Такие дела

Как относятся к цыганам в России и что с этим делать?

В конце октября в Ханты-Мансийске прошло заседание Совета при президенте России по межнациональным отношениям. Участники встречи пожаловались на снос цыганских домов, напомнив о громких протестах в Тульской области. Владимир Путин в ответ заявил, что люди не хотят жить рядом с цыганскими районами из-за процветания наркоторговли и криминала.

«Такие дела» обсудили с экспертами, как в современной России относятся к цыганам и как стигматизирующие стереотипы не дают им воспользоваться своими правами.

Цыгане во время сноса незаконно построенных домов в Плеханове
Фото: Сергей Стариков/ТАСС

Согласно переписи населения за 2010 год, в России проживают 205 тысяч цыган, но, по данным экспертов, их численность может быть вдвое выше. Этнос делится на группы: больше всего в России представителей русской ромы, также в стране живут кэлдэрари (котляры), кишиневцы, сэрвы, влахи, крымские и молдавские цыгане. Каждая этническая группа специализируется на собственных отраслях. Например, ромы традиционно занимались музыкой и торговлей, кэлдэрари изготавливали и ремонтировали металлическую посуду.

В августе «Левада-центр» провел опрос, в ходе которого выяснилось, что 43% россиян не стали бы пускать цыган в страну, 32% считают, что стоит ограничить их проживание на территории государства, и только каждый пятый готов видеть цыган среди своих соседей.

Снос цыганских домов

В своем выступлении на совете председатель Федеральной национально-культурной автономии российских цыган Надежда Деметр коснулась проблемы демонтажа цыганских домов и привела в пример историю с поселением в Тульской области.

В селе Плеханово цыгане долгое время жили в собственноручно построенных домах, но суд постановил снести постройки, которые ставили без разрешения. По словам Деметр, местные власти не рассказали «юридически неграмотному населению» об изменениях за последние 30 лет в законах о пользовании жильем, а в результате «пришли бульдозеры и снесли дома, в которых люди проживали полвека без всякой альтернативы».

Председатель подчеркнула, что такие ситуации возникают по всей России: в Калининграде, Архангельске, Омске, Волгограде, Искитиме, Калуге, Уфе, Челябинске и Екатеринбурге. Когда снос домов проходил в деревне Айша в Татарстане, цыгане пытались переехать в поселок в 35 километрах оттуда. Узнав об этом, жители поселка стали собирать подписи против их заселения и были готовы купить земли, на которые те претендовали.

Владимир Путин назвал вопрос острым, но заметил, что проблема заключается не столько в незаконности построек, сколько в криминализации цыганского населения: те «профессионально занимаются распространением наркотиков, и люди просто не хотят рядом проживать». Путин заявил, что власти упустили момент работы с цыганами и представителям этноса надо дать возможность получить нормальное жилье и своевременное образование.

Однако, как утверждает Деметр, случаев распространения наркотиков в Плеханове не было. Как замечает президент Совета цыган в городе Москве Роман Грохольский, жители села принадлежат к этнической группе котляров, представители которой никогда не занимались наркоторговлей.

В разговоре с «Такими делами» эксперты прокомментировали основные стереотипы, связанные с цыганами: криминальные связи, торговлю наркотиками и отсутствие образования.

Наркоторговля и круговая порука

«Преступные цыганские сообщества носят, как правило, семейный характер

»Твитнуть эту цитату

, — пишет в своей научной статье от 2010 года об этнических преступных формированиях начальник управления по борьбе с экономическими преступлениями УВД Кировского района Ростова-на-Дону (на момент написания научной работы. — Прим. ТД) Игорь Анжиров.

«Важнейшей особенностью данных преступных сообществ является абсолютная круговая порука всех участников, отказ их от контактов с правоохранительными органами, что объясняется в том числе и традиционным в цыганском обществе разделением мира на “своих” и “чужих”», — говорится в статье.

