10 апреля российские водители устроили бойкот такси-сервисам, которые агрегируют заказы: водители отказываются запускать приложения «Яндекс.Такси», Uber и Gett.
«Такие дела» поговорили с инициаторами акции, агрегаторами и Межрегиональным транспортным профсоюзом о том, чем вызвано недовольство водителей и чего они намерены добиться протестом.
Инициатором бойкота стало общественное движение «Форум Такси». Его председатель Олег Амосов сообщил ТД, что в Москве в акции приняли участие около 300 таксистов, но в остальных городах «массовости не получилось» — например, в Воронеже стихийно собрались около 40 машин.
Олег Амосов уверяет, что общественники не рассчитывали на большее и в целом довольны активностью водителей. По его словам, таксисты бастуют против всех агрегаторов, поскольку они агрессивно диктуют свои правила, постоянно меняя условия.
«Повышение комиссии для водителей на фоне сезонного спада стало катализатором. Бизнес давно на грани рентабельности. Компании и агрегаторы несут финансовые убытки — но и пассажиры тоже, только моральные: они сталкиваются с негативом уставших водителей, вынужденных трудиться в три раза больше, чтобы заработать кусок хлеба. Водители не высыпаются, чаще попадают в ДТП — за год число аварий в Москве выросло на 30%», — отметил Олег Амосов.
Общественники требуют ввести госрегулирование отрасли и запретить водителям с иностранными правами пользоваться агрегаторами.
«Мы уже озвучивали свои претензии, обращались к руководству агрегаторов с просьбой удалить из системы водителей-иностранцев, поскольку они ездят незаконно. “Ядекс.Такси” отключил 12 тысяч таких водителей, но всего их около 20 тысяч, и остальные агрегаторы не торопятся идти навстречу. Мы требуем от департамента транспорта провести массовую проверку иностранных водителей», — пояснил Амосов.
Он добавил, что к осени планируется создание национальной ассоциации водителей, чтобы объединить профсоюзы и общественные организации.
«Для нас акция — это инфоповод, мы хотим привлечь на свою сторону как можно больше водителей, — сказал Амосов. — Думаю, пассажиры не заметят наш протест, в Москве бастуют около 10% водителей».
В объединенной пресс-службе «Яндекс.Такси» и Uber ТД подтвердили, что агрегаторы работают в обычном режиме.
«Число машин и водителей на линии увеличивается, сегодня даже большими темпами, чем в этот же день на прошлой неделе», — сообщила пресс-секретарь Дарья Тростникова.
В Gett «Газете.ru» сообщили, что тариф для водителей не менялся последние шесть лет, и предложили таксистам обращаться в транспортный отдел компании и центр подготовки водителей.
Председатель межрегионального транспортного профсоюза Роман Круглов в беседе с ТД заявил, что недовольство водителей ему понятно.
«Протесты не утихают достаточно давно, — заявил Роман Круглов. — Сейчас поводом стало повышение комиссии — водители больше отдают сервису, получают меньше. Но на госрегулирование не стоит уповать, оно на практике приводит к ухудшению ситуации. Да и чтобы его ввести, нужно принять целый ряд нормативных актов. Ситуация такова, что ценовую политику диктуют крупные игроки вроде “Яндекса”, Uber, такси “Максим” — это законы рынка».
Круглов также напомнил, что сейчас департамент транспорта Москвы дорабатывает законопроект, который обозначит понятие агрегатора такси. «Советую дождаться его принятия», — сказал председатель профсоюза.
Весной 2017 года по всей России прошли протесты водителей-дальнобойщиков против повышения сбора в системе «Платон». ТД подробно освещали начало и ход протеста, а также его последствия: рост цен в магазинах и блокировку приложения Zello.