Госдума РФ 26 июля в окончательном, третьем чтении приняла закон о совершенствовании военной подготовки в вузах: согласно документу, существующие профильные программы заменят едиными военными центрами.
Принятый закон, внесенный Министерством обороны РФ, унифицирует систему военной подготовки студентов. При этом объем военной подготовки в стране будет «только увеличиваться», а сокращать преподавательский состав военных факультетов не планируют, добавили в Госдуме.
Сейчас в ряде вузов действуют программы подготовки кадровых офицеров для службы по контракту, военные кафедры, факультеты военного обучения по программам подготовки офицеров запаса, сержантов, старшин запаса и солдат, матросов запаса. В единых военных центрах будет совместно использоваться вся имеющаяся учебно-материальная база, учебное вооружение и военная техника. Таким образом, считают в Минобороны, повысится эффективность обучения студентов.
Заведующий учебной лабораторией военной кафедры НИУ ВШЭ Александр Алексеев в беседе с ТД оценил инициативу положительно, но отметил, что для ее внедрения необходимо согласие ректоратов вузов.
«Сейчас студентам очень не хватает практики, — отметил Алексеев. — Например, солдат учат полтора года, офицеров — три года. А практика у них всего месяц, в то время как необходимо минимум по месяцу на каждый год обучения».
В марте 2017 года был принят закон об учебных военных центрах Минобороны, где смогут проходить подготовку студенты, обучающиеся в вузах без военных кафедр. Студенты-очники до тридцати лет могут заключить договор с министерством, пройти конкурсный отбор и начать обучение по военной специальности в одном из центров. Призывать на срочную службу их не будут.
Количество военных кафедр резко сократили в 2005 году. Если на тот момент в российских вузах функционировало 226 военных кафедр, то в 2016 году — только 72. Сейчас в России действуют 54 военные кафедры, в том числе в МГУ, МГИМО, МИФИ, МФТИ, Высшей школе экономики и в других вузах.
В марте 2018 года несколько российских журналисток заявили о домогательствах со стороны председателя комитета Госдумы по международным делам Леонида Слуцкого. 21 марта комиссия по этике Госдумы не нашла нарушений в поведении депутата.