Цыгановед и этнограф Марианна Сеславинская согласилась, что цыгане не подпускают к себе правоохранительные органы, что очень привлекает поставщиков наркотиков. Но, по ее мнению, криминал в цыганской среде связан с уровнем преступности в конкретном районе и самые большие проблемы с вовлечением цыган в наркобизнес в тех регионах, где в нем задействованы отдельные группы из силовых структур.

«14 лет назад мы делали пару проектов по правовой защите, — вспоминает Сеславинская. — Некоторые цыгане жаловались на то, что к ним приходили из местного РУВД и требовали дань. Причем этот силовой рэкет не волновало, что далеко не все цыгане торгуют, они отвечали: “Торгуйте, мы вас прикроем, а если не будете торговать, все равно платите”. Это, например, происходило в Тверской области. Цыгане чувствительны к тому, что им позволяют местные власти, то есть участие силовых структур в криминальной торговле как бы “легализовало” это занятие прежде всего на начальном этапе».

Цыгане занимаются только розницей и являются всего лишь небольшим элементом в сети наркобизнеса, считает эксперт. Кроме того, добавляет она, надо учитывать, что вначале цыгане,«малообразованные в своей массе», могли не понимать, что их втягивают в продажу смертельно опасного вещества.

«Борьбой с наркоторговлей должны заниматься правоохранительные органы, у преступности нет национальности, и нельзя по отдельным представителям судить о целом народе», — подчеркивает Грохольский.

Большой слой людей, которые не заканчивают школу

Другим стереотипом о цыганах считается низкий уровень образования. Сеславинская утверждает, что все зависит от этнической группы и от того, когда она оказалась в России. Она приводит в пример группу котляров, которая живет отдельными общинами, часто в стороне от русских поселков, где были прецеденты, когда дошкольники совсем  не говорили по-русски.

«Известны случаи, когда местные цыгане-бизнесмены создают начальные школы в цыганском поселке и приглашают туда русских учителей, — отмечает Сеславинская. — Такая школа есть, например, в Новгородской области. После нее дети нормально поступают в пятый класс, но во многих цыганских поселках школ нет вообще, а районная далеко». По словам эксперта, возникают вопиющие случаи, когда есть хорошая школа рядом с поселком, но детей-цыган учат отдельно, выделяя им помещение в непригодном строении.

Самая главная проблема — отсутствие дошкольной подготовки и недостаточное знание русского языка, отмечает этнограф, именно это мешает детям влиться в обычный класс, социализироваться в школе. «Сейчас эти проблемы за рубежом решаются с помощью развития дошкольных программ для цыган, но в России в связи с сокращением финансирования образования эти проблемы где-то на десятом месте, — комментирует Сеславинская. — Разумеется, есть цыгане, которые заканчивают школу, поступают в вузы. Но существует очень большой слой, который школу не заканчивает».

Как замечает цыгановед научный сотрудник Института славяноведения РАН Кирилл Кожанов, ситуация с образованием в цыганской среде становится лучше: «Хотя до сих пор значительное количество цыган не имеет достаточного образования, все больше и больше людей заканчивают школы и поступают в вузы».

Как изменить положение цыган в обществе?

Грохольский считает, что для интеграции цыган в современное общество необходима специальная программа: создание центров, которые будут заниматься сохранением и развитием цыганской культуры, образованием и социальной защитой.

«После распада СССР не всем цыганам удалось влиться в рыночную экономику. Чтобы помочь с рабочими местами, нужно создавать небольшие предприятия в поселениях, а главное — это начать диалог с общественными лидерами нации и представителями государственной власти», — поясняет он.

Неправильно «отделять» цыган от россиян, заключает цыгановед Кожанов: в этом разделении, которое до сих пор существует в представлениях многих жителей России, и кроется главная причина несправедливого и злого отношения к этносу.

«Мне кажется, что задача общества не в “интеграции цыган”, а в предоставлении равных возможностей в культурном и информационном пространстве при получении образования, социальных услуг и устройстве на работу, — подчеркивает он. — Конечно, цыганское сообщество тоже должно меняться, чтобы успешно пользоваться этими возможностями, но мне кажется, что такой процесс происходит сам по себе, если его не останавливать».

Exit mobile version