить ее личность не может. Однако позже, во время допроса, следователь открыла заявление с подписью Прониной Е. В., сделанной от руки. На вопрос предпринимателя, почему же тогда им сказали про электронную почту, та ответила, что это письменное заявление нашли в ящике для анонимных заявлений на Петровке, 38. Как заметил предприниматель, на письме стояла печать ФСБ и дата — 1 ноября 2017 года, за несколько недель до того, как в пиццерии в Медведкове обнаружили закладку.
На допросе, как пишет Овчинников, его спрашивали, как он, являясь генеральным директором «Додо Пиццы», не знает, что в сети осуществляется сбыт наркотиков. Предприниматель и его адвокат объяснили, что речь идет только об одной закладке, найденной сотрудником в туалете, и о других случаях информации нет, а также что к деятельности пиццерий, открытых по договору франчайзинга, Овчинников отношения не имеет.
«Собственно, весь допрос заключался в установке моей связи с пиццерией в Медведкове, а также моих отношений с партнером-франчайзи, владеющим пиццериями в Москве. Например, следователя интересовал вопрос, сколько раз в месяц я звоню нашему партнеру, поздравляю ли с днем рождения», — перечисляет он.
Предприниматель заявил, что собирается написать заявление о клевете и найти автора жалобы, Пронину Е. В. The Bell выяснил, что человек с такой же фамилией и инициалами (Пронина Екатерина Викторовна) значится в СПАРК совладелицей ООО «Витаголд» в Люберцах — по этому же адресу находится одна из пиццерий «Додо Пиццы». Совладелец «Витаголда» Вячеслав Проскудин подтвердил, что является франчайзи «Додо Пиццы», но отвечать на вопросы о Екатерине Прониной отказался.
Пресс-служба МВД Москвы не смогла оперативно подтвердить или опровергнуть информацию по делу, редакция «Таких дел» ожидает ответа на запрос.
По данным на сайте «Додо Пиццы», в сеть входит 298 пиццерий, заведения открыты в России, Казахстане, Румынии, Эстонии, Литве, Узбекистане, Кыргызстане, Америке, Китае и Великобритании.
Алексей Канов,
управляющий партнер Центральной коллегии адвокатов Москвы
«Разумеется, основатель сети не имеет никакого отношения [к происходящему в открытом по франшизе заведению]. Его вызов в качестве свидетеля — это решение следователя, который ведет данное дело. По мнению следователя отдела МВД, господин Овчинников, возможно, обладает какой-то информацией по данному делу. Вот и все. Решение о проверке принимает полиция, и информация, которая была указана в этой жалобе, может являться фактором, инициирующим проверку. Какое тут может быть нарушение? Разберем элементарную историю: когда приходит сообщение о минировании того или иного объекта общественного пользования, кто-то проверяет этот звонок? Нет, сразу начинается проверка минирования. Так же возможно, что и по анонимной жалобе какая-то проверка была проведена».
Ирина Хрунова,
адвокат международной правозащитной группы «Агора»
«В этом случае анонимный автор выступает в качестве заказчика проверки. Но бывают и противоположные случаи: когда человек знает о совершении преступления, но не может о нем сообщить, потому что боится, находится в зависимости и т. д. Именно для этого и придуман способ сообщать о преступлении по электронной почте и через ящик для анонимных заявлений. В принципе, я не вижу законодательных запретов рассматривать такое заявление. Сам факт допроса тоже не имеет никакой сложности: следователю надо выяснить, кому принадлежит это помещение. Если он пришел и принес какие-то документы, подтверждающие, что он передал это помещение, заведение в пользование каким-то другим лицам, то следователь поверит его словам.
Мне кажется, тут подоплека несколько другая. Настолько наша жизнь многогранна становится, что бизнес-вопросы решаются с помощью сотрудников правоохранительных органов, что не удивит, если Овчинников может догадываться, кто его заказал. Возможно, это какой-то конкурент, возможно, не очень умный конкурент или кто-то, кто хочет создать видимость проблем у него. Привлечение сотрудников правоохранительных органов к такой ситуации — оно, в общем, меня не удивляет, поскольку случается повсеместно. Возможно, это ширма, чтобы провести более глубокую проверку бизнеса, финансов и всего остального».
UPD. МВД Москвы сообщило, что в вентиляции туалета пиццерии «Додо Пицца» в Южном Медведкове в ноябре нашли пакет весом 550 граммов с наркотическим средством — производной Н-метилэфедрона. В январе в этой же пиццерии, как сообщает полиция, обнаружили еще один пакет с аналогичным содержимым весом более 200 граммов.
Полиция проведет проверку сообщения Овчинникова о неэтичном общении с ним со стороны сотрудников полиции.
UPD: Федор Овчинников подтвердил, что Екатерина Пронина собиралась стать франчайзи «Додо Пицца», но изменила решение после обучения и предпочла стать инвестором пиццерии партнера сети в Люберцах. Он опроверг обвинения в ее адрес и заявил, что по его мнению, «все говорит в пользу того, что Екатерина Пронина — в худшем случае жертва сложившейся ситуации, и ее имя просто использовали в доносе». В интервью радиостанции «Говорит Москва» он также исключил версии «отжатия бизнеса» и происки конкурентов.
8 февраля предпринимателя вызвали на повторный допрос.
UPD: Екатерина Пронина сообщила vc.ru, что не подавала заявления и не в курсе, что кто-то подал его от ее имени. Она собирается обратиться в органы, чтобы защитить свое имя, которое использовали для фабрикации заявления.
В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.
Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране и предлагаем способы их решения. За девять лет мы собрали 300 миллионов рублей в пользу проверенных благотворительных организаций.
«Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям: с их помощью мы оплачиваем работу авторов, фотографов и редакторов, ездим в командировки и проводим исследования. Мы просим вас оформить пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать.
Оформив регулярное пожертвование на сумму от 500 рублей, вы сможете присоединиться к «Таким друзьям» — сообществу близких по духу людей. Здесь вас ждут мастер-классы и воркшопы, общение с редакцией, обсуждение текстов и встречи с их героями.
Станьте частью перемен — оформите ежемесячное пожертвование. Спасибо, что вы с нами!
Помочь нам