«Балет в трактире для дальнобойщиков»: эксперты об архитектурном облике городов России

Фото: Илья Варламов

Против главного архитектора Махачкалы Магомедрасула Гитинова завели новое уголовное дело по статье о халатности. По данным Следственного комитета, он допустил хаотичную застройку, испортил архитектурный облик города и нарушил безопасность местных жителей. «Такие дела» поговорили с архитекторами и общественниками о том, какие полномочия есть у главных архитекторов и почему они не могут влиять на облик города. 

Борис Пастернак
Главный архитектор центра историко-градостроительных исследований

«У Гитинова давно начались специфические проблемы с правоохранительными органами. Я считаю, что не нужно нанимать на работу тех сотрудников, которых нужно проверять. В институте главных архитекторов уже давно работают кадастровые инженеры и обычные инженеры. В этом аспекте в России все очень запущено»

Илья Варламов
Блогер и бизнесмен

«С архитектурой в России очень плохо, и это началось после смерти Сталина. Архитектура была на службе у идеологии и государства, конструктивизм — это единственный стиль, который наша страна дала миру.

Затем Хрущев начал борьбу с украшательством, и на первое место вышли строители, но эта тенденция продолжается до сих пор. Зачастую главные архитекторы не находятся в подчинении у мэра. Например, московский архитектор Сергей Кузнецов — его даже не приглашают на приемку главных объектов.

Строитель и архитектор всегда между собой конкурируют. Практически во всех городах России должность архитектора декоративна и отодвинута на второй план, поскольку они мешают зарабатывать. У них нет полномочий, вопрос не в политике.

Махачкала наносит психологическую травму любому, кто туда попадает. В Махачкале нет архитектуры, город в ужасном состоянии, это будто обсуждать балет в трактире для дальнобойщиков. Вообще весь юг России в плане архитектуры — это беспредел и самострой, например Краснодар, Ставрополь, весь южный берег Крыма, Адлер, Сочи»

Константин Михайлов
координатор Архнадзора

«Порча облика города — это беда не одной Махачкалы. По части порчи облика на первом месте находится Москва, на мой взгляд. Это не значит, что главного архитектора столицы нужно увольнять, нужно ввести законодательные нормы, которые бы способствовали должному историческому облику городов. Это необходимо. Главные архитекторы безусловно нужны, но, к сожалению, у них очень мало полномочий, и решение о реализации главных проектов лежит не на их плечах.

Порча исторических обликов наблюдается в Туле, Рязани и Нижнем Новгороде. Некоторые города защищены статусом объекта ЮНЕСКО, но в остальных городах власти не стремятся сохранить исторический облик, нарушают ландшафт, уничтожают историческую застройку.

В России нужен отбор на должность главного архитектора, нужно требовать хотя бы минимум знаний об истории архитектуры и необходимо наделить архитекторов существенными полномочиями, особенно тех, кто занимается градостроительством в главных исторических городах страны»

Фото: Илья Варламов
Лев Лавренов
Заслуженный архитектор России и академик архитектуры

«Во всех городах есть должность главного архитектора, она очень важна, поскольку этот человек отвечает за облик города. При этом существует архитектурный совет, но решающее слово принадлежит главному архитектору, он подписывает все документы. Сейчас у нас в России очень плохое качество архитектуры. Что касается Махачкалы, если архитектор допустил нарушения, которые повлекли за собой проблемы с движением транспорта, то это опасно и для водителей, и для жителей города»

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: