«Водитель меня не слышит»: как люди с инвалидностью по слуху работают в такси

По оценкам Всероссийского общества глухих (ВОГ), в России живут порядка 300 тысяч людей, потерявших слух полностью или частично в раннем возрасте или с врожденными дефектами слуха. Такие люди обычно или не слышат с рождения, или потеряли слух в детстве, но большинство из них владеют языком жестов. 

Далеко не все организации могут предоставить работу слабослышащим людям. Чаще всего им предлагают вакансии уборщиков, грузчиков, подсобных рабочих и инженеров. Но в последние несколько лет пассажиры такси все чаще сталкиваются со слабослышащими водителями. “Такие дела” решили разобраться, как работают таксисты с глухотой.

Фото: Владимир Астапкович/РИА Новости

Запреты и ограничения

На сегодняшний день в РФ полностью глухие водители могут управлять легковыми автомобилями с прицепом и без, мотоциклами и мопедами. Замначальника управления по социальной политике ВОГ Максим Ларионов считает, что в России очень много запретов для людей с инвалидностью по слуху.

“Что касается профессии водителя такси, я сразу хочу обратить внимание на то, что в Германии, например, глухие водители водят фуры, в Финляндии, помимо фур, водят пассажирские автобусы. У многих людей в нашем обществе существуют стереотипы, что если человек не слышит, ему нельзя водить. Хотя нет никакой доказательной базы, которая подтверждала бы это, — подчеркнул он. — Мы будем продолжать бороться за то, чтобы глухие могли водить и грузовые машины, и трактора. Хотя у нас есть примеры, когда слабослышащий добивался в исключительном порядке вождения самосвала и трактора”.

Противники водителей с глухотой часто говорят о сиренах, которые неслышащий, по их мнению, может не заметить. Но эксперты возражают, что не существует доказательной базы, которая бы подтвердила, что слабослышащие водители часто устраивают аварии на дорогах. Кроме того, в иностранных соцсетях неслышащие люди делятся своим опытом вождения. По их словам, они гораздо внимательней ведут себя на дорогах, чем другие водители. Даже не услышав сирену, они замечают машины полиции или скорой помощи издалека по мигалкам или реагируют на то, что остальные автомобили в ряду начинают перестраиваться.

Трудоустройство в такси

Московский таксист Роман Погоскин не слышит с детства. 10 лет назад знакомый помог ему устроиться в такси Citymobil. «Глухим непросто найти место, большинство ребят работают на заводе и в “Ашане”, — поделился Роман. — Работа в такси мне нравится. Клиенты хвалят, оставляют чаевые, некоторые сами интересуются тем, как я работаю. Однажды пассажира возмутило, что я не слышу. Поначалу он хотел отменить поездку, но в итоге остался и был благодарен за быстрый путь».

В России существует целый таксопарк, где работают слабослышащие водители, с ним сотрудничают “Яндекс.Такси”, Uber и Gettaxi. В Москве он насчитывает 230 автомобилей, помимо столицы, в таксопарк входят Санкт-Петербург, Рязань, Нижний Новгород, Екатеринбург и Казань. Основные требования к водителям: быть старше 21 лет и иметь водительский стаж от трех лет. «Глухим непросто трудоустроиться на нормальную должность, предлагают только низкоквалифицированную работу, — рассказал генеральный директор организации Алексей Голушко, — я решил открыть таксопарк, так как [для них это] возможность стабильно зарабатывать. Бывало, клиенты отменяли заказы, узнавая, что водитель не слышит. Но в последнее время это происходит очень редко».

Представителей “Яндекс.Такси” сотрудничество со слабослышащими водителями не смущает. «У нас есть, например, чат с водителем. Им пользуются как люди, которые не любят звонить, когда ищут такси, так и слабослышащие. Мы постоянно работаем над улучшением функционала приложения «, — сообщила пресс-секретарь агрегатора Дарья Тросникова.

Похожей позиции придерживаются представители сервиса Indriver: “У нас равные возможности как для обычных водителей, так и для слабослышащих. Они предоставляют одинаковый пакет документов и регистрируются на равных условиях, — уточнила пресс-секретарь компании Надежда Алексеева. — Я лично знаю о двух водителях, хотя их может быть гораздо больше. Один работает в Москве, другой в Санкт-Петербурге. Про второго могу рассказать, что у него очень много заказов, высокий рейтинг и хорошие отзывы”.

Неловкие ситуации

Марина (имя изменено по просьбе героини) села в московское такси. Девушка объяснила, что попросила водителя вбить ее адрес, но он замотал головой, указывая на телефон. “Я в тот момент разозлилась. Подумала, ну как же так. Устроился на работу, а по-русски двух слов связать не может, — говорит Марина. — Я ехала с друзьями. Вышла раньше, а они двинулись дальше. Потом подруга рассказала, что наш водитель оказался глухонемым.”

Похожей историей поделился пользователь Pikabu. В 2016 году он ехал с женой в такси Uber. Пассажирка пыталась что-то объяснить водителю, но он только кивал ей в ответ. Она разозлилась, написала мужу сообщение, что, мол, водитель туповат. “Вдруг опять он какой-то поворот пропустил, — пишет автор, — и жена уже с повышением тона начинает его поучать. Водитель опять невозмутимо кивает и пасует рукой. И тут меня осенило: смс, не поздоровался, музыка не играет, руками машет и не слышит навигатор. Да он не слышит, в принципе!” Оставшуюся дорогу супруги ехали в неловком молчании. Сегодня Uber присылает клиентам уведомления о том, что их будет везти слабослышащий водитель.

В апреле модель Рейчел Хастингс заказала такси в Лондоне. В машине она увидела записку, в которой водитель написал: “Привет. Меня зовут Онур. Добро пожаловать в мой Uber. Я глухой, поэтому, если хотите что-то сказать, напишите мне…. Можете включить свою музыку через кабель. Если у вас есть что-то с сильными басами, то и мне понравится. Спасибо за то, что терпели меня. Хорошего дня!”

Модель опубликовала фотографию записки на своем аккаунте в Twitter, подписав: “Это так трогательно. Мы любим тебя, Онур”. Репост этой записи сделали более 134 000 человек.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

Помочь нам
Все новости

Новости

Текст
0 из 0

Подпишитесь на субботнюю рассылку лучших материалов «Таких дел»

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам: