12 апреля Госдума приняла в первом чтении поправки в закон о предоставлении жилья детям-сиротам.
Законопроект предполагает создание единого реестра детей-сирот, имеющих право на жилье, а также вводит ряд норм в отношении граждан, лишенных родительских прав, и в вопросах содержания жилья для сирот.
Исполнительный директор благотворительного центра помощи детям-сиротам «Соучастие в судьбе» Алексей Головань, который принимал участие в разработке законопроекта, прокомментировал «Таким делам» нововведения и рассказал, какие нормы он и депутаты постараются добавить в документ ко второму чтению.
Алексей Головань
Исполнительный директор благотворительного центра помощи детям-сиротам «Соучастие в судьбе»
Этот законопроект задумывался два года назад, его долго согласовывали с различными ведомствами — в результате многие позитивные моменты были из него исключены. Однако документ, принятый сегодня в первом чтении, содержит ряд положительных нововведений. Например, подробно прописаны меры о включении детей-сирот в список на получение жилья. В действующем законе об этом сказано очень кратко.
Чтобы ребята, которые имеют право на жилье, не потерялись и не лишились этого права, в список их смогут внести опекуны. Установлен и срок такого обращения — три года с момента достижения 14 лет. Если опекун, например бабушка, забыл или не успел внести ребенка в список, подключаются органы опеки.
Упрощена процедура приобретения жилья для нужд детей-сирот — в частности, добавлено положение о приобретении квартир на вторичном рынке. Сейчас конкурсы о приобретении на первичном рынке часто отменяют, и в результате местные власти не могут потратить выделенные на эти цели деньги. Также четко прописано, что обязанности по сохранению жилья возлагаются на органы исполнительной власти субъектов.
Несколько положений были отвергнуты Минфином, так как они повлекут дополнительные расходы бюджета, но мы постараемся их вернуть.
Например, по возрасту сирот. Многие ребята лишаются права на жилье из-за откровенного обмана: когда они в 18 лет, выпустившись из детдома, обращаются с заявлением на получение жилья, им говорят, что выдадут его по достижении 23 лет. Не предупреждают, что заявление нужно подавать письменно, один экземпляр оставлять себе и так далее. А с 23 лет сироты утрачивают право на жилье. Государство выступает в роли наперсточника, экономит на сиротах.
Также необходимо расширить обстоятельства, по которым невозможно совместное проживание взрослого сироты с кем-то еще. К примеру, ребенка усыновили, но отношения в семье не сложились — и усыновление отменяют. Где в этом случае жить сироте? Государство считает, что вполне нормально продолжать жить с этими же людьми. Или мать лишили родительских прав, дочь отправили в детдом. За это время мать прописывает в квартире нового мужчину, а затем умирает. Дочь в 18 лет выходит из детского дома — и ей приходится жить в родительской квартире с незнакомым человеком. Такого быть не должно.
Все эти моменты есть в законодательстве Москвы и ряде субъектов, но не на федеральном уровне. Когда Госдума принимала «закон Димы Яковлева», звучали обещания, что мы все сами сделаем для своих сирот. Но чтобы обязательства не были голословными, нужно быть готовыми потратить деньги на наших детей.
В марте 2018 года несколько российских журналисток заявили о домогательствах со стороны председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого. 21 марта комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений в поведении депутата.