«Положение о благотворительности»: как таксомоторная компания стала бесплатно развозить жертв теракта и создала новый тренд

До недавнего времени после каждой чрезвычайной ситуации таксисты многократно завышали цены. Теракт 3 апреля 2017 года в метро Санкт-Петербурга, как и другие подобные происшествия, привел к транспортному коллапсу: после взрыва подземку закрыли, а городской транспорт почти сразу оказался переполнен. Но уже через полчаса компания «ТаксовичкоФ» неожиданно объявила, что машины будут доставлять людей от метро до дома бесплатно. Спустя несколько часов о благотворительной акции объявили и другие компании. Бесплатно работали Яндекс.Такси, Uber и Gett, а крупнейшие российские сотовые операторы обнулили для абонентов в Санкт-Петербурге стоимость звонков на справочные телефоны.

Фото: пресс-служба "Таксовичкофф"

Это первый случай в России, когда транспортный бизнес так отреагировал на экстренную ситуацию. Для сравнения, в 2010 году после взрывов в московском метро таксисты резко подняли цены на перевозки. На перроне Ленинградского вокзала водители встречали приезжающих со словами: «Метро не работает, берите такси». Проезд от площади трех вокзалов до «Парка культуры» стоил порядка 3 тысяч рублей.

После «ТаксовичкоФ» принял официальный документ — «Положение о реагировании в случае чрезвычайной ситуации». В компании надеются, что положение о бесплатной помощи пострадавшим в ЧП станет примером для других социально значимых организаций и такая реакция станет широко распространенным подходом.

«Каждый хотел помочь землякам, оказавшимся в эпицентре случившегося»

«Мы узнали, что произошел теракт, около трех часов дня. Сообщений о закрытии метро еще не было, но мы понимали, что будет коллапс, — рассказывает пресс-секретарь «ТаксовичкоФ» Анастасия Белоглазова. —  Директор коммуникационной группы Granat Communications, отвечающей за PR и маркетинг «ТаксовичкоФ» Валентина Головачева предложила развозить людей от места трагедии безвозмездно, и уже через полчаса наши машины забирали людей от метро».

Чтобы помочь как можно большему количеству человек, «ТаксовичкоФ» запустил анонс во всех своих группах в социальных сетях, но большего количества репостов удалось достичь в группе «ВКонтакте». Новость тут же подхватили жители Петербурга: люди делились записью на своих страницах, блогеры писали об этом на своих каналах, несколько федеральных каналов и радиостанций объявили о благотворительной акции «ТаксовичкоФ».

На начальном этапе акции у компании возникли сложности: нужно было скоординировать восемь таксопарков и донести информацию до всех директоров и водителей, а регламента на такие случаи еще разработано не было. Водителям «ТаксовичкоФ», которые находились в парке, выдали листовки с информацией о том, что они свободны и готовы довезти бесплатно.

Анастасия вспоминает: «Водители сначала даже не знали, вернем ли мы им деньги, им было все равно. Многие из них отказывались уходить со своей смены. Каждый хотел помочь землякам, оказавшимся в эпицентре случившегося».

Когда к метро стали подъезжать машины из службы такси и предлагать бесплатно довезти до дома, люди реагировали по-разному. Кто-то не верил, некоторые даже относились с опаской. Кто-то настаивал, чтобы водитель взял деньги. В среднем в машине ехали три человека, логисты подбирали оптимальный маршрут, позволяющий развезти сразу нескольких пассажиров.

Компания связалась с комитетом по транспорту Санкт-Петербурга и предложила помощь от автопарков «ТаксовичкоФ» и «ГрузовичкоФ», но она не потребовалась. Потом все-таки «ГрузовичкоФ» подключили, чтобы быстрее развезти людей.

По результатам благотворительной акции «ТаксовичкоФ» бесплатно доставил от метро до дома около 5 тысяч человек. В акции приняли участие 328 машин, на которых посменно работали 428 водителей.  В течение 11 часов таксисты развозили людей от станций «Парк Победы», «Электросила», «Московские ворота», «Фрунзенская», «Технологический институт», «Сенная площадь» и «Гостиный двор».

Всем водителям, работавшим в день трагедии бесплатно, компания выплатила компенсации и премии.

Безвозмездная помощь во время ЧП должна стать системной

Теперь в компании «ТаксовичкоФ» принято положение о реагировании в случае чрезвычайной ситуации. Согласно положению, все водители, которые произвели бесплатную поездку, получат компенсацию в полном объеме. «Бизнес должен осознавать свою социальную ответственность и в случае подобных ситуаций не оставаться в стороне», — говорит Валентина Головачева, директор коммуникационной группы Granat Communications, отвечающей за PR и маркетинг «ТаксовичкоФ»

При возникновении ЧП решение о необходимости оказания помощи не должно составлять больше 10 минут. Если происходит ситуация, которой МЧС присваивает режим ЧП, и руководство «ТаксовичкоФ» принимает решение о том, что можно помочь, сообщение автоматически приходят на телефон всем водителям компании. Те, что в радиусе 10 километров от трагедии, в течение 20 минут должны прибыть к месту происшествия и начать принимать пассажиров.

«Обычно такая волонтерская деятельность запланирована. Как только было принято решение развозить людей от метро бесплатно, мы поняли, что нам понадобится официальный документ, регламентирующий схему действий в случае ЧС», — вспоминает Анастасия Белоглазова

Если случается ЧП, сотрудники отдела контроля качества, SMM и связей с общественностью переходят на круглосуточный посменный режим работы, чтобы оперативно отрабатывать возможные проблемы с заказами и обеспечить максимальное информирование населения.

«Положение получилось довольно объемным — мы даже пишем скрипты для водителей, чтобы они знали, как общаться с клиентами в случае экстренной ситуации», — комментирует инициатор акции Валентина Головачева.

В положении компании введен регламент оказания гуманитарной помощи: в случае трагедии необходимое количество машин «ТаксовичкоФ» будут развозить жизненно необходимые предметы потребления в течение суток с момента поступления такого запроса от правительства города или общественных организаций. Также после трагедии 2017 года компания провела для водителей мастер-класс по оказанию первой помощи пострадавшим.

В пресс-службах Яндекс.Такси и Gett отказались комментировать «Таким делам» существование положений о благотворительности, сославшись на невозможность раскрытия внутренних правил компании.

За рубежом практика бесплатной работы такси во время трагических событий широко распространена. В ноябре 2015 года после теракта в Париже таксисты развозили людей безвозмездно, в начале 2016 года, после теракта на концерте певицы Арианы Гранде в Манчестере, таксисты также отключили счетчики и помогали людям добраться до дома. Многие жители города запустили в социальных сетях хештег #RoomForManchester, предлагая помощь и ночевку незнакомым людям, оказавшимся в эпицентре трагедии.


В материале используются ссылки на публикации соцсетей Instagram и Facebook, а также упоминаются их названия. Эти веб-ресурсы принадлежат компании Meta Platforms Inc. — она признана в России экстремистской организацией и запрещена.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: