14 июня премьер-министр Дмитрий Медведев заявил, что правительство предложило повысить базовую ставку НДС до 20%. При этом все льготы по НДС на основные социально значимые товары и услуги обещали сохранить.
Дополнительные доходы от повышения ставки НДС составят более 600 миллиардов рублей ежегодно. Эти средства вместе с дополнительными доходами от завершения нефтегазового налогового маневра будут основными источниками для финансирования майских указов президента.
Сейчас НДС составляет 18%. Новая ставка, вероятно, начнет действовать с 1 января 2019 года. К чему приведет повышение НДС, «Такие дела» спросили у экономиста.
Данил Федоровых, старший преподаватель НИУ ВШЭ, руководитель проекта ILoveEconomics.ru
Видимо, это нужно для реализации нового майского указа Путина. Налоги сами по себе однозначно замедляют рост, а дальше все зависит от того, успешными ли будут проекты, на которые их потратят. Единого мнения (ускорится или замедлится экономический рост) нет даже в среде экономистов. Но рост экономики — дело общее и абстрактное, а рост цен — вот он здесь и сейчас.
Конечно, повышение косвенных налогов сказывается на инфляции. Несмотря на то что льготная ставка НДС — на продукты, лекарства, детские товары — сохранится, у их производителей все равно вырастут издержки (потому что другие товары и услуги подорожают), и часть этого роста потребители все равно заметят. Товары, для которых льготная ставка не применяется, подорожают сильнее.
НДС повысится на 2 процентных пункта, и это новое бремя производители и потребители разделят между собой: у первых снизится прибыль, а последние увидят новые цифры на ценниках. Учитывая, что льготная ставка сохраняется, я бы предположил, что в среднем мы увидим ускорение роста цен на 0,5—1 процентный пункт. Возможно, государство примет какие-то дополнительные меры, чтобы цены на социально значимые товары не росли, но пока об этом трудно рассуждать.
Также пока трудно что-то сказать об уровне бедности и неравенства — это зависит от того, на что пойдут собранные в бюджет деньги. В любом случае эффект будет отложенный: теоретически государственные вложения в инфраструктурные проекты создадут для кого-то рабочие места, однако ускоренное (пусть даже на 1 процентный пункт) повышение цен — это то, что все ощутят сразу, особенно те, кто и так с трудом сводит концы с концами